Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 705
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неисчерпаемость информации - информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной.
Массовость информации - выделяют два аспекта - качественный аспект ракрывает массовость информации как информации
Карл Юнг создал систему функциональных или психологических типов поведения (типов личности) и назвал их: чувственный, интуитивный, мыслящий и осязательный. Он считал, что каждый взаимодействует с окружающим миром при помощи одного из четырех типов поведения: пополнения запасов энергии и сосредоточения внимания вне или внутри себя
(экстраверсия - интроверсия); сбора информации (осязание - интуиция); принятия решений
(мышление - чувствование), основанные Юнгом, и организации своего взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие), добавленные Изабель Майерс.
14
Типоведение объясняет "нормальное", а не патологическое, не признает хороших или плохих типов, важны лишь неподавляемые и творчески используемые различия. Эта улучшенная юнговская (Майерс-Бриггс) модель личностных архетипов была скорректирована Майклом
Киртоном. Например, прометеев (интуитивно-мыслящие) объединяет способ познания мира (интуитивный) и метод принятия решений - рациональное мышление. К ним относятся Эдисон, Билл Гейтс (первое место в мире среди миллиардеров в 2001 г.) и т. д.
15
В зависимости от выбранных критериев при изучении взаимодействия информации и человека: наследственность (внутренняя информация) или внешняя среда (внешняя информация) являются определяющими для человека и его развития; непрерывно или скачкоообразно происходит это взаимодействие и развитие; человек выступает при этом как организм или механизм и т. п., - различают несколько подходов в теории развития человека: научение, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, этология
(ветвь биологии, изучающая закономерности поведения человека с общих позиций для животных и человека, социобиология).16
В основе теорий научения - поведенческих теорий (бихевиоризм, теории социального
научения) лежат работы И. П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам, Джона Б.
Уотсона (1878-1958) по научению, концепция tabula rasa Джона Локка (1632-1704), полагавшего, что поведение, мысли и чувства людей формируются только под воздействием внешней среды. Бихевиористы (от англ, "behaviour" - поведение) считали, что все в поведении человека, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется под воздействием внешней среды в прошлом либо настоящем, а такие понятия, как вина, уважение, достоинство и т. п. неуместны при описании поведения человека. По их мнению, научение человека происходит путем классического (выработка условных рефлексов) и оперантного обусловливания (поведение нельзя вызвать автоматически, оно повторяется в силу подкрепления или вознаграждения, когда последствия поведения определяют возможность его повторения - закон эффекта Э.
Торндайка).
Один из главных представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннер (1904-1990) разработал типичную поведенческую модель оперантного обусловливания, включающую в себя различаемый стимул, реакцию индивида и подкрепление. С целью объяснения сложного социального поведения, выходящего за рамки автоматического процесса обусловливания, была создана теория социального научения (Алберт Бандура), где большая роль в руководстве поведением отводится сознательному мышлению (из наблюдений за поведением собственным и других людей и последствиями этого поведения люди получают информацию для формирования своего мнения, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление - подражание и следование поведению модели).
В отличие от первых теорий научения, где человек предстает пассивной машиной, действующей под влиянием внешней среды, в когнитивных теориях люди активны, рациональны, не только получают, но и обрабатывают информацию. Основы этого направления были заложены в работах выдающегося русского ученого Л. С. Выготского
(1896-1934)
17
и швейцарца Ж. Пиаже (1896-1980) и развиты в информационном подходе к развитию (аналогия модели человеческого мозга с компьютером для разработки программы исследований способов приема, обработки и хранения информации человеком).
В психоаналитической теории личности Зигмунд Фрейд (1856- 1939) различает ОНО, Я и
СВЕРХ-Я, где последнее подразделяет на совесть и я-идеал, представляющий моральные общественные нормы. Ид (от лат. - "оно") означает исключительно инстинктивные и врожденные аспекты личности. "Оно" функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т. д.). Согласно
Фрейду, "оно" - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Эго (от лат.- "я") - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. "Я" стремится выразить и удовлетворить желания "оно" в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих "оно" возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира - искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. В отличие от "оно", природа которого выражается в поиске удовольствия, "я" подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда найдутся соответствующие условия во внешней среде и (или) подходящий способ удовлетворения. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. По Фрейду, человек, которому удается исполнить все свои подсознательные стремления к удовольствиям, вообще не сможет достичь ничего значительного в жизни.
Суперэго (от лат. - "сверх" и "я") - последний компонент развивающейся личности. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе формирования суперэго. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать "правильно" или "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться
(благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера "сверх-я" увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы.
18
По Фрейду, главным побудительным мотивом личности является Эрос. Адлер видел истоки личности в стремлении к власти или превосходству, которое назвал "волей к власти".
Продолжая учение 3. Фрейда в своей теории развития эго ("Детство и общество", 1963) Э.
X. Эриксон (1904-1994) определил универсальные для всего человечества 8 стадий развития человека через психосоциальные кризисы (исходы) от рождения до смерти.
В качестве альтернативы психоанализу (бессознательные психические процессы и мотивации) и бихевиоризму (физические поведенческие реакции на стимулы) А. Маслоу
(1905-1980) обосновал гуманистическую психологию - психологию третьей силы в своей теории "я" (1954). По Маслоу, мотивацию человека определяют его потребности, которые организованы в иерархическую систему приоритета (в порядке их важности): физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоуважение,
Массовость информации - выделяют два аспекта - качественный аспект ракрывает массовость информации как информации
общественной, общей для всех; количественный - как информации, распространяемой для широкой сети потребителей, пользователей информации. Количественный аспект произведен от качественного.
Трансформируемость информации (независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления).
Способность
информации
к
ограничению, при которой чем выше уровень организованности системы, тем больше степень ограничения информации.
Универсальность информации - (содержание информации может быть любым и обо всем).
10
Качество информации
11
- (иногда отождествляют с безопасностью) рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.).
Можно выделить внутреннее качество
(присущее собственно информации и сохраняющееся при ее переносе в другую систему, подсистему) и внешнее (присущее информации, находящейся или используемой только в определенной системе, подсистеме), выражаемые соответственно в следующих понятиях: содержательность - значимость
(идентичность, полнота), кумулятивность (гомоморфизм, избирательность); защищенность
- достоверность (помехоустойчивость, помехозащищенность), сохранность (целостность, готовность), конфиденциальность (доступность, скрытность, криптозащита); доступность.
Человек использует информацию для познания, творчества, преобразования себя и окружающего мира. Методологической проблемой при познании является соотношение понятий "информация" и "знание", так как в литературе зачастую смешивают, отождествляют данные понятия.
Знание - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая именно в качестве знания определенными социальными субъектами и обществом в целом (6).
12
В зависимости от названных критериев знание может быть разделено по уровню его функционирования:
- обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное и т. д.);
- личностное знание и профессиональное и практическое знание различных социальных общностей и групп;
- явное, предъявленное, рационально (или иным образом)оформленное (выражаемое) знание и неявное (латентное) знание, локализуемое в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов;
- "предметное" знание (направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов) и метазнание (знание о знании и возможностях работы с ним, где различают методологию (знание о способах,
Трансформируемость информации (независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления).
Способность
информации
к
ограничению, при которой чем выше уровень организованности системы, тем больше степень ограничения информации.
Универсальность информации - (содержание информации может быть любым и обо всем).
10
Качество информации
11
- (иногда отождествляют с безопасностью) рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.).
Можно выделить внутреннее качество
(присущее собственно информации и сохраняющееся при ее переносе в другую систему, подсистему) и внешнее (присущее информации, находящейся или используемой только в определенной системе, подсистеме), выражаемые соответственно в следующих понятиях: содержательность - значимость
(идентичность, полнота), кумулятивность (гомоморфизм, избирательность); защищенность
- достоверность (помехоустойчивость, помехозащищенность), сохранность (целостность, готовность), конфиденциальность (доступность, скрытность, криптозащита); доступность.
Человек использует информацию для познания, творчества, преобразования себя и окружающего мира. Методологической проблемой при познании является соотношение понятий "информация" и "знание", так как в литературе зачастую смешивают, отождествляют данные понятия.
Знание - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая именно в качестве знания определенными социальными субъектами и обществом в целом (6).
12
В зависимости от названных критериев знание может быть разделено по уровню его функционирования:
- обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное и т. д.);
- личностное знание и профессиональное и практическое знание различных социальных общностей и групп;
- явное, предъявленное, рационально (или иным образом)оформленное (выражаемое) знание и неявное (латентное) знание, локализуемое в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов;
- "предметное" знание (направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов) и метазнание (знание о знании и возможностях работы с ним, где различают методологию (знание о способах,
методах, возможностях и целях получения знания, а также о технологиях работы с ним) и рефлексию (философскую, методологическую, деятельностную).
Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области: эпистемология ("учение о знании") и гносеология ("учение о познании"), на междисциплинарном научном уровне- науковедение и различные "метрии" (наукометрия, аксиометрия, искусствометрия и т. д.), внутри дисциплинарных знаний - социология знания. На особый самостоятельный статус в этом отношении в настоящее время претендует методология, в частности, в лице системо-мыследеятельностной методологии
(СМД-методология). Как особые виды сейчас стали рассматриваться мистическое знание,
"оккультное" знание, "пара"-знание и т. д.
С учетом высокой значимости информации, как передачи и получения сообщения в социальных системах при реализации основных информационных прав их субъектов, приведем краткую классификацию такой информации и перечень основных проблемных вопросов, требующих разрешения. В зависимости от критерия различают следующие
виды информации: а) по уровню мыслительно-деятельностной переработки - синтаксическая, семантическая, прагматическая; б) по модульности (направленности) сообщения - в образной сфере, в эмоциональной сфере, в понятийной сфере; в) по форме фиксации информации (способ восприятия и переработки информации) - пиктографическая (фотография, технический рисунок, чертеж, схема, пиктограмма), идеографическая (график, гистограмма, диаграмма, таблица, формула, номограмма), текстовая.
Семантическая информация в своей структуре имеет три основных элемента: знак
(различают универсальные, акцидентальные, конвенциональные), значение (различают экстенсиональное и интенсиональное), смысл.
13
Из теории развития человека
Ведическое учение о человеке утверждает в нем семь начал: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, разум и единое. Греческое олимпийское учение говорит о 12 главных богах
(ответственных за душу и тело). Пифагор настаивал на двух началах, как греки, но душу делил на три части: ум, рассудок, страсть. Конфуций определил четыре главных начала
Человека: ум, этикет, справедливость, гуманность. Будда назвал пять главных начал: чувства, эмоции, представления, воля, сознание. Христос в своем учении почитает троицу:
Бога отца (душа), Бога сына (тело), Святого духа (дух). Иудаизм в Каббале утверждает, что человек состоит из вечных желаний.
Из древних теорий наиболее известна теория Гиппократа (460-371 гг. до н. э.). Она основана на смешении жизненных "соков" организма - крови (сангвиник), слизи (холерик), желтой (флегматик) и черной (меланхолик) желчи. Преобладание в организме одного из этих типов определяет, по Гиппократу, строение тела, поведенческие и эмоциональные реакции.
Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области: эпистемология ("учение о знании") и гносеология ("учение о познании"), на междисциплинарном научном уровне- науковедение и различные "метрии" (наукометрия, аксиометрия, искусствометрия и т. д.), внутри дисциплинарных знаний - социология знания. На особый самостоятельный статус в этом отношении в настоящее время претендует методология, в частности, в лице системо-мыследеятельностной методологии
(СМД-методология). Как особые виды сейчас стали рассматриваться мистическое знание,
"оккультное" знание, "пара"-знание и т. д.
С учетом высокой значимости информации, как передачи и получения сообщения в социальных системах при реализации основных информационных прав их субъектов, приведем краткую классификацию такой информации и перечень основных проблемных вопросов, требующих разрешения. В зависимости от критерия различают следующие
виды информации: а) по уровню мыслительно-деятельностной переработки - синтаксическая, семантическая, прагматическая; б) по модульности (направленности) сообщения - в образной сфере, в эмоциональной сфере, в понятийной сфере; в) по форме фиксации информации (способ восприятия и переработки информации) - пиктографическая (фотография, технический рисунок, чертеж, схема, пиктограмма), идеографическая (график, гистограмма, диаграмма, таблица, формула, номограмма), текстовая.
Семантическая информация в своей структуре имеет три основных элемента: знак
(различают универсальные, акцидентальные, конвенциональные), значение (различают экстенсиональное и интенсиональное), смысл.
13
Из теории развития человека
Ведическое учение о человеке утверждает в нем семь начал: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, разум и единое. Греческое олимпийское учение говорит о 12 главных богах
(ответственных за душу и тело). Пифагор настаивал на двух началах, как греки, но душу делил на три части: ум, рассудок, страсть. Конфуций определил четыре главных начала
Человека: ум, этикет, справедливость, гуманность. Будда назвал пять главных начал: чувства, эмоции, представления, воля, сознание. Христос в своем учении почитает троицу:
Бога отца (душа), Бога сына (тело), Святого духа (дух). Иудаизм в Каббале утверждает, что человек состоит из вечных желаний.
Из древних теорий наиболее известна теория Гиппократа (460-371 гг. до н. э.). Она основана на смешении жизненных "соков" организма - крови (сангвиник), слизи (холерик), желтой (флегматик) и черной (меланхолик) желчи. Преобладание в организме одного из этих типов определяет, по Гиппократу, строение тела, поведенческие и эмоциональные реакции.
Карл Юнг создал систему функциональных или психологических типов поведения (типов личности) и назвал их: чувственный, интуитивный, мыслящий и осязательный. Он считал, что каждый взаимодействует с окружающим миром при помощи одного из четырех типов поведения: пополнения запасов энергии и сосредоточения внимания вне или внутри себя
(экстраверсия - интроверсия); сбора информации (осязание - интуиция); принятия решений
(мышление - чувствование), основанные Юнгом, и организации своего взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие), добавленные Изабель Майерс.
14
Типоведение объясняет "нормальное", а не патологическое, не признает хороших или плохих типов, важны лишь неподавляемые и творчески используемые различия. Эта улучшенная юнговская (Майерс-Бриггс) модель личностных архетипов была скорректирована Майклом
Киртоном. Например, прометеев (интуитивно-мыслящие) объединяет способ познания мира (интуитивный) и метод принятия решений - рациональное мышление. К ним относятся Эдисон, Билл Гейтс (первое место в мире среди миллиардеров в 2001 г.) и т. д.
15
В зависимости от выбранных критериев при изучении взаимодействия информации и человека: наследственность (внутренняя информация) или внешняя среда (внешняя информация) являются определяющими для человека и его развития; непрерывно или скачкоообразно происходит это взаимодействие и развитие; человек выступает при этом как организм или механизм и т. п., - различают несколько подходов в теории развития человека: научение, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, этология
(ветвь биологии, изучающая закономерности поведения человека с общих позиций для животных и человека, социобиология).16
В основе теорий научения - поведенческих теорий (бихевиоризм, теории социального
научения) лежат работы И. П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам, Джона Б.
Уотсона (1878-1958) по научению, концепция tabula rasa Джона Локка (1632-1704), полагавшего, что поведение, мысли и чувства людей формируются только под воздействием внешней среды. Бихевиористы (от англ, "behaviour" - поведение) считали, что все в поведении человека, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется под воздействием внешней среды в прошлом либо настоящем, а такие понятия, как вина, уважение, достоинство и т. п. неуместны при описании поведения человека. По их мнению, научение человека происходит путем классического (выработка условных рефлексов) и оперантного обусловливания (поведение нельзя вызвать автоматически, оно повторяется в силу подкрепления или вознаграждения, когда последствия поведения определяют возможность его повторения - закон эффекта Э.
Торндайка).
Один из главных представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннер (1904-1990) разработал типичную поведенческую модель оперантного обусловливания, включающую в себя различаемый стимул, реакцию индивида и подкрепление. С целью объяснения сложного социального поведения, выходящего за рамки автоматического процесса обусловливания, была создана теория социального научения (Алберт Бандура), где большая роль в руководстве поведением отводится сознательному мышлению (из наблюдений за поведением собственным и других людей и последствиями этого поведения люди получают информацию для формирования своего мнения, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление - подражание и следование поведению модели).
В отличие от первых теорий научения, где человек предстает пассивной машиной, действующей под влиянием внешней среды, в когнитивных теориях люди активны, рациональны, не только получают, но и обрабатывают информацию. Основы этого направления были заложены в работах выдающегося русского ученого Л. С. Выготского
(1896-1934)
17
и швейцарца Ж. Пиаже (1896-1980) и развиты в информационном подходе к развитию (аналогия модели человеческого мозга с компьютером для разработки программы исследований способов приема, обработки и хранения информации человеком).
В психоаналитической теории личности Зигмунд Фрейд (1856- 1939) различает ОНО, Я и
СВЕРХ-Я, где последнее подразделяет на совесть и я-идеал, представляющий моральные общественные нормы. Ид (от лат. - "оно") означает исключительно инстинктивные и врожденные аспекты личности. "Оно" функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т. д.). Согласно
Фрейду, "оно" - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Эго (от лат.- "я") - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. "Я" стремится выразить и удовлетворить желания "оно" в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих "оно" возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира - искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. В отличие от "оно", природа которого выражается в поиске удовольствия, "я" подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда найдутся соответствующие условия во внешней среде и (или) подходящий способ удовлетворения. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. По Фрейду, человек, которому удается исполнить все свои подсознательные стремления к удовольствиям, вообще не сможет достичь ничего значительного в жизни.
Суперэго (от лат. - "сверх" и "я") - последний компонент развивающейся личности. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе формирования суперэго. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать "правильно" или "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться
(благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера "сверх-я" увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы.
18
По Фрейду, главным побудительным мотивом личности является Эрос. Адлер видел истоки личности в стремлении к власти или превосходству, которое назвал "волей к власти".
Продолжая учение 3. Фрейда в своей теории развития эго ("Детство и общество", 1963) Э.
X. Эриксон (1904-1994) определил универсальные для всего человечества 8 стадий развития человека через психосоциальные кризисы (исходы) от рождения до смерти.
В качестве альтернативы психоанализу (бессознательные психические процессы и мотивации) и бихевиоризму (физические поведенческие реакции на стимулы) А. Маслоу
(1905-1980) обосновал гуманистическую психологию - психологию третьей силы в своей теории "я" (1954). По Маслоу, мотивацию человека определяют его потребности, которые организованы в иерархическую систему приоритета (в порядке их важности): физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоуважение,
самоактуализация или потребность личного совершенствования. В дополнение к этому
Маслоу выделяет две категории мотивов человека, имеющие биологические корни: мотивы роста - Метапотребности (целостность, совершенство, активность, богатство, красота, доброта, игра, истина, уникальность) и дефицитные мотивы - Д-потребности (Дп), нацеленные на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные или вызывающие напряжение с целью их устранения (отсутствие Дп вызывает болезнь, присутствие Дп предотвращает болезнь, восстановление Дп излечивает болезнь, при определенных сложных условиях Дп удовлетворяются в порядке очередности, у здорового человека Дп пассивны или функционально отсутствуют). Гуманистическое направление психологии было развито в работах К. Роджерса (1902-1987) и Р. Кегана.
Наиболее полно вопросы взаимодействия человека и информации отражены в современной науке нейролингвистического программирования (НЛП), одной из основ которой стала теория "нейрологических уровней" Г. Бейтсона (по возрастающей: уровень реакции индивида на окружающую среду, поведенческий уровень, уровень способностей, уровень ценностей и убеждений, уровень личной идентификации, уровни духовной миссии - семья, профессия, культура). При этом функцией каждого уровня является структурирование информации на более низком уровне. Поэтому изменения на более высоком уровне почти всегда вызывают изменения на нижних, но только существенные изменения и противоречия внизу способны вызвать изменения на более высоком уровне.
Если сопоставить Бейтсона, Эриксона и Маслоу (см. табл. I),
19
то объект изучения у них общий: личность (индивид) в развитии по сопоставимым параметрам: Эриксон изучает характеристики взаимоотношений со средой; Маслоу - структуру потребностей; Бейт-сон - взаимное соответствие иерархий информационно-когнитивных и физиологических систем человека. При этом Эриксон прямо называет последовательность и хронологические рамки этапов, разделенных кризисами. Маслоу настаивает на строго последовательном формировании потребностей. Бейтсон описывает иерархический характер формирования и взаимодействия уровней. Восемь уровней Бейтсона практически однозначно сопоставимы по содержанию с новообразованиями и содержанием кризисов на стадиях Эриксона. У
Маслоу - пять уровней потребностей в пирамиде (которая имеет продолжение в перевернутом виде, как у Бейтсона). У Бейтсона - пять уровней до "личностной идентификации" в такой же пирамиде (после чего в перевернутой пирамиде идут три уровня "духовной миссии").
В целом совпадение основных параметров в данной таблице при различных критериях классификации позволяет рекомендовать в дальнейшем ее использование при рассмотрении других тем данного курса, в том числе о неприкосновенности частной жизни, защите от "вредной информации".
Таблица 1
Эриксон
Бейтсон
Маслоу
Год ы
Кризис
Новообр а- зование
Актуализац ия
Нейрологические уровни
Формирование потребностей
>65 Отчаяни е
Мудрост ь
Культура
Культура
Безопаснос ть
25-
64
Застой
Забота
Профессия
Нервная система в целом
(Духовная
Профессия
Потребнос ть делиться, отдавать
Любовь и принад-
Маслоу выделяет две категории мотивов человека, имеющие биологические корни: мотивы роста - Метапотребности (целостность, совершенство, активность, богатство, красота, доброта, игра, истина, уникальность) и дефицитные мотивы - Д-потребности (Дп), нацеленные на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные или вызывающие напряжение с целью их устранения (отсутствие Дп вызывает болезнь, присутствие Дп предотвращает болезнь, восстановление Дп излечивает болезнь, при определенных сложных условиях Дп удовлетворяются в порядке очередности, у здорового человека Дп пассивны или функционально отсутствуют). Гуманистическое направление психологии было развито в работах К. Роджерса (1902-1987) и Р. Кегана.
Наиболее полно вопросы взаимодействия человека и информации отражены в современной науке нейролингвистического программирования (НЛП), одной из основ которой стала теория "нейрологических уровней" Г. Бейтсона (по возрастающей: уровень реакции индивида на окружающую среду, поведенческий уровень, уровень способностей, уровень ценностей и убеждений, уровень личной идентификации, уровни духовной миссии - семья, профессия, культура). При этом функцией каждого уровня является структурирование информации на более низком уровне. Поэтому изменения на более высоком уровне почти всегда вызывают изменения на нижних, но только существенные изменения и противоречия внизу способны вызвать изменения на более высоком уровне.
Если сопоставить Бейтсона, Эриксона и Маслоу (см. табл. I),
19
то объект изучения у них общий: личность (индивид) в развитии по сопоставимым параметрам: Эриксон изучает характеристики взаимоотношений со средой; Маслоу - структуру потребностей; Бейт-сон - взаимное соответствие иерархий информационно-когнитивных и физиологических систем человека. При этом Эриксон прямо называет последовательность и хронологические рамки этапов, разделенных кризисами. Маслоу настаивает на строго последовательном формировании потребностей. Бейтсон описывает иерархический характер формирования и взаимодействия уровней. Восемь уровней Бейтсона практически однозначно сопоставимы по содержанию с новообразованиями и содержанием кризисов на стадиях Эриксона. У
Маслоу - пять уровней потребностей в пирамиде (которая имеет продолжение в перевернутом виде, как у Бейтсона). У Бейтсона - пять уровней до "личностной идентификации" в такой же пирамиде (после чего в перевернутой пирамиде идут три уровня "духовной миссии").
В целом совпадение основных параметров в данной таблице при различных критериях классификации позволяет рекомендовать в дальнейшем ее использование при рассмотрении других тем данного курса, в том числе о неприкосновенности частной жизни, защите от "вредной информации".
Таблица 1
Эриксон
Бейтсон
Маслоу
Год ы
Кризис
Новообр а- зование
Актуализац ия
Нейрологические уровни
Формирование потребностей
>65 Отчаяни е
Мудрост ь
Культура
Культура
Безопаснос ть
25-
64
Застой
Забота
Профессия
Нервная система в целом
(Духовная
Профессия
Потребнос ть делиться, отдавать
Любовь и принад-