Файл: Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия (на примере оао Красноярскнефтепродукт) содержит 76 страниц текстового документа, 1 приложение, 54 использованных источника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 фонды. В отечественной аналитической практике такие коэффициенты не рассчитывались.
С переходом к рыночной экономике показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия.
Эффективность прибыли - показатель, позволяющий оценить долю чистой прибыли в валовых доходах, то есть эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса, выбранной.
1.3
Пути
повышения
рентабельности
на
предприятиях
нефтегазового предприятия
Прибыль и рентабельность - это основные финансовые показатели плана и анализа хозяйственной деятельности организации. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово- хозяйственная деятельность фирмы. Показатели рентабельности в свою очередь являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
В ходе анализа прибыли и рентабельности организации изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

22
Рисунок 4 – Пути повышения прибыли и рентабельности
На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся:
-уровень развития экономики страны в целом;
-меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
-природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
-изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
-нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров,


23 объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства.
Для любого нефтегазового предприятия основная цель - максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятия в интересах их владельцев. Приспособление нефтегазового предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.
Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - краеугольный камень выработки стратегии нефтегазового предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов. Менеджеры компании должны постоянно изыскивать пути снижения издержек нефтегазового производства без уменьшения полезности товара. Полезность
- общепринятый экономический термин, выражающий предполагаемое удовлетворение потребностей в результате использования или владения товарами. Часто в литературе, посвященной вопросам управления, ее еще называют «качеством». Некоторые теоретики стратегии утверждают, что перед фирмой всегда открыты две возможности: конкуренция, основанная на издержках, и конкуренция, основанная на дифференцировании. Однако этот выбор является искусственным.
Сегодня фирме необходим как низкий уровень издержек, так и дифференцирование, нацеленное на повышение полезности. Невысокие издержки помогают фирме создать отличительное преимущество либо путем снижения цены для потребителей, либо с помощью инвестиций в товары, услуги, персонал или в улучшение имиджа.

24
Существуют два альтернативных пути повышения рентабельности продукции - увеличение объемов продаж и повышение эффективности их реализации (т.е. получение большей прибыли при сохранении объема продаж). Объем продаж может быть увеличен двумя способами: путем расширения рынка или путем более глубокого проникновения в него.
Эффективность реализации возрастает при сокращении издержек, повышении цен или оптимизации продаж-микс (т.е. исключении малорентабельных видов деятельности).
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Основные пути повышения рентабельности товара рассматриваются обычно как альтернативные друг другу. Так, усилия по наращиванию объемов продаж требуют инвестиций, а усилия по увеличению эффективности как раз и способствуют получению денежных средств.
Подобным образом увеличение объемов продаж предполагает использование маркетинговых стратегий (агрессивной ценовой политики, инвестиций в каналы распределения товаров, расширения рынка), в корне отличающихся от ориентированных на повышение эффективности операций.
Выбор стратегических усилий зависит главным образом от стратегических задач, связанных с конкретным товаром. Если менеджер видит перспективы роста его привлекательности, усилия следует сконцентрировать на увеличении объемов продаж; если предполагается, что в будущем распространение товара будет ограниченным, необходимо сосредоточиться на вопросах эффективности. В течение определенного времени ориентация на наращивание объемов продаж товара плавно переходит в стратегию повышения эффективности его производства и реализации, т.е. товар


25 превратится из потребителя финансовых средств в их создателя. По мере того как перспективы роста объемов продаж товара снижаются, задачей менеджмента становится поиск новых видов продукции и новых рынков для поддержания темпов развития бизнеса.
Для повышения объемов продаж можно использовать стратегию совершенствования деятельности.
При выборе данной стратегии предприятию рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка нефтегазового предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке. В этом случае доход обеспечивается за счет рационализации производства и сбыта (снижение себестоимости, реклама, сервис, предоставление торговых скидок). Эта стратегия направлена на улучшение деятельности нефтегазового предприятия, она эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Имеются следующие альтернативы интенсивного роста:
- увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей фирм- конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий - развития сбытовой сети, использования стимулирующих мероприятий, гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг. Обычно эта стратегия используется на стадии зрелости жизненного цикла товара;
- защита своего положения на рынке посредством развития функционального маркетинга;
- рационализация рынка - фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход из некоторых сегментов рынка, повышение эффективности продаж.
Однако крупным предприятиям главное внимание лучше обращать на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараться снижать роль внешнего фактора
(финансовой

26 производительности). Дело в том, что одним из условий процветания нефтегазового предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности нефтегазового предприятия понижается.
Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования).


27
2 Оценка прибыли и рентабельности предприятия ОАО
«Красноярскнефтепродукт»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Красноярскнефтепродукт»
История ОАО «Красноярскнефтепродукт» началась с 22 декабря 1934 года с момента создания единой системы обеспечения Красноярского края нефтепродуктами - управления «Красноярскнефтеторг», подчинявшегося
Госнефтеснабу РСФСР. Возглавил управление Константин Михайлович
Макаревич.
Во вновь организованное управление первоначально вошли 14 небольших нефтебаз: Злобинская, Канская, Ачинская, Абаканская,
Нижнеингашская, Заозерновская, Ужурская, Боготольская, Камарчагская,
Атамановская, Ададымская, Гляденьская, Сонская, Клюквенная.
Ачинская нефтебаза вошла в состав ОАО «Красноярскнефтепродукт в
1934 году и стала впоследствии ядром филиала «Западный».
Ужурскаянефтебаза была введена в эксплуатацию в 1928 году. В декабре
1928 года были создана Канская нефтебаза. Злобинская нефтебаза в г.
Красноярске функционирует с декабря 1929 года. В декабре этого же года были введены Заозерновская и Уярская нефтебазы. Минусинская и
Курагинская нефтебазы были созданы в 1936 году. А в октябре 1939 года построена Игарская нефтебаза, обеспечивает нефтепродуктами предприятия и население г.Игарки и Игарский морской порт.
Товарооборот составлял около 110 тыс.тонн нефтепродуктов в год. В составе управления не было ни одной автозаправочной станции: заправка техники велась ведрами из бочек непосредственно у потребителя. Все резервуары были клепаные. На каждой нефтебазе имелись 2-3 лошадки, на которых и перемещался весь необходимый груз. Рабочие и служащие сами заготавливали для них сено.

28
В системе нефтеснабжения работали 120 человек, и практически не было ни одного с высшим образованием. Первые три специалиста, причем из других отраслей народного хозяйства, появились лишь в 1946 году.
К началу Великой Отечественной войны в системе управления уже имелось 10 грузовых машин, 50 лошадей. Характерно, что 48 использовались в качестве гужевого транспорта, а двумя рысаками располагало управление.
На всех водных нефтебазах выгрузка наливных судов осуществлялась силами пароходства по договорам. Слив нефтепродуктов из вагонов-цистерн на Камарчагской и Клюквенской (ныне Уярской) нефтебазах велся самотеком. Прием и отпуск масел производился в бочкотару, для изготовления и ремонта которой имелось 15 бондарных цехов. На балансе нефтебаз числилось 18 км железнодорожных подъездных путей, которые обслуживали мастера-путейцы, состоявшие в штате нефтебаз. Насосные цеха конторы отапливались печами. Электроэнергия для освещения и на привод насосов использовалась только на Злобинской нефтебазе.
Работая в труднейших условиях морозной и бездорожной Сибири, коллективы нефтебаз в годы Великой Отечественной войны проявляли истинный героизм и самоотверженность. Для них лозунг «Все для фронта, все для Победы» был паролем на каждый день и час.
С 1945 года сразу после окончания Великой Отечественной началась реконструкция и расширение нефтебаз. Первой сварной резервуар сдали на
Ададымской (ныне Назаровской нефтебазе), а рулонный - в Ачинске. Для разогрева масел первая электрогорелка вошла в строй на Злобинской нефтебазе. Первую плавучую насосную станцию оборудовали на
Казачинской.
В октябре 1967 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение о строительстве в районе деревни Абалаково водно- железнодорожной перевалочной Енисейской нефтебазы. Возводить ее первую очередь начали пять лет спустя. Первая очередь Енисейской вводно- железнодорожной перевалочной нефтебазы в д. Абалаково вступила в строй


29 в июле 1978 г., ее резервуарная емкость составила 60 тысяч кубометров.
Сегодня этот объект является ядром филиала «Северный», крупнейшим терминалом Восточной Сибири – «северными воротами» Компании, осуществляющим ежегодные поставки по программе Северного завоза.
В связи со строительством Саяно-Шушенской ГЭС была ликвидирована Ачурская нефтебаза, а Шушенская нефтебаза переведена в поселок Ильичево.
За период существования из состава «Красноярскнефтепродукта» выделились два самостоятельных предприятия «Туванефтепродукт» (1978 год) и «Хакаснефтепродукт» (1990 год). В июне 1994 года государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество
«Красноярскнефтепродукт».
В 90-х годах XX века были внедрены автоматизированные системы налива нефтепродуктов в вагоноцистерны с программным обеспечением и компьютеризацией процесса на Красноярской, Ачинской и Заозерновской нефтебазах.
В рамках программы по созданию в отрасли нефтепродуктообспечения автоматизированной системы электронного денежного обращения (отпуск нефтепродуктов по электронным и магнитным картам), предприятием была создана устойчивая сеть из
23 автоматизированных станций и 3 головных операционных центров обработки информации и расчетов за нефтепродукты (в городах Красноярск,
Минусинск и Канск).
ОАО «Красноярскнефтепродукт» зарегистрировано Администрацией
Железнодорожного района г. Красноярска 8 июня 1994 года № 279, перерегистрировано - Постановлением от 29 июля 1996 года № 1002.
В состав общества входят 9 филиалов и дочернее предприятие ООО
"Оптнефтепродукт", имеющие свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.

30
Девять филиалов "Красноярскнефтепродукт" расположены по всей территории края (с севера на юг, с запада на восток) и охватывают своей товаропроводящей сетью 40 из 42 районов края, включая следующие города:
Красноярск, Железногорск, Дивногорск, Сосновоборск, Лесосибирск,
Енисейск, Ужур, Шарыпово, Канск, Иланск, Заозерный, Бородино,
Зеленогорск, Уяр, Ачинск, Назарове, Боготол, Тюхтет, Минусинск, Игарка, а также Хакасию и Эвенкию. В целом система нефтепродуктообеспечения филиалов имеет 16 нефтебаз с резервуарной емкостью 452 тыс. куб. м и 122 автозаправочных станций. Каждая нефтебаза представляет собой комплекс технологических сооружений, предназначенных для приема, отпуска
(переработки) и хранения нефтепродуктов. Для хранения используются вертикальные и горизонтальные резервуары. При осуществлении всех операций на нефтебазах соблюдаются требуемые нормы и предлагается весь комплекс услуг, установленный стандартами. Нефтебазы оборудованы счетчиками учета отпускаемых нефтепродуктов. Современное оборудование позволяет вести учет с минимальной погрешностью в соответствии с европейскими стандартами. Две нефтебазы, «Красноярская» (г. Красноярск) и «Енисейская» (с. Абалаково), являются водно-железнодорожными. Они способны полностью обеспечить преднавигационное хранение и перевалку в северные районы края как в рамках краевого завоза по территориям, так и прочим потребителям, в том числе и Норильскому ГМК.
ОАО «Красноярскнефтепродукт» силами «АЗС-Сервис» при филиале
«Центральный» оказывает следующие виды услуг:
-ремонт, техническое и сервисное обслуживание топливо- и маслораздаточных колонок, технологического оборудования АЗС и нефтехранилищ заказчика;
-ремонт, техническое обслуживание электронных устройств АЗС и кассовых аппаратов;