Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которое он определяет
как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект
развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный
исторический процесс развертывания мирового разума или
Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа,
человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все
действительно разумно, все разумное – действительно».
Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:
1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное
мышление, конструирующее само из себя систему логических
категорий;
2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее
противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек
- завершение природы, преодолевающий ее материальность своей
духовной деятельностью;
3) ступень духа – история собственно человеческой духовной
жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее
в итоге дофилософии, открывающей таинственный источник мирового
развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается
в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается
смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.
Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие
– противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь
поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется».
Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение
(тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез,
снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии
развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены
вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире,
проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез:
сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец,
человеческий дух и его проявления
Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную
цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании
свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре
основных периода всемирной истории :восточныймир (Китай, Индия,
Египет), греческиймир, римскиймир, германскиймир. СтраныВостока
не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот.
Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она
серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в
рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых
отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в
полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство
человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого
человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга
исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется
к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или
иного народа, который своим характером, государственным строем,
искусством, религией, философией способен наиболее полно
представить, выразить требования мирового духа.
2.Диалектический исторический материализм К.Маркса и
Ф.Энгельса.
Марксистская философия была создана совместно двумя
немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.
Характерные черты:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи
с материалистическим принципом;
2. Исторический процесс понимается с материалистических
позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются
общеметодологические основы его преобразования.
Марксистская философия состоит из двух частей:
диалектического материализма и исторического материализма.
Согласно диалектическому материализму, основной вопрос
философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание
вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность,
это свойство материи отражать саму себя (существование бога
отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии,
она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики
– единства и борьбы противоположностей, перехода количественных
изменений в качественные, отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевыми понятиями являются
экономический базис и политическая надстройка. Базис – это
совокупность производственных отношений (отношений по поводу
производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка
– это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а
Также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и
поддерживает интересы господствующего класса в обществе.
Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже
Оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным
и закономерным путем от одной общественно-экономической
формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень
производительных сил (средства производства+люди) и
производственных отношений. Рост уровня производительных сил
приводит к изменению производственных отношений и смене
общественно-экономических формаций и общественно-политического
строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-
экономических формаций:
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных
сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика основана на крупной земельной
собственности и труде зависимых крестьян,
капиталистическая - промышленное производство, основанное
на труде свободных, но не являющихся собственниками средств
производства наемных рабочих
коммунистическая - общество будущего, основанное на
свободном труде равных людей при государственной (общественной)
собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в
возможность переустройства несправедливого, простроенного на
господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека,
капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика
капитализма) и пролетарской революции (пролетариат– рабочий класс,
наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством)
возможно построение бесклассового общества, основанного на
общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от
каждого по способностям, каждому по потребностям».
Контрольные вопросы и задания:
1. Что означает кантовское понятие «вещи в себе» и почему
«философия невозможна» по Канту?
2. Раскройте смысл «категорического императива» И.Канта.
3. Опишите путь, который проходит Мировой дух, стремясь к
самопознанию, в концепции Г.Гегеля.
4. Сформулируйте основные принципы диалектического
мышления, обоснованные Гегелем.
5. Дайте характеристику основных идей социальной философии
Марксизма и основных понятий: общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.
6. В чем суть диалектического материализма?
ТЕМА 6.
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ
ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХвв.
План:
1. Главные черты и направления постклассической философии.
2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон
3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,
экзистенциализм, герменевтика.
1. Главные черты и направления постклассической философии.
В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена
философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки
философских проблем и их решения. Для классической философии -
философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу
человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и
установление на основе открытия всеобщих законов развития природы
и общества господства человека над природой, создания общества
социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.
Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -
рационалистическая парадигма – подвергается жесточайшей критике
и начинается переход к неклассической философии. Философия конца
Х1Х-ХХвека отказывается от:
1. рационализма как единственного способа философствования,
признающего разум основой познания, поведения и деятельности
людей;
2. жесткого деления всех философских школ и направлений по
принципу: материализм или идеализм;
3. от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на
авторитеты, от «партийности» в философии.
Основные черты философии ХХвека:
-Плюрализм в философском мышлении. В этом период
сосуществуют разнообразные направления и концепции:
материалистические и идеалистические, рационалистические и
иррационалистические, религиозные и атеистические,
сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на
естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и
интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни
другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать
при помощи различных форм познания (не только разумом!).
· предметом изучения становятся все новые и новые объекты
действительности, что ведет к возникновению принципиально новых
направлений: философия культуры, философия политики, философия
техники, философия науки и т.д.
· Терпимость (толерантность) современной философии.
Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство
между собой. Диалог– главный способ взаимодействия не только внутри
одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.
· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и
размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности,
свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и
противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле
существованиячеловечества в целом, о кризисе человека и истории.
3.Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.
Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель,
А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и
человека лежит не рациональное основание, а иррациональная
реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный
органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором
неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,
логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни
необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма
предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма
как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»
в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не
тождественные понятия! Жизнь– это процесс, свободное стихийное и
инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в
котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь
(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно
«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».
Главное в жизни – не материя, а дух, поэтомуна первый план выходят
«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,
символ и т.д.
Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,
не основан на принципах разума. Вмире вообще нет разума, в нем все
подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в
обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в
физическоммире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе
как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект
развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный
исторический процесс развертывания мирового разума или
Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа,
человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все
действительно разумно, все разумное – действительно».
Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:
1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное
мышление, конструирующее само из себя систему логических
категорий;
2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее
противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек
- завершение природы, преодолевающий ее материальность своей
духовной деятельностью;
3) ступень духа – история собственно человеческой духовной
жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее
в итоге дофилософии, открывающей таинственный источник мирового
развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается
в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается
смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.
Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие
– противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь
поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется».
Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение
(тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез,
снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии
развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены
вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире,
проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез:
сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец,
человеческий дух и его проявления
Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную
цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании
свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре
основных периода всемирной истории :восточныймир (Китай, Индия,
Египет), греческиймир, римскиймир, германскиймир. СтраныВостока
не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот.
Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она
серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в
рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых
отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в
полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство
человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого
человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга
исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется
к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или
иного народа, который своим характером, государственным строем,
искусством, религией, философией способен наиболее полно
представить, выразить требования мирового духа.
2.Диалектический исторический материализм К.Маркса и
Ф.Энгельса.
Марксистская философия была создана совместно двумя
немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.
Характерные черты:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи
с материалистическим принципом;
2. Исторический процесс понимается с материалистических
позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются
общеметодологические основы его преобразования.
Марксистская философия состоит из двух частей:
диалектического материализма и исторического материализма.
Согласно диалектическому материализму, основной вопрос
философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание
вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность,
это свойство материи отражать саму себя (существование бога
отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии,
она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики
– единства и борьбы противоположностей, перехода количественных
изменений в качественные, отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевыми понятиями являются
экономический базис и политическая надстройка. Базис – это
совокупность производственных отношений (отношений по поводу
производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка
– это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а
Также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и
поддерживает интересы господствующего класса в обществе.
Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже
Оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным
и закономерным путем от одной общественно-экономической
формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень
производительных сил (средства производства+люди) и
производственных отношений. Рост уровня производительных сил
приводит к изменению производственных отношений и смене
общественно-экономических формаций и общественно-политического
строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-
экономических формаций:
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных
сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика основана на крупной земельной
собственности и труде зависимых крестьян,
капиталистическая - промышленное производство, основанное
на труде свободных, но не являющихся собственниками средств
производства наемных рабочих
коммунистическая - общество будущего, основанное на
свободном труде равных людей при государственной (общественной)
собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в
возможность переустройства несправедливого, простроенного на
господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека,
капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика
капитализма) и пролетарской революции (пролетариат– рабочий класс,
наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством)
возможно построение бесклассового общества, основанного на
общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от
каждого по способностям, каждому по потребностям».
Контрольные вопросы и задания:
1. Что означает кантовское понятие «вещи в себе» и почему
«философия невозможна» по Канту?
2. Раскройте смысл «категорического императива» И.Канта.
3. Опишите путь, который проходит Мировой дух, стремясь к
самопознанию, в концепции Г.Гегеля.
4. Сформулируйте основные принципы диалектического
мышления, обоснованные Гегелем.
5. Дайте характеристику основных идей социальной философии
Марксизма и основных понятий: общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.
6. В чем суть диалектического материализма?
ТЕМА 6.
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ
ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХвв.
План:
1. Главные черты и направления постклассической философии.
2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон
3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,
экзистенциализм, герменевтика.
1. Главные черты и направления постклассической философии.
В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена
философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки
философских проблем и их решения. Для классической философии -
философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу
человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и
установление на основе открытия всеобщих законов развития природы
и общества господства человека над природой, создания общества
социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.
Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -
рационалистическая парадигма – подвергается жесточайшей критике
и начинается переход к неклассической философии. Философия конца
Х1Х-ХХвека отказывается от:
1. рационализма как единственного способа философствования,
признающего разум основой познания, поведения и деятельности
людей;
2. жесткого деления всех философских школ и направлений по
принципу: материализм или идеализм;
3. от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на
авторитеты, от «партийности» в философии.
Основные черты философии ХХвека:
-Плюрализм в философском мышлении. В этом период
сосуществуют разнообразные направления и концепции:
материалистические и идеалистические, рационалистические и
иррационалистические, религиозные и атеистические,
сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на
естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и
интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни
другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать
при помощи различных форм познания (не только разумом!).
· предметом изучения становятся все новые и новые объекты
действительности, что ведет к возникновению принципиально новых
направлений: философия культуры, философия политики, философия
техники, философия науки и т.д.
· Терпимость (толерантность) современной философии.
Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство
между собой. Диалог– главный способ взаимодействия не только внутри
одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.
· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и
размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности,
свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и
противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле
существованиячеловечества в целом, о кризисе человека и истории.
3.Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.
Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель,
А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и
человека лежит не рациональное основание, а иррациональная
реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный
органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором
неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,
логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни
необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма
предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма
как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»
в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не
тождественные понятия! Жизнь– это процесс, свободное стихийное и
инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в
котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь
(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно
«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».
Главное в жизни – не материя, а дух, поэтомуна первый план выходят
«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,
символ и т.д.
Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,
не основан на принципах разума. Вмире вообще нет разума, в нем все
подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в
обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в
физическоммире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе