ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 545

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97
Организация системы внутреннего контроля направлена на выполнение контрольных функций непосредственно на предприятии и обеспечение готовности к ревизиям и проверкам, проводимым внешними контрольными органами. Для этого необходимо создать гибкую систему контрревизионных мероприятий, внутреннего фи- нансового и хозяйственного контроля.
Организация внутреннего контроля должна осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами: ст. 19 «Внутренний контроль» Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [24];
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667
«Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальны- ми предпринимателями, и о признании утратившими силу некото- рых актов Правительства Российской Федерации» [27]; информация Минфина РФ от 14.09.2012 «О раскрытии ин- формации о рисках хозяйственной деятельности организации в го- довой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»; ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об ауди- торской деятельности» [23] и др.
Факторы, оказывающие воздействие на процесс организации системы внутреннего контроля, указаны на рис. 4.9.
Рис. 4.9. Факторы системы внутреннего контроля
ФАКТОРЫ
Стратегические цели
Количество и месторасположение подразделений
Отношение руководства к внутреннему контролю
Степень механизации и компьютеризации деятельности
Ресурсное обеспечение
Уровень компетентности кадрового состава
Внешние условия, размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности

98
Несмотря на то что организация системы внутреннего кон- троля сама по себе не гарантирует автоматического достижения це- лей, ее отсутствие создает больше возможностей для совершения ошибок или их необнаружения.
Создавая систему внутреннего контроля, организации должны избегать применения правил, которые создают стимулы для совер- шения неправомерных действий [35], в частности: акцент на показателях, игнорирующих долговременные риски; вознаграждение сотрудников, ориентированное на кратко- срочные показатели; неэффективное распределение обязанностей или контроля; незначительные или непомерно строгие наказания за злоупо- требления.
Организация системы внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий определенные этапы
(рис. 4.10).
Рис. 4.10. Этапы организации системы внутреннего контроля
Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально. Положения, касающиеся ор-
Анализ и соотнесение целей организации, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями
Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности
Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка
Организация отдела внутреннего аудита и разработка типовых процедур контроля финансовых и хозяйственных операций
Определение мероприятий совершенствования системы внутреннего контроля


99 ганизации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних распорядительных документов организации (приказов, положений, должностных инструкций, методик, стандартов бухгал- терского учета).
В качестве нормативных документов внутреннего пользования применяются положение о службе внутреннего контроля и должност- ные инструкции сотрудников службы внутреннего контроля [35].
Документами, устанавливающими правила коммуникации, мо- гут являться положения, графики предоставления данных и состав- ления отчетности, должностные инструкции.
Целевыми ориентирами в организации внутреннего контроля являются контроль эффективности, достижение запланированных операционных и финансовых показателей, ведение учета и состав- ления отчетности, а также соблюдение законодательства экономиче- ским субъектом.
Организация эффективной системы внутреннего контроля поз- волит: гарантировать экономическую безопасность организации; рационально использовать ресурсы организации; прогнозировать риски организации, создавая основу для раз- работки комплекса мер по их предотвращению и нейтрализации; своевременно выявлять и минимизировать риски в управ- лении; сформировать систему информационного обеспечения, поз- воляющую своевременно адаптировать функционирование органи- зации к изменениям во внутренней и внешней среде.
Оценка системы внутреннего контроля проводится на основе аудиторских проверок. По итогам оценки руководители подразделе- ний разрабатывают план мер по совершенствованию внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля позволяет следить за эффек- тивностью работы структурных подразделений, укрепляет финансо- вую дисциплину и предупреждает возникновение всевозможных рисков, которые связаны с нарушением действующего законода- тельства.
Внутренний контроль позволяет проверить законность, целе- сообразность по совершенным операциям, устранить допущенные правонарушения.
Система внутреннего контроля создает условия для усиления экономической безопасности.

100
1   2   3   4   5   6   7   8   9

4.2. Создание службы
экономической безопасности предприятия:
основные подразделения и их функции
Основные проблемы безопасности отечественного бизнеса за- ключаются в том, что рыночная экономика, построенная на конку- ренции, – динамическая система и очень рискованная; российский рынок находится в стадии становления, и многие механизмы не от- работаны; отсутствие устойчивых норм защиты интересов предпри- нимателей.
Обеспечение экономической безопасности предприятия – это своевременное выявление и нейтрализация угроз его экономическо- му благополучию. Безопасность предприятия зависит от разных причин. В частности, ущерб интересам предприятия может быть нанесен в результате недобросовестных действий конкурентов, не- выполнения партнерами своих обязательств, а также непредсказуе- мых изменений конъюнктуры рынка, стихийных бедствий, управлен- ческой некомпетентности, социальной напряженности и самое глав- ное – неблагоприятной экономической политики государства [41].
В современных условиях предприятиям необходимо иметь в штатной структуре службу безопасности [37]. Состав и штатную численность службы безопасности утверждает директор предприя- тия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия.
Служба безопасности является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприя- тия от прогнозируемых угроз.
По ряду вопросов в области обеспечения безопасности пред- приятий заключаются договоры с неведомственной охраной или с частными детективными и охранными организациями, действую- щими на основания Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1
(в редакции от 03.07.2016) «О частной детективной и охранной дея- тельности» [13].
Служба безопасности в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами Президента, постановле- ниями Совета министров, ведомственными приказами и указаниями,
Уставом предприятия, приказами и указаниями руководителя пред- приятия и Положением службы безопасности инструкциями пред- приятия.
Выполняемые функции службы безопасности организации представлены в табл. 4.1.

101
Таблица 4.1
Функции службы безопасности организации
Составляющие безопасности
Силовая безопасность
Финансовая безопасность
Информацион- ная безопасность
Кадровая безопасность
Задачи
Охрана имущества и сотрудников предприятия и сопровожде- ние ценных грузов
Защита ком- мерческих интересов предприятия
Защита конфи- денциальной безопасности
Выявление неблагонадеж- ных сотрудни- ков
Выполнение работы
Вневедом- ственная охрана, частная охранная организация
Служба безопас- ности организации
Служба безопасности организации
Служба безопасности организации
В состав службы безопасности входят структурные подразде- ления, группы специалистов и пр. Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности заместителя руководителя предпри- ятия по безопасности. Начальник службы безопасности распределя- ет обязанности между сотрудниками и утверждает их должностные инструкции [36].
Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц:
1) отдел режима и охраны. Основными задачами данного отде- ла являются: обеспечение сохранности здания, помещения, предприятия; сохранность и контроль над перемещением материальных ценностей; обеспечение пропускного режима; контроль над допуском граждан в здание и помещение; предупреждение проникновения в организацию посторонних лиц; обеспечение порядка вноса и выноса, ввоза и вывоза товаров и материальных ценностей, входа и выхода сотрудников и посетите- лей организации;


102 сохранность собственной информации о деятельности пред- приятия; поддержание противопожарной безопасности на пред- приятии;
2) специальный отдел в составе сектора обработки секретных документов и сектора обработки документов с грифом «Коммерче- ская тайна» или «Государственная тайна»;
3) инженерно-техническая группа. Осуществляет различные по назначению и техническому использования средства охраны. С их помощью можно обнаружить возникновение пожара, проникновение постороннего лица через периметр помещения, перемещение посто- ронних лиц в нерабочее время, прикосновение к контролируемым предметам (например, к сейфу), находящимся внутри помещения: обследование выделенных помещений с целью установления потенциально возможных каналов утечки конфиденциальной ин- формации через технические средства; оценка степени опасности технических каналов утечки ин- формации; разработка мероприятий по ликвидации (локализации) уста- новленных каналов утечки информации, для этого используются фи- зические, аппаратные и программные средства и математические методы защиты; организация контроля за эффективностью принятых защит- ных мероприятий; обеспечение приобретения, установки, эксплуатации и кон- троля состояния технических средств защиты информации;
4) группы безопасности внешней деятельности.
Группа организует работу в тесном взаимодействии с основ- ными структурными подразделениями службы безопасности и пред- приятия: изучение и выявление организаций, потенциально являю- щихся союзниками и конкурентами; сбор и обработка сведений о деятельности потенциальных и реальных конкурентов; учет и анализ попыток несанкционированного получения коммерческих секретов конкурентами; оценка степени реальных конкурентных отношений между сотрудничающими (конкурирующими) организациями; анализ возможных каналов утечки конфиденциальной ин- формации.

103
Для поддержания высокого уровня защищенности экономиче- ских интересов предприятия службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служеб- ным положением, представлять угрозы безопасности.
Для обеспечения экономической безопасности предпринима- тельской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение имеет контроль финансово- хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации пред- приятия. В этих целях руководство предприятия и служба экономиче- ской безопасности могут использовать аудиторские проверки.
Предпринимателю следует учитывать, что организация эффек- тивной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонаруше- ний, реализованных угроз.
Служба экономической безопасностиявляется структурной единицей предприятия, участвующей в производственно-коммерчес- кой деятельности.
Служба экономической безопасности предприятия подчиняет- ся руководителю предприятия и создается его приказом. Деятель- ность службы экономической безопасности осуществляется во взаи- модействии со структурными подразделениями предприятия. Струк- тура и штаты службы экономической безопасности в зависимости от объема работ и особенностей деятельности определяются руководи- телем предприятия. Назначение на должность начальника службы экономической безопасности предприятия, а также его освобожде- ние производится только руководителем предприятия.
Эти и другие требования вносятся в Положение о службе эко- номической безопасности, которое разрабатывается по указанию ди- ректора.
Наиболее оптимальная структура службы экономической без- опасности может быть определена при анализе всех функций обес- печения экономической безопасности и выделении из всего ком- плекса тех, которые наиболее адекватно соответствуют видам дея- тельности предприятия.
Основные задачи службы экономической безопасности пока- заны на рисунке 4.11.
Кроме того, существуют следующие задачи служб безопасно- сти юридических лиц в сфере обеспечения экономической безопас- ности: осуществление профилактических мероприятий по защите финансовых и других операций;


104 анализ официальной и конфиденциальной информации в от- ношении контрагентов; организация мероприятий по обеспечению безопасности пер- сонала организации, основных фондов и финансовых активов; проведение работ по защите информации; проведение инструктажа и обучения работников организации правилам работы с конфиденциальной информацией.
Рис. 4.11. Задачи службы экономической безопасности организации
Для решения этих задач служба экономической безопасности выполняет на предприятии ряд функций.
Административно-распорядительная – заключается в подго- товке решений по созданию и поддержанию системы безопасности; распределении обязанностей, прав, полномочий; установлении от- ветственности сотрудников предприятия за обеспечение экономиче- ской безопасности.
Учетно-контрольная – реализуется выделением наиболее важ- ных направлений финансово-коммерческой деятельности и работой по выявлению внешних и внутренних угроз финансовой стабильно- сти и устойчивости объекта; оценкой их источников; налаживанием контроля за критическими ситуациями; ведением учета негативных факторов, влияющих на безопасность предприятия; накоплением
Защита имущественной и финансовой собственности предприятия
Обеспечение безопасности персонала предприятия
Обеспечение защиты коммерческой тайны на предприятии
Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия

105 информации о недобросовестных конкурентах, ненадежных партне- рах, лицах и организациях, посягающих на жизненно важные инте- ресы предприятия.
Хозяйственно-распорядительная – предусматривает участие службы экономической безопасности в определении необходимых материальных и иных ресурсов, в подготовке и реализации меро- приятий по обеспечению сохранности имущества, финансов, защиты коммерческой тайны и т.д.
Социально-кадровая – подразумевает участие службы эконо- мической безопасности в подборе и расстановке персонала, изуче- нии причин и локализации возможных конфликтов, выявлении предпосылок социальной напряженности, инструктаже сотрудников по вопросам своей компетенции, контроле за соблюдением правил режима и безопасности.
Организационно-управленческая – заключается в участии службы экономической безопасности в создании и поддержании эффективного функционирования структуры, управляющей процес- сом обеспечения безопасности, а также гибких временных структур по отдельным направлениям работы в организации взаимодействия между отдельными звеньями системы для достижения поставленных целей.
Планово-производственная – реализуется в разработке ком- плексной программы и отдельных целевых планов обеспечения без- опасности предприятия, в подготовке и проведении мероприятии по их осуществлению и поддержке режима безопасности.
Организационно-техническая – осуществляется путем матери- ально-технического и финансового обеспечения системы безопасно- сти предприятия, освоения специальной техники.
Научно-методическая – реализуется в накоплении и освоении опыта обеспечения безопасности; организации обучения сотрудни- ков предприятия, в научном анализе возникающих проблем обеспе- чения безопасности и методическом сопровождении деятельности подразделений предприятия в этой сфере.
Информационно-аналитическая – заключается в целенаправ- ленном сборе и обработке информации, относящейся к сфере без- опасности, создании и использовании необходимых технических и методических средств, аналитической обработке информации, орга- низации информационного обеспечения заинтересованных подраз- делений и отдельных сотрудников сведениями, имеющимися в службе экономической безопасности.