Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которое он определяет

как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект

развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный

исторический процесс развертывания мирового разума или

Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа,

человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все

действительно разумно, все разумное действительно».

Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:

1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное

мышление, конструирующее само из себя систему логических

категорий;

2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее

противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек

- завершение природы, преодолевающий ее материальность своей

духовной деятельностью;

3) ступень духа – история собственно человеческой духовной

жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее

в итоге дофилософии, открывающей таинственный источник мирового

развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается

в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается

смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.

Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие

противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь

поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется».

Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение

(тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез,

снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии

развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены

вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире,

проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез:

сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец,

человеческий дух и его проявления

Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную

цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании

свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре

основных периода всемирной истории :восточныймир (Китай, Индия,

Египет), греческиймир, римскиймир, германскиймир. СтраныВостока

не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот.


Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она

серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в

рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых

отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в

полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство

человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого

человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга

исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется

к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или

иного народа, который своим характером, государственным строем,

искусством, религией, философией способен наиболее полно

представить, выразить требования мирового духа.

2.Диалектический исторический материализм К.Маркса и

Ф.Энгельса.

Марксистская философия была создана совместно двумя

немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.

Характерные черты:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи

с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических

позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются

общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей:

диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос

философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание

вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность,

это свойство материи отражать саму себя (существование бога

отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии,

она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики

– единства и борьбы противоположностей, перехода количественных

изменений в качественные, отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются

экономический базис и политическая надстройка. Базис – это

совокупность производственных отношений (отношений по поводу

производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка

– это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а

Также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и



поддерживает интересы господствующего класса в обществе.

Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже

Оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным

и закономерным путем от одной общественно-экономической

формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень

производительных сил (средства производства+люди) и

производственных отношений. Рост уровня производительных сил

приводит к изменению производственных отношений и смене

общественно-экономических формаций и общественно-политического

строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-

экономических формаций:

первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных

сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной

собственности и труде зависимых крестьян,

капиталистическая - промышленное производство, основанное

на труде свободных, но не являющихся собственниками средств

производства наемных рабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на

свободном труде равных людей при государственной (общественной)

собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в

возможность переустройства несправедливого, простроенного на

господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека,

капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика

капитализма) и пролетарской революции (пролетариат– рабочий класс,

наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством)

возможно построение бесклассового общества, основанного на

общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от

каждого по способностям, каждому по потребностям».

Контрольные вопросы и задания:

1. Что означает кантовское понятие «вещи в себе» и почему

«философия невозможна» по Канту?

2. Раскройте смысл «категорического императива» И.Канта.

3. Опишите путь, который проходит Мировой дух, стремясь к

самопознанию, в концепции Г.Гегеля.

4. Сформулируйте основные принципы диалектического

мышления, обоснованные Гегелем.

5. Дайте характеристику основных идей социальной философии

Марксизма и основных понятий: общественно-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.


6. В чем суть диалектического материализма?
ТЕМА 6.

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ

ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХвв.

План:

1. Главные черты и направления постклассической философии.

2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон

3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,

экзистенциализм, герменевтика.
1. Главные черты и направления постклассической философии.

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена

философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки

философских проблем и их решения. Для классической философии -

философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу

человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и

установление на основе открытия всеобщих законов развития природы

и общества господства человека над природой, создания общества

социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.

Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -

рационалистическая парадигма – подвергается жесточайшей критике

и начинается переход к неклассической философии. Философия конца

Х1Х-ХХвека отказывается от:

1. рационализма как единственного способа философствования,

признающего разум основой познания, поведения и деятельности

людей;

2. жесткого деления всех философских школ и направлений по

принципу: материализм или идеализм;

3. от догматизма в философии непременной ссылки и опоры на

авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные черты философии ХХвека:

-Плюрализм в философском мышлении. В этом период

сосуществуют разнообразные направления и концепции:

материалистические и идеалистические, рационалистические и

иррационалистические, религиозные и атеистические,

сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на

естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и

интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни

другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать

при помощи различных форм познания (не только разумом!).

· предметом изучения становятся все новые и новые объекты

действительности, что ведет к возникновению принципиально новых

направлений: философия культуры, философия политики, философия

техники, философия науки и т.д.

· Терпимость (толерантность) современной философии.


Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство

между собой. Диалог– главный способ взаимодействия не только внутри

одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и

размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности,

свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и

противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле

существованиячеловечества в целом, о кризисе человека и истории.

3.Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель,

А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и

человека лежит не рациональное основание, а иррациональная

реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный

органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором

неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,

логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни

необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма

предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма

как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»

в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не

тождественные понятия! Жизньэто процесс, свободное стихийное и

инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в

котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь

(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно

«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».

Главное в жизни – не материя, а дух, поэтомуна первый план выходят

«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,

символ и т.д.

Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,

не основан на принципах разума. Вмире вообще нет разума, в нем все

подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в

обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в

физическоммире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе