ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.6. Правовая безопасность предприятия
Правовая безопасность предприятия – это защита от чрезмерного налогового давления, нестабильного законодательства, неэффективной работы юридического отдела предприятия. Правовая безопасность определяет среду и правила функционирования предприятия.
Правовая составляющая заключается во всестороннем право- вом обеспечении деятельности предприятия, соблюдении действу- ющего законодательства.
Показатели технологического потенциала предприятия
Количество продаваемых и покупаемых лицензий
Процент продукции предприятия, соответствующий лучшим мировым аналогам
Динамика производства
Уровень загрузки мощностей
Доля НИР в общем объеме работ
Возростная структура парка оборудования
Темп обновления основных средств
Имеющиеся патенты
67
Угрозы правовой безопасности предприятия представлены на рис. 3.18.
Рис. 3.18. Угрозы правовой безопасности предприятия
Противодействием негативным воздействиям должна зани- маться юридическая служба, в частности, она должна осуществлять правовое обеспечение деятельности предприятия, юридическую об- работку договорной документации, ведение судебных и арбитраж- ных разбирательств, правовое обучение и консультирование персо- нала, контроль нарушений норм патентного права.
Внешние угрозы способны полностью парализовать деятель- ность предприятия, несмотря на его высокую финансовую устойчи- вость и безопасность, а также несмотря на высокий уровень силовой и информационной безопасности (рис. 3.19). Это связано прежде всего с тем, что любое предприятие может функционировать только в рамках правового поля и в связи с этим вариация и размах дей- ствий предприятия находятся в зависимости от степени ограничен- ности этих рамок.
Недостаточная правовая защищенность интересов предприятия в договорной и другой деловой документации
Низкая квалификация работников юридической службы предприятия и ошибки в подборе персонала этой службы
Нарушения юридических прав предприятия и его работников
Разглашение коммерчески важных сведений
Нарушение норм патентного права
68
Рис. 3.19. Внешние угрозы правовой безопасности предприятия
Внутренние угрозы правовой безопасности предприятия пред- ставлены на рис. 3.20.
Рис. 3.20. Внутренние угрозы правовой безопасности предприятия
Внешние угрозы правовой безопасности предприятия
Блокирования счетов предприятий
Чрезмерные вмешательства государства в дела бизнеса
Частые смены правительства, нестабильность системы налогообложения
Отсутствие правовых гарантий в случае насильственного отчуждения собственности
Внутренние угрозы правовой безопасности предприятия
Непродуманные нормы внутреннего распорядка
Должностные положения, инструкции
Недостатки законодательной базы в вопросах согласования деятельности частных охранных фирм с государственными органами
Отсутствие правовых гарантий в случае насильственного отчуждения собственности
69
Оценка уровня обеспечения правовой безопасности предприя- тия проводится по нескольким направлениям (рис. 3.21).
Рис. 3.21. Направления оценки уровня обеспечения правовой безопасности предприятия
Процесс обеспечения правовой составляющей экономической безопасности происходит по типовой схеме, которая охватывает определенные действия (рис. 3.22).
Рис. 3.22. Процесс обеспечения правовой составляющей экономической безопасности
Уровень организации и качества работ по обеспечению этой составляющей экономической безопасности
Бюджетно-ресурсное обеспечение работ
Эффективность деятельности соответствующих подразделений предприятия
Анализ угроз негативных воздействий
Оценка текущего уровня обеспечения
Планирование комплекса мероприятий повышения этого уровня
Осуществление ресурсного планирования и работы соответствующих функциональных подразделений предприятия
Оперативная реализация предложенного комплекса мер по обеспечению надлежащего уровня безопасности
70
Основные причины возникновения внутренних негативных воздействий на кадровую безопасность предприятия представлены на рис. 3.23.
Рис. 3.23. Основные причины возникновения внутренних негативных воздействий на кадровую безопасность предприятия
Причины возникновения внешних негативных воздействий в основном имеют двойственный характер (рис. 3.24).
Рис. 3.24. Причины возникновения негативного воздействия на правовую безопасность деятельности предприятия
Низкая квалификация работников юридической службы и ошибки в подборе персонала этой службы
Недостаточное финансирование юридического обеспечения предпринимательской или иной деятельности
Нежелание или неспособность предприятия (организации) активно влиять на внешнюю среду его
(ее) деятельности
Причины
Политического характера
Законодательно-правового характера
Военные конфликты
Экономическая и политическая блокада
Финансовые и политические кризисы мирового характера
Столкновение интересов политических групп
Осуществление собственных политических и других целей партиями
Изменение положений действующего законодатель- ства по вопросам собственно- сти, хозяйственного и трудо- вого права, налогообложения и т.п.
71
Оценки уровня правовой безопасности предприятия проводит- ся на основе следующих показателей:
– коэффициент платежной дисциплины;
– коэффициент качества юридических услуг;
– коэффициент юридического менеджмента.
Для оценки уровня правовой безопасности определяют коэф- фициент соотношения потерь предприятия вследствие нарушения трудовых норм к общему размеру отвлеченных юридической служ- бой потерь. Если потерь нет, то предприятие характеризуется абсо- лютной правовой безопасностью.
3.7. Информационная составляющая
экономической безопасности
Одним из приоритетных направлений обеспечения экономиче- ской безопасности организации является внедрение информацион- ных технологий, защита информационных ресурсов. На сегодняш- ний день наблюдается беспрецедентный рост нарушений информа- ционной безопасности. В таких условиях эффективная работа организации невозможна без обеспечения комплекса мер в области защиты информации, направленных на минимизацию возможных рисков и угроз.
Информационная составляющая заключается в осуществлении эффективного информационно-аналитического обеспечения хозяй- ственной деятельности предприятия. Соответствующие службы вы- полняют при этом определенные функции, которые в совокупности характеризуют процесс создания и защиты информационной состав- ляющей экономической безопасности. Функции службы отражены на рис. 3.25.
72
Рис. 3.25. Функции службы защиты информационной составляющей экономической безопасности
На предприятие постоянно поступают потоки информации, различающиеся источниками их формирования.
Выделяют информацию разных видов (рис. 3.26) [38].
Рис. 3.26. Виды информации
Руководитель предприятия должен ввести правовые нормы защиты тайн, а также систему контроля за сохранностью коммерче- ской тайны.
Реализация мероприятий по охране информационной безопас- ности осуществляется последовательным выполнением определен- ного комплекса работ, представленных на рис. 3.27.
Сбор всех видов информации о деятельности того или иного предприятия
Анализ получаемой информации с обязательным соблюдением общепринятых принципов и методов
Прогнозирование тенденций развития научно-технологических, экономических и политических процессов
Оценка уровня экономической безопасности по всем составляющим и в целом, разработка рекомендаций для повышения этого уровня
Другие виды деятельности по разработке информационной составляющей экономической безопасности
Информация
Открытая официальная
Вероятная
(неофициальная)
Тайная, полученная через неформальные контакты работников
73
Рис. 3.27. Меры охраны информационной безопасности предприятия
Защита информационной среды предприятия традиционно включает: меры защиты предприятия от промышленного шпионажа со стороны конкурентов или других юридических и физических лиц; техническая защита помещений, транспорта, различной до- кументации от несанкционированного доступа заинтересованных юридических и физических лиц к закрытой информации; сбор информации о потенциальных инициаторах промыш- ленного шпионажа и проведение необходимых предупреждающих действий с целью прекращения таких попыток; внешняя информационная деятельность.
Информационная безопасность как составная часть экономиче- ской безопасности организации включает в себя а) комплексную программу обеспечения безопасности информационных ресурсов предприятия и б) экономически обоснованную технологическую си- стему защиты, обеспечивающую должный уровень защищенности, готовности, надежности информационных систем и безопасность информации.
Главной целью любой системы информационной безопасности является обеспечение устойчивого функционирования объекта, предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов заказчика от противоправных посягательств, предотвращение хище- ния денежных средств, разглашения, потери, утечки, искажения и
Меры охраны информационной безопасности
Защита информационной среды предприятия
Сбор различных видов необходимой информации
Обработка и систематизация полученной информации
Анализ информации
74 уничтожения служебной информации, обеспечение нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта.
Среди негативных воздействий на информационную безопас- ность предприятия выделяют группы, представленные на рис. 3.28.
Рис. 3.28. Группы негативных воздействий на информационную безопасность
К группе злоумышленных воздействий относятся действия ка- ких-либо лиц или организаций, имеющие своей целью нанесение ущерба благосостоянию, по вопросам информационного обеспече- ния деятельности предприятия.
К группе незлоумышленных воздействий относятся упущения и ошибки в деятельности информационно-аналитической службы.
Ухудшение таких параметров информации, как конфиденци- альность, достоверность и др., может привести к негативным по- следствиям: сбоям в функционировании систем управления техно- логическими процессами; разглашению сведений, составляющих коммерческую тайну и другие виды тайн; несанкционированному доступу к персональным данным физических лиц и т.д. Результатом перечисленного могут стать потеря выгодных контрактов, невыпол- нение договорных обязательств, потеря возможности запатентовать результат научно-технической деятельности или продать лицензию, снижение цен или объемов реализации, ущерб деловой репутации предприятия, более жесткие условия получения кредитов, трудности в снабжении и приобретении оборудования и т.д. В определенных ситуациях пренебрежение вопросами защиты информации может привести и к полной потере бизнеса.
Надежно гарантировать бизнес от негативных явлений можно только на основе формирования эффективной системы обеспечения информационной безопасности предприятия.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149 «Об ин- формации, информационных технологиях и защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделя-
Негативные воздействия
Группа злоумышленных воздействий
Группа незлоумышленных воздействий
75 ется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа [19].
К общедоступной информации относятся общеизвестные све- дения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедо- ступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными закона- ми ограничений в отношении распространения такой информации.
Ограничение доступа к информации устанавливается феде- ральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности ин- формации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В перечень сведений конфиденциального характера входит семь ви- дов информации, утвержденных Указом Президента РФ № 188
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
(рис. 3.29).
Рис. 3.29. Сведения конфиденциального характера
Персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоя- тельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифициро- вать его личность.
Служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти.
Врачебная, нотариальная, адвокатская тайна – сведения, свя- занные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограни-
Сведения конфиденциального характера
Сведения о сущности изобретения
Тайна следствия и судопроизводства
Персональные данные
Служебная тайна
Коммерческая тайна
Врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и т.п.
Сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов
76 чен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (тай- на переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.).
Коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Граж- данским кодексом РФ и федеральными законами [2, 17, 22, 26].
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречи- ванию сведения, представленные на рис. 3.30.
Рис. 3.30. Сведения, не подлежащие засекречиванию и отнесению к государственной тайне
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Государ- ственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, рас- пространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Пе- речень сведений, составляющих государственную тайну, – это сово- купность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в порядке, установленном федеральным законодательством (рис. 3.31).
О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях
О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности
О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям
О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ
О состоянии здоровья высших должностных лиц РФ
О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами
77
Рис. 3.31. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
•о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ;
•о планах строительства Вооруженных Сил РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники;
•о разработке, технологии, производстве, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения;
•о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения и др.
Сведения в военной области
•о содержании планов подготовки РФ к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;
•об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
•об объемах, о планах государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
•о достижениях науки и техники, о научно- исследовательских, опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение
Сведения в области экономики, науки и техники
•о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности
РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
•о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства
Сведения в области внешней политики и экономики
•о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму;
•о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты;
•о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную деятельность;
•о методах и средствах защиты секретной информации;
•о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;
•о мерах по обеспечению защищенности важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов
Сведения в области разведыватель- ной и оперативно- розыскной деятельности, а также в области противодейст- вия терроризму
Правовая безопасность предприятия – это защита от чрезмерного налогового давления, нестабильного законодательства, неэффективной работы юридического отдела предприятия. Правовая безопасность определяет среду и правила функционирования предприятия.
Правовая составляющая заключается во всестороннем право- вом обеспечении деятельности предприятия, соблюдении действу- ющего законодательства.
Показатели технологического потенциала предприятия
Количество продаваемых и покупаемых лицензий
Процент продукции предприятия, соответствующий лучшим мировым аналогам
Динамика производства
Уровень загрузки мощностей
Доля НИР в общем объеме работ
Возростная структура парка оборудования
Темп обновления основных средств
Имеющиеся патенты
67
Угрозы правовой безопасности предприятия представлены на рис. 3.18.
Рис. 3.18. Угрозы правовой безопасности предприятия
Противодействием негативным воздействиям должна зани- маться юридическая служба, в частности, она должна осуществлять правовое обеспечение деятельности предприятия, юридическую об- работку договорной документации, ведение судебных и арбитраж- ных разбирательств, правовое обучение и консультирование персо- нала, контроль нарушений норм патентного права.
Внешние угрозы способны полностью парализовать деятель- ность предприятия, несмотря на его высокую финансовую устойчи- вость и безопасность, а также несмотря на высокий уровень силовой и информационной безопасности (рис. 3.19). Это связано прежде всего с тем, что любое предприятие может функционировать только в рамках правового поля и в связи с этим вариация и размах дей- ствий предприятия находятся в зависимости от степени ограничен- ности этих рамок.
Недостаточная правовая защищенность интересов предприятия в договорной и другой деловой документации
Низкая квалификация работников юридической службы предприятия и ошибки в подборе персонала этой службы
Нарушения юридических прав предприятия и его работников
Разглашение коммерчески важных сведений
Нарушение норм патентного права
68
Рис. 3.19. Внешние угрозы правовой безопасности предприятия
Внутренние угрозы правовой безопасности предприятия пред- ставлены на рис. 3.20.
Рис. 3.20. Внутренние угрозы правовой безопасности предприятия
Внешние угрозы правовой безопасности предприятия
Блокирования счетов предприятий
Чрезмерные вмешательства государства в дела бизнеса
Частые смены правительства, нестабильность системы налогообложения
Отсутствие правовых гарантий в случае насильственного отчуждения собственности
Внутренние угрозы правовой безопасности предприятия
Непродуманные нормы внутреннего распорядка
Должностные положения, инструкции
Недостатки законодательной базы в вопросах согласования деятельности частных охранных фирм с государственными органами
Отсутствие правовых гарантий в случае насильственного отчуждения собственности
69
Оценка уровня обеспечения правовой безопасности предприя- тия проводится по нескольким направлениям (рис. 3.21).
Рис. 3.21. Направления оценки уровня обеспечения правовой безопасности предприятия
Процесс обеспечения правовой составляющей экономической безопасности происходит по типовой схеме, которая охватывает определенные действия (рис. 3.22).
Рис. 3.22. Процесс обеспечения правовой составляющей экономической безопасности
Уровень организации и качества работ по обеспечению этой составляющей экономической безопасности
Бюджетно-ресурсное обеспечение работ
Эффективность деятельности соответствующих подразделений предприятия
Анализ угроз негативных воздействий
Оценка текущего уровня обеспечения
Планирование комплекса мероприятий повышения этого уровня
Осуществление ресурсного планирования и работы соответствующих функциональных подразделений предприятия
Оперативная реализация предложенного комплекса мер по обеспечению надлежащего уровня безопасности
70
Основные причины возникновения внутренних негативных воздействий на кадровую безопасность предприятия представлены на рис. 3.23.
Рис. 3.23. Основные причины возникновения внутренних негативных воздействий на кадровую безопасность предприятия
Причины возникновения внешних негативных воздействий в основном имеют двойственный характер (рис. 3.24).
Рис. 3.24. Причины возникновения негативного воздействия на правовую безопасность деятельности предприятия
Низкая квалификация работников юридической службы и ошибки в подборе персонала этой службы
Недостаточное финансирование юридического обеспечения предпринимательской или иной деятельности
Нежелание или неспособность предприятия (организации) активно влиять на внешнюю среду его
(ее) деятельности
Причины
Политического характера
Законодательно-правового характера
Военные конфликты
Экономическая и политическая блокада
Финансовые и политические кризисы мирового характера
Столкновение интересов политических групп
Осуществление собственных политических и других целей партиями
Изменение положений действующего законодатель- ства по вопросам собственно- сти, хозяйственного и трудо- вого права, налогообложения и т.п.
71
Оценки уровня правовой безопасности предприятия проводит- ся на основе следующих показателей:
– коэффициент платежной дисциплины;
– коэффициент качества юридических услуг;
– коэффициент юридического менеджмента.
Для оценки уровня правовой безопасности определяют коэф- фициент соотношения потерь предприятия вследствие нарушения трудовых норм к общему размеру отвлеченных юридической служ- бой потерь. Если потерь нет, то предприятие характеризуется абсо- лютной правовой безопасностью.
3.7. Информационная составляющая
экономической безопасности
Одним из приоритетных направлений обеспечения экономиче- ской безопасности организации является внедрение информацион- ных технологий, защита информационных ресурсов. На сегодняш- ний день наблюдается беспрецедентный рост нарушений информа- ционной безопасности. В таких условиях эффективная работа организации невозможна без обеспечения комплекса мер в области защиты информации, направленных на минимизацию возможных рисков и угроз.
Информационная составляющая заключается в осуществлении эффективного информационно-аналитического обеспечения хозяй- ственной деятельности предприятия. Соответствующие службы вы- полняют при этом определенные функции, которые в совокупности характеризуют процесс создания и защиты информационной состав- ляющей экономической безопасности. Функции службы отражены на рис. 3.25.
72
Рис. 3.25. Функции службы защиты информационной составляющей экономической безопасности
На предприятие постоянно поступают потоки информации, различающиеся источниками их формирования.
Выделяют информацию разных видов (рис. 3.26) [38].
Рис. 3.26. Виды информации
Руководитель предприятия должен ввести правовые нормы защиты тайн, а также систему контроля за сохранностью коммерче- ской тайны.
Реализация мероприятий по охране информационной безопас- ности осуществляется последовательным выполнением определен- ного комплекса работ, представленных на рис. 3.27.
Сбор всех видов информации о деятельности того или иного предприятия
Анализ получаемой информации с обязательным соблюдением общепринятых принципов и методов
Прогнозирование тенденций развития научно-технологических, экономических и политических процессов
Оценка уровня экономической безопасности по всем составляющим и в целом, разработка рекомендаций для повышения этого уровня
Другие виды деятельности по разработке информационной составляющей экономической безопасности
Информация
Открытая официальная
Вероятная
(неофициальная)
Тайная, полученная через неформальные контакты работников
73
Рис. 3.27. Меры охраны информационной безопасности предприятия
Защита информационной среды предприятия традиционно включает: меры защиты предприятия от промышленного шпионажа со стороны конкурентов или других юридических и физических лиц; техническая защита помещений, транспорта, различной до- кументации от несанкционированного доступа заинтересованных юридических и физических лиц к закрытой информации; сбор информации о потенциальных инициаторах промыш- ленного шпионажа и проведение необходимых предупреждающих действий с целью прекращения таких попыток; внешняя информационная деятельность.
Информационная безопасность как составная часть экономиче- ской безопасности организации включает в себя а) комплексную программу обеспечения безопасности информационных ресурсов предприятия и б) экономически обоснованную технологическую си- стему защиты, обеспечивающую должный уровень защищенности, готовности, надежности информационных систем и безопасность информации.
Главной целью любой системы информационной безопасности является обеспечение устойчивого функционирования объекта, предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов заказчика от противоправных посягательств, предотвращение хище- ния денежных средств, разглашения, потери, утечки, искажения и
Меры охраны информационной безопасности
Защита информационной среды предприятия
Сбор различных видов необходимой информации
Обработка и систематизация полученной информации
Анализ информации
74 уничтожения служебной информации, обеспечение нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта.
Среди негативных воздействий на информационную безопас- ность предприятия выделяют группы, представленные на рис. 3.28.
Рис. 3.28. Группы негативных воздействий на информационную безопасность
К группе злоумышленных воздействий относятся действия ка- ких-либо лиц или организаций, имеющие своей целью нанесение ущерба благосостоянию, по вопросам информационного обеспече- ния деятельности предприятия.
К группе незлоумышленных воздействий относятся упущения и ошибки в деятельности информационно-аналитической службы.
Ухудшение таких параметров информации, как конфиденци- альность, достоверность и др., может привести к негативным по- следствиям: сбоям в функционировании систем управления техно- логическими процессами; разглашению сведений, составляющих коммерческую тайну и другие виды тайн; несанкционированному доступу к персональным данным физических лиц и т.д. Результатом перечисленного могут стать потеря выгодных контрактов, невыпол- нение договорных обязательств, потеря возможности запатентовать результат научно-технической деятельности или продать лицензию, снижение цен или объемов реализации, ущерб деловой репутации предприятия, более жесткие условия получения кредитов, трудности в снабжении и приобретении оборудования и т.д. В определенных ситуациях пренебрежение вопросами защиты информации может привести и к полной потере бизнеса.
Надежно гарантировать бизнес от негативных явлений можно только на основе формирования эффективной системы обеспечения информационной безопасности предприятия.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149 «Об ин- формации, информационных технологиях и защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделя-
Негативные воздействия
Группа злоумышленных воздействий
Группа незлоумышленных воздействий
75 ется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа [19].
К общедоступной информации относятся общеизвестные све- дения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедо- ступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными закона- ми ограничений в отношении распространения такой информации.
Ограничение доступа к информации устанавливается феде- ральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности ин- формации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В перечень сведений конфиденциального характера входит семь ви- дов информации, утвержденных Указом Президента РФ № 188
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
(рис. 3.29).
Рис. 3.29. Сведения конфиденциального характера
Персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоя- тельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифициро- вать его личность.
Служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти.
Врачебная, нотариальная, адвокатская тайна – сведения, свя- занные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограни-
Сведения конфиденциального характера
Сведения о сущности изобретения
Тайна следствия и судопроизводства
Персональные данные
Служебная тайна
Коммерческая тайна
Врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и т.п.
Сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов
76 чен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (тай- на переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.).
Коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Граж- данским кодексом РФ и федеральными законами [2, 17, 22, 26].
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречи- ванию сведения, представленные на рис. 3.30.
Рис. 3.30. Сведения, не подлежащие засекречиванию и отнесению к государственной тайне
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Государ- ственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, рас- пространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Пе- речень сведений, составляющих государственную тайну, – это сово- купность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в порядке, установленном федеральным законодательством (рис. 3.31).
О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях
О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности
О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям
О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ
О состоянии здоровья высших должностных лиц РФ
О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами
77
Рис. 3.31. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
•о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ;
•о планах строительства Вооруженных Сил РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники;
•о разработке, технологии, производстве, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения;
•о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения и др.
Сведения в военной области
•о содержании планов подготовки РФ к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;
•об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
•об объемах, о планах государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
•о достижениях науки и техники, о научно- исследовательских, опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение
Сведения в области экономики, науки и техники
•о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности
РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
•о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства
Сведения в области внешней политики и экономики
•о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму;
•о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты;
•о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную деятельность;
•о методах и средствах защиты секретной информации;
•о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;
•о мерах по обеспечению защищенности важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов
Сведения в области разведыватель- ной и оперативно- розыскной деятельности, а также в области противодейст- вия терроризму