Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 735
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расовой дискриминации и осуждает всякую пропаганду, основанную на идеях или теориях расового превосходства.
Согласно Международной конвенции 1925 г. о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, государства обязались сотрудничать в пресечении распространения порнографических материалов, в том числе их ввоза и вывоза за пределы государственных границ.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 127(11) от 15 ноября 1947 г. предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между государствами.
Опасность негативного идеологического влияния через средства массовой информации привела к принятию Генеральной Ассамблей ООН в 1952 г. Конвенции о международном праве опровержения (вступ. в силу в 1962 г.). Конвенция обязывает государства - участники передавать своим корреспондентам и информационным агентствам опровержение, поступившее от другого государства на опубликованные или распространенные сведения, являющиеся ложными или искаженными и могущие причинить ущерб его престижу или отношениям с другими государствами.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ (ст. 4) установлено, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с этим "запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны".
Конституция РФ также устанавливает ряд запретов на распространение такой информации.
В соответствии с п. 2 ст. 29 "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". В соответствии с п. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
В Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также
Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, подчеркивается необходимость согласованных действий в условиях взаимозависимого мира и признается, что "стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов неспособно устранить глубинные социально- экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка".
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека,
2
признавая основные права и свободы каждого (эти вопросы подробно рассматривались в гл. 8 учебника), в то же время
Согласно Международной конвенции 1925 г. о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, государства обязались сотрудничать в пресечении распространения порнографических материалов, в том числе их ввоза и вывоза за пределы государственных границ.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 127(11) от 15 ноября 1947 г. предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между государствами.
Опасность негативного идеологического влияния через средства массовой информации привела к принятию Генеральной Ассамблей ООН в 1952 г. Конвенции о международном праве опровержения (вступ. в силу в 1962 г.). Конвенция обязывает государства - участники передавать своим корреспондентам и информационным агентствам опровержение, поступившее от другого государства на опубликованные или распространенные сведения, являющиеся ложными или искаженными и могущие причинить ущерб его престижу или отношениям с другими государствами.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ (ст. 4) установлено, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с этим "запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны".
Конституция РФ также устанавливает ряд запретов на распространение такой информации.
В соответствии с п. 2 ст. 29 "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". В соответствии с п. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
В Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также
Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, подчеркивается необходимость согласованных действий в условиях взаимозависимого мира и признается, что "стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов неспособно устранить глубинные социально- экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка".
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека,
2
признавая основные права и свободы каждого (эти вопросы подробно рассматривались в гл. 8 учебника), в то же время
устанавливает основания для ограничения этих прав со стороны государства: "поскольку пользование этими свободами налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц". При этом, признавая равные права без всякой дискриминации, включая права на равную защиту закона, Конвенция устанавливает, что "пользование правами и свободами гарантируется без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного и должностного положения, места рождения или иного обстоятельства. Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, не может быть отказано в праве индивидуально, совместно и беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность".
В соответствии с Соглашением "О сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от
30 ноября 2000 г. к основным принципам сотрудничества отнесены запрещение пропаганды и рекламы в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.
Рассмотрим подробнее правовое регулирование отношений в связи с охраной прав от воздействия отдельных видов вредной информации.
Охрана прав от воздействия информации, направленной на разжигание ненависти,
В соответствии с Соглашением "О сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от
30 ноября 2000 г. к основным принципам сотрудничества отнесены запрещение пропаганды и рекламы в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.
Рассмотрим подробнее правовое регулирование отношений в связи с охраной прав от воздействия отдельных видов вредной информации.
Охрана прав от воздействия информации, направленной на разжигание ненависти,
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 59
вражды и насилия.
Первой из четырех основных составляющих национальных интересов Российской
Федерации в информационной сфере в Доктрине информационной безопасности РФ названо соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни отнесены: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова, а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Исключение из этого составляют пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В качестве одной из основных задач реализации указанных прав и свобод Доктрина прямо устанавливает: не
допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной,
расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.
Наиболее актуальна эта задача была и остается в период различных предвыборных кампаний. Именно для этой области отношений ранее такой запрет был установлен в
Указах Президента РФ: "Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности
Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь",
3
а в последующем - во всех основных избирательных законах: "При проведении
предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами."
4
Аналогичный запрет установлен в Законе РФ "О средствах массовой информации" (ст. 4), в соответствии с которым запрещается: использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости
(в ред. Федерального закона от 19.07.1995 №114-ФЗ); использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 № 114-ФЗ); распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ч. 3 введена Федеральным законом от 20.06.2000 № 90-ФЗ).
Контроль за исполнением этих запретов возложен на избирательные комиссии, комиссии референдума; органы, регистрирующие средства массовой информации, а также на правоохранительные органы.
Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 9) введены также соответствующие ограничения на создание и деятельность политических партий. В частности не допускается создание политических партий по признакам расовой, национальной или религиозной принадлежности (если в уставе, программе или наименовании партии указаны в качестве целей защита соответствующих интересов: расовых, национальных или религиозных). Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на:
Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами."
4
Аналогичный запрет установлен в Законе РФ "О средствах массовой информации" (ст. 4), в соответствии с которым запрещается: использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости
(в ред. Федерального закона от 19.07.1995 №114-ФЗ); использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 № 114-ФЗ); распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ч. 3 введена Федеральным законом от 20.06.2000 № 90-ФЗ).
Контроль за исполнением этих запретов возложен на избирательные комиссии, комиссии референдума; органы, регистрирующие средства массовой информации, а также на правоохранительные органы.
Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 9) введены также соответствующие ограничения на создание и деятельность политических партий. В частности не допускается создание политических партий по признакам расовой, национальной или религиозной принадлежности (если в уставе, программе или наименовании партии указаны в качестве целей защита соответствующих интересов: расовых, национальных или религиозных). Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства,
- создание вооруженных и военизированных формирований,
- разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
При этом установлено, что защита социальной справедливости не означает разжигание социальной розни. Контроль за исполнением этих ограничений возложен на регистрирующий орган (Минюст РФ), а надзор осуществляют органы прокуратуры России.
Наряду с деятельностью политических партий и средств массовой информации особой сферой распространения вредной информации является культура. Поэтому в Основах законодательства РФ о культуре (ст. 31) установлены обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности. С одной стороны, представительная, исполнительная и судебная власти в Российской
Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры. При этом органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры. С другой стороны, вмешательство государства прямо предусматривается, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
Это положение нашло закрепление как в постановлениях Правительства РФ, так и в ведомственных нормативных актах
5
, где предусматривается, что: государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии; не допускается использование издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственным свержению и изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости, распространения порнографии, а также в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний; запрещается использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство;
Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет регистрацию средств цветного копирования и контроль за соблюдением гражданами и предприятиями Правил учета, хранения и использования в Российской Федерации средств цветного копирования
(оперативной полиграфии, копировально-множительной техники, капельно-струйных принтеров); при осуществлении такого контроля органы внутренних дел в соответствии с законодательными актами Российской Федерации имеют право изымать издания и изображения порнографического характера; не допускается перемещение через
таможенную границу печатной продукции, кино-, фото- и видеоматериалов, составляющих служебную и (или) государственную тайну; печатной продукции, кино-, фото- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды; печатной продукции, кино-, фото- и видеоматериалов порнографического характера; при пересечении таможенной границы декларант обязан указать в декларации о наличии такой продукции и материалов; запрещены к ввозу в РФ произведения печати, клише, негативы, заснятые пленки, фотографические снимки, киноленты, видеозаписи, носители магнитной информации для
ЭВМ, рукописи, грампластинки и другие звукозаписи, рисунки и иные печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм и его разновидности: сионизм, антисемитизм, фашизм, национальную исключительность и религиозную ненависть, а также материалы порнографического и вульгарно-эротического содержания; запрещены к пересылке изделия и изобразительные материалы порнографического характера, предметы непристойного или безнравственного характера.
В рассмотренных выше случаях основными объектами охраны и защиты выступали права и законные интересы общества и государства. Среди прав и законных интересов человека и гражданина особое место отводится охране и защите прав детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Это нашло отражение в ряде нормативных актов. Так, в Конвенции Содружества
Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ст. 17) признается, что "каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства". В Федеральном законе от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ст. 14) установлено, что органы государственной власти
Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.
6
Охрана прав от действия деструктивных сект и организаций. В истории государства и церкви различают пять стилей государственно-правового регулирования религиозной сферы в России.
7
Церковно-государственный дуализм или Богоизбранная и Бо-гомудрая двоица - равноправие церкви и государства, решения церкви являются государственными, а государственные - одновременно церковными. В этот период в нормах княжеских уставов проводится церковная политика. Поэтому преследуются прежде всего древнерусские языческие обычаи, в частности, "кто молиться под овином, или в рощеньи, или у воды".
Запрещалось "зелейничество", хотя использование для лечения различных трав издревле
ЭВМ, рукописи, грампластинки и другие звукозаписи, рисунки и иные печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм и его разновидности: сионизм, антисемитизм, фашизм, национальную исключительность и религиозную ненависть, а также материалы порнографического и вульгарно-эротического содержания; запрещены к пересылке изделия и изобразительные материалы порнографического характера, предметы непристойного или безнравственного характера.
В рассмотренных выше случаях основными объектами охраны и защиты выступали права и законные интересы общества и государства. Среди прав и законных интересов человека и гражданина особое место отводится охране и защите прав детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Это нашло отражение в ряде нормативных актов. Так, в Конвенции Содружества
Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ст. 17) признается, что "каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства". В Федеральном законе от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ст. 14) установлено, что органы государственной власти
Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.
6
Охрана прав от действия деструктивных сект и организаций. В истории государства и церкви различают пять стилей государственно-правового регулирования религиозной сферы в России.
7
Церковно-государственный дуализм или Богоизбранная и Бо-гомудрая двоица - равноправие церкви и государства, решения церкви являются государственными, а государственные - одновременно церковными. В этот период в нормах княжеских уставов проводится церковная политика. Поэтому преследуются прежде всего древнерусские языческие обычаи, в частности, "кто молиться под овином, или в рощеньи, или у воды".
Запрещалось "зелейничество", хотя использование для лечения различных трав издревле