Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии –
помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию –
предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На это
направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его
состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести
собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не
навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе
человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.
Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель
совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о
добре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же.
Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое
время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего
на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако,
его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был
обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к
смерти и вынужден был принять чашу с ядом – цикутой.
Киники– название школа получила от насмешливого прозвища
Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической
школы– Антисфен. Согласно философу счастье – цель человеческой
жизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он
находится в зависимости от материальных и социальных потребностей.
Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает
человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д.
Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим
поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский.
Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до
крайности потребности, закалял себя, подвергая свое телоиспытаниям.
Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе). Приучал он себя
и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от
людей и их мнений. Философ просил подаяния у статуй, чтобы приучить
себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным
фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру
Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не
заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание.
Лукиан так описывает беседу Диогена с последователем: «Ты видишь
перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против
наслаждений… Я– освободитель человечества и враг страстей»… Если
захочешь быть киником.. прежде всего я сниму с тебя изнеженность…
заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что
попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться
ни о детях, ни о браке, ни об отечестве… Ведя такой образ жизни ты
назовешь себя более счастливым, чем великий царь».
3.ОбъективныйидеализмПлатона.
Платон считается первым древнегреческим философом,
создавшим целостную
философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию
и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий
круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и
познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение
о сущем, том, что является постоянным в окружающем мире. Мир
чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи
возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего
прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными
являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность
предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и
помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех
предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным
отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и
умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая
вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются,
«копируются» предметы. Материальный мир образуется из
соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее»
оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно
мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем
первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ
традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа
бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела
– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит
из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и
вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество
душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и
воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда,
попадая в тело она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так
ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной
части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально
находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех
предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по
Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они
созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально
трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося
познать сущее.
Социальная философия. Платон – первый философ, создавший
социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и
построения справедливого – идеального государства. Ко всем
существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует
олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию
и демократию («безумие большинства»), которая как правило,
вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного
государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении
о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек
подобен государству». Подобно тому, как в душе три части, так и в
государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной
части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать
сословие правителей – философов; страстной части, добродетель
которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине;
низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и
ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено
выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства
в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону.
Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему
благу, выразителем которого является государство. Философ пытается
предложить модель не только справедливого, но и гармоничного
общества. Источником противоположных интересов, подрывающих
единство общества, он первый в истории общественной мысли называет
частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи
не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и
ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и
детей, воспитанием которых занимается государство. Государство
Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из
одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором
интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен
свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).
4.Философские идеи Аристотеля.
Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего
учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он
оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом
предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют
только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность
предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от
вещи. Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает
предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины
по материи, но различны по форме. Материя– это возможность бытия,
а форма есть осуществление этой возможности, действительность.
Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия:
формальной и материальной.
Всего их 4:
формальная, - сущность вещи;
материальная – субстрат вещи;
действующая – то, что приводит в движение и обуславливает
изменение;
целевая – во имя чего совершается действие.
Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в
иерархичности форм. Поднимаясь по лестницеформ значение материи
ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –
растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как
чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля –
совершенный Ум, источник всякого движения– Перводвигатель, хотя
он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не
принимает участия в делах людей. Бог– как абсолютное совершенство,
та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.
Этика. Цель человеческойжизни – счастье (это общая установка
для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в
материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,
а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо
реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.
Добродетель – середина между излишеством и недостатком
(«ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и
малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,
щедрость– между расточительностью и скупостью. Философ особенно
высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая
мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,
правдивость, дружелюбие, любезность.
Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы
государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это
полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для
некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает
формы, при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это
монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.
Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в
этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие,
владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую
форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник
частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о
собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего
не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина
несправедливости общества состоит в нежелании управляющих
действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу
является критерием правильных форм.
5.Философия эпохи эллинизмаи Древнего мира. Киники.
УчениеЭпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция
стоиков. Скептицизм.
Эпикур. Представитель атомистического материализма, атеизма
и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им
школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал
создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика
должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,
физика – на теорию познания.
Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не
обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того
о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят