Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


и поэтому не могут ошибаться. Восприятие– единственный критерий

истины. Деятельность логического мышления– обобщение, индукция.

Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек

способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным

отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал

Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При

движении (условием которого является наличие пустоты) атомы

отклоняются от прямого пути на небольшой угол и начинают описывать

кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в

результате чего возникает предметный мир.

Согласно философу, критерий счастья– в чувстве удовольствия.

Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает

страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и

необходимые дляжизни; 2) природные, но для жизни не необходимые;

3) не необходимые дляжизни и не природные. Мудрец стремится только

к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого

воздержания– полная невозмутимость, или безмятежность, которая и

есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм,

а отнюдь не без удержанное увлечение материальными

удовольствиями!)

Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх

перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх

перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает

несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны

вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем

мире, а в промежуткемеждумирами. Загробного мира не существует:

душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-

первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы

живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь

Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей

философии.

Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к

счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий,

безмятежности – атараксии.

Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить

ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о

несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или


явлении может быть с равным правом и равной силой

противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод:

воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже

проявление атараксии.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это

говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода

античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,

Марк Аврелий, Сенека.

Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь

полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к

ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,

рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели

перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено,

происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости

(року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости

сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба

согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность,

выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее

проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в

мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут

заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

Контрольные задания и вопросы:

1. Какие периоды выделяются в античной философии?

2. Что понимал под атомом Демокрит?

3. Объясните значение понятия «майевтика» в философии

Сократа.

4. Чем онтология Платона отличается от онтологии Аристотеля?

5. Какое ключевое понятие в этике Аристотеля?

6. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм

предполагает стремление к чувственным наслаждениям?

7. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам?

ТЕМА 3.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ(IVIIIвв.)

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ХIVVI вв.)

План:

1. Основные черты и этапы средневековой философии.

2. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома

Аквинский.

3. Спор об универсалиях: номинализм и реализм.

4. Основные направления и проблемы философии Эпохи

Возрождения.
1.Основные черты и этапы средневековой философии.

Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе

раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего

расцвета достигла вV-Х111 вв. н.э. (в период между распадом Западной

римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась

замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в

прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом,

назидательностью.

Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома

Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая

реальность и предмет философского исследования – Бог)

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания

философия служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира

отодвигается на второй план

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной

стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие

(свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное.

Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) I-

VIII вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, ГригорийНисский,

Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов

христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях

на античных философов – прежде всегоПлатона и Аристотеля.

2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома

Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения

христианского богословия уточняются и систематизируются.


Схоластика означает «школьную, учебную» философию,

преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно

влияние Аристотеля.

2.Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома

Аквинский.

Августин Блаженный, IV в. (сильное влияние Платона). Бог

высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины,

определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из

ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не

однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ,

восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице

занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе

природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме

этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна,

бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в

возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра.

Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла, Он – творец

гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру

и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует

свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Своим предвечным

решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей

жизни, других – для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть идеи

божественного предопределения, выдвинутой Августином и

принятой католичеством в последствии.

Божественное предопределение является также источником двух

противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град

основан на войне, завоевании и насилии. Небесное царство – царство

Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История

движется от града Земного к граду небесному. Именно церковь та сила,

которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти

человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее

положение над государством, а Папа Римскийнад монархами. Это

положение о роли церкви в обществе было тоже воспринято

католичеством и определило на столетия взаимоотношения Церкви и

государства в западной Европе.

Фома Аквинский (ХIV в.) Выступил против распространившейся


в христианском богословии положения о противопоставлении духа и

природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано

(«дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что

человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп

(тело)– это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек

– это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная

ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в

ней отражается, так же как и в человеке. Надожить в реальном мире, в

единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому

блаженству.

Фома Аквинский выдвинул5 доказательств существования Бога

(только онтологическое, когда существование Бога выводится из

существования его творения – окружающего мира):

1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то

(кем-то) другим– следовательно, есть первичныйдвигатель всего - Бог;

2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно

есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость: случайное зависит от

необходимого– следовательно, есть первоначальная необходимость –

Бог;

4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени

качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно

существовать высшее совершенство – Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,

направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то

разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему

- Бог.

3. Спор об универсалиях: номинализм иреализм.

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период

схоластики: об отношении общего к единичному или спор об

«универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует

ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос

имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в

трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще

доказательства бытия Божия.

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в

мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть

и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения

называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе,

независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное