Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии –

помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию –

предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На это

направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его

состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести

собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не

навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе

человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.

Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель

совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о

добре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же.

Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое

время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего

на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако,

его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был

обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к

смерти и вынужден был принять чашу с ядом – цикутой.

Киники– название школа получила от насмешливого прозвища

Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической

школы– Антисфен. Согласно философу счастье цель человеческой

жизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он

находится в зависимости от материальных и социальных потребностей.

Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает

человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д.

Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим

поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский.

Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до

крайности потребности, закалял себя, подвергая свое телоиспытаниям.

Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе). Приучал он себя

и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от

людей и их мнений. Философ просил подаяния у статуй, чтобы приучить

себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным

фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру

Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не

заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание.

Лукиан так описывает беседу Диогена с последователем: «Ты видишь

перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против


наслаждений… Я– освободитель человечества и враг страстей»… Если

захочешь быть киником.. прежде всего я сниму с тебя изнеженность…

заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что

попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться

ни о детях, ни о браке, ни об отечестве… Ведя такой образ жизни ты

назовешь себя более счастливым, чем великий царь».

3.ОбъективныйидеализмПлатона.

Платон считается первым древнегреческим философом,

создавшим целостную

философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию

и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий

круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и

познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение

о сущем, том, что является постоянным в окружающем мире. Мир

чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи

возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего

прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными

являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность

предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и

помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех

предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным

отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и

умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая

вечна и неизменна. Идея образец, модель, по которой создаются,

«копируются» предметы. Материальный мир образуется из

соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее»

оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно

мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем

первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ

традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа

бессмертна. Душаэто «эйдос», сущность человека. Назначение тела

– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит

из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и

вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество



душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и

воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда,

попадая в тело она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так

ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной

части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально

находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех

предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по

Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они

созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально

трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося

познать сущее.

Социальная философия. Платон – первый философ, создавший

социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и

построения справедливого – идеального государства. Ко всем

существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует

олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию

и демократию («безумие большинства»), которая как правило,

вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного

государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении

о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек

подобен государству». Подобно тому, как в душе три части, так и в

государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной

части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать

сословие правителей – философов; страстной части, добродетель

которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине;

низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и

ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено

выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства

в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону.

Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему

благу, выразителем которого является государство. Философ пытается

предложить модель не только справедливого, но и гармоничного

общества. Источником противоположных интересов, подрывающих

единство общества, он первый в истории общественной мысли называет

частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи

не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и

ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и


детей, воспитанием которых занимается государство. Государство

Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из

одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором

интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен

свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

4.Философские идеи Аристотеля.

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего

учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он

оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом

предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют

только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность

предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от

вещи. Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает

предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины

по материи, но различны по форме. Материя– это возможность бытия,

а форма есть осуществление этой возможности, действительность.

Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия:

формальной и материальной.

Всего их 4:

формальная, - сущность вещи;

материальная субстрат вещи;

действующая – то, что приводит в движение и обуславливает

изменение;

целевая – во имя чего совершается действие.

Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в

иерархичности форм. Поднимаясь по лестницеформ значение материи

ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –

растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как

чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля –

совершенный Ум, источник всякого движения– Перводвигатель, хотя

он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не

принимает участия в делах людей. Бог– как абсолютное совершенство,

та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Этика. Цель человеческойжизни – счастье (это общая установка

для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в

материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,

а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо


реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.

Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.

Добродетель середина между излишеством и недостатком

(«ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и

малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,

щедрость– между расточительностью и скупостью. Философ особенно

высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая

мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,

правдивость, дружелюбие, любезность.

Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы

государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это

полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для

некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает

формы, при которых исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это

монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.

Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в

этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие,

владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую

форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник

частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о

собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего

не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина

несправедливости общества состоит в нежелании управляющих

действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу

является критерием правильных форм.

5.Философия эпохи эллинизмаи Древнего мира. Киники.

УчениеЭпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция

стоиков. Скептицизм.

Эпикур. Представитель атомистического материализма, атеизма

и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им

школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал

создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика

должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,

физика – на теорию познания.

Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не

обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того

о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят