Файл: Теоретические основы признания граждан безработными 5.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы признания граждан безработными
1.2. Основные гарантии безработного гражданина на территории РФ
Глава 2. Практические основы признания граждан безработными
2.1. Порядок и основания признания граждан безработными
титульный
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы признания граждан безработными 5
1.1. Понятие безработного 5
1.2. Основные гарантии безработного гражданина на территории РФ 7
Глава 2. Практические основы признания граждан безработными 11
2.1. Порядок и основания признания граждан безработными 11
2.2. Характеристика мер социальной защиты безработных 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение
Безработица – одна из важных и давних социально-экономических проблем общества в России. Существуют разные понятия термина «безработица». Наиболее краткое: «безработица» - это временная или полная утрату заработка.
Безработица это экономическое явление, присущее всем странам мира, при котором часть населения страны, относящаяся к лицам, достигшим трудоспособного возраста, не имеет работы и в настоящее время осуществляет ее поиск в течение определенного законодательством периода времени.
Статистика гласит, что 67% граждан России нетрудоустроенные либо получают «черную» зарплату, а официально безработными признаны только 16% из их числа. 54% от количества зарегистрированных в органах службы занятости людей – женщины в возрасте от 31 до 50 лет1.
Пособие по безработице является важнейшим инструментарием государства в борьбе с уровнем безработицы населения. Значимая часть не занятого населения не знает о своих правах, о льготах от государства, не понимает какие нужны документы для оформления в Центрах занятости, не понимают свой статус и методику начисления пособия по безработицы. Эти обстоятельства предопределили актуальность и значимость выбранной мною темы.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся при признании граждан безработными.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся при признании граждан безработными.
Цель работы – рассмотреть условия признания граждан безработными.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, критерии, правовой статус безработного;
- раскрыть порядок признания гражданина безработным;
- раскрыть основные гарантии безработного на территории РФ;
- охарактеризовать меры социальной защиты безработных.
При написании курсовой работы были использованы различные методы познания, например, сравнительно-правовой, метод экспертных оценок и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы признания граждан безработными
1.1. Понятие безработного
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» - безработными являются трудоспособные граждане, не имеющие работу и не получающие заработанную плату, вставшие на учет в органах службы занятости для поиска подходящей работы, и готовые приступить к ней2. Официальные безработные – это трудоспособные граждане трудоспособного возраста, постоянно проживающие в данном государстве, не работающие по найму, не ведущие предпринимательскую деятельность, не обучающиеся на дневном отделении в учебных заведениях, не проходящие срочную военную службу, а также зарегистрированные на трудовой бирже.
В Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, добавлен критерий признания гражданина безработным, кроме перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.
Все виды безработицы взаимосвязаны между собой. Выявление каждого их видов безработицы, а также минимизация, в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы, позволяющая достичь полной занятости населения является задачей государственных органов. Понятие безработицы в нашей стране отличается от международного права. В соответствии с определением Международной организации труда, безработные – это любые граждане, не имеющие в данный момент времени работы, находящиеся в поиске рабочего места и готовые к ней приступить.
В российском законодательстве определен тот факт, что гражданин не может признаться безработным, если его возможно отнести к занятому населению.
В состав занятого населения, согласно действующему законодательству, включаются следующие категории лиц:
- лица, которые осуществляют трудовую деятельность в соответствии с трудовым договором или контрактом, то есть выполняющие работу на условиях полной или частичной занятости за вознаграждение, а также те, у которых имеется другая оплачиваемая работа или служба, в том числе это может быть сезонная работа, временная работа. Исключение составляют общественные работы, деятельность в качестве члена избирательной комиссии, комиссии референдума не на постоянной основе;
- лица, которые в соответствии с предусмотренной законом процедурой зарегистрировались как индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, которые реализуют нотариальную деятельность в форме частной практики;
- адвокаты, которые реализуют деятельность посредством учреждения адвокатского кабинета;
- лица, которые осуществляют профессиональную деятельность, подлежащую государственным лицензированию или регистрации; лица, которые выполняют работы, оказывают услуги на условиях гражданско-правового договора, в том числе по авторским договорам, а также те, которые вступили в качестве члена производственные кооперативы;
- лица, которые назначены или избраны на оплачиваемую должность; лица, которые проходят обучение по очной форме;
- лица, которые временно отсутствуют по месту своей работы из-за нетрудоспособности, или находясь в отпуске, или в связи с прохождением курсов повышения квалификации и переподготовки и др3.
В международном праве существует возможность выплаты пособия в случае частичной безработицы. У нас такое к сожалению, невозможно. Частично трудоустроенные граждане могут не рассчитывать на оформление пособия по безработице. За рубежом лица, которые работают неполный рабочий день, имеют право получать пособие по безработице в полной мере. Допустим пример, как в законодательстве Великобритании напрямую указывается на возможность получения пособия по безработице (т.н. «jobseekers allowa№ce») лицами, что работают или учатся не более 16 часов в неделю. В ФРГ безработными признаются люди, труд которых длится не более 18 часов в неделю. Еще стоит отметить, что в ФРГ лица, что получают пособие по безработице, могут, и имеют право трудится дополнительно, по совместительству (но тем не менее, не более 15 часов в неделю). Можно считать, что все рассмотренные меры, которые применяемые в зарубежном праве, способствуют сглаживанию определенных последствий материальной необеспеченности граждан.
Меры дополнительной социальной поддержки безработных гарантированы Законом о занятости.
1.2. Основные гарантии безработного гражданина на территории РФ
Главной, основной поддержкой рабочему классу в существующих условиях выступает государство, которое устанавливает социальные гарантии по безработице.
Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости призваны существовать для обеспечения функционирования рынка труда, с одной стороны, и для оказания помощи гражданину в трудоустройстве, а также в минимальном уровне жизнедеятельности, с другой.
В России социальные гарантии в сфере занятости, а также, в частности, по безработице прописаны и закреплены в федеральном законе РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а именно, в главе VI «Социальные гарантии и компенсации».
Законодательно закрепленными общими социальными гарантиями поддержки безработных граждан в нашей стране являются выплаты им пособий по безработице, в том числе на момент временной нетрудоспособности безработного лица; оплаты стипендии на момент прохождения проф. обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также на период временной нетрудоспособности; и дополнительное предоставление возможности участия в оплачиваемых коллективных (общественных) работах4.
Главная социальная гарантия - пособие по безработице, размер которого утверждается в постановлениях Правительства РФ (минимальная и максимальная величина установлена в ст. 33). В настоящее время установлен минимальный размер пособия - 1500 руб., а максимальный – 12130 руб.
В добавок сегодняшние экономические условия жизнедеятельности подталкивают законодательство к пополнению системы социальных гарантий по безработице за того, что в нее включены дополнительные гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и органов социального партнерства (например, в Социальном кодексе ПАО «Нефтяная компания «Лукойл» закреплено, что при полном увольнении сотрудников организация будет на высшем уровне помогать и способствовать возможному трудоустройству тех сотрудников, которых непосредственно уволили, включая финансирование переподготовки, переселение семей уволенных сотрудников в другие регионы согласно новому месту работы сотрудника и т. д.).
Следует отметить, что заключении трудового/ коллективного договора не обеспечивает социальные гарантии, так как их предоставление обозначено наличием фин. Средств и на усмотрение работодателя.
Подводя итог, можно сделать вывод, что система социальных гарантий по безработице находится в постоянном развитии, и в еще большей мере требует постоянного развития. С одной стороны, это объясняется сравнительно недавним существованием законодательства о занятости в Российской Федерации, с другой стороны, это обусловлено сегодняшней экономической ситуацией на внутреннем и международном уровнях.
Анализируя вышеизложенное, рационально введение законодательного закрепления в коллективных договорах и соглашениях с сотрудниками компаний, где доля собственности государства более 25%, доп. соц. гарантий по безработице при значительной доли уволившихся/сокращенных из таких компаний. Подобного рода мера помогает обеспечить дополнительную социально-экономическую поддержку большего числа граждан, подверженных социальным рискам.
В момент, когда гражданина признают официально безработным, он получает право на пособие по безработице. Сумма выплат (пособия) имеет разный уровень в зависимости от категории безработного. Возьмем, например, граждан, впервые ищущих работу, которым пособие по безработице устанавливается в минимальном размере. Пределом выплат является установленные законом (Правительством РФ) сумму максимальной и минимальной величины пособия. С 2021 года минимальная величина пособия по безработице составляла 1500 рублей, а максимальная 12130 рублей. Законом предусмотрено, что в случае прохождения безработными гражданами проф. обучения, а также получения дополнительного профессионального образования по направлению от органов службы занятости им выплачивается стипендия, ее размеры установлены ст. 29 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»5.
Одной из гарантий соц. поддержки безработных граждан является право участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Согласно ст. 24 вышеуказанного закона под видом общественных работ подразумевается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и которая организуется как доп. социальная поддержка граждан, ищущих работу. Общественные, и подобного рода работы обеспечивают потребность организаций в исполнении работы, носящей сезонный либо временный характер и обеспечивающие сохранение мотивации к осуществлении труда у лиц, которые имеют достаточно длительный перерыв в работе6.
Из вышеперечисленного можно сделать определенный вывод: социальная поддержка безработных включает в себя меры, которые принимает государство, чтобы помочь гражданам преодолеть тяжелую жизненную ситуацию вызванную полнейшим отсутствием работы. Данные меры помогают безработным гражданам поддерживать хотя бы минимальный уровень жизни, а также стимулируют их к поиску работы и трудоустройству.