Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обследование письма

Нарушение письма у детей — это особые специфические затруд­нения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достигших школьного возраста, при нормальных умственных способно­стях и слухе проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом соста­ве слова.

Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуко­вому анализу и синтезу речи и по этой причине — к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, об этом свидетель­ствуют различные специфические нарушения письма, которые могут иметь разную структуру и степень выраженности: от полной несформированности его до лишь единичных ошибок.

В письме всех детей, независимо от степени овладения соответ­ствующим навыком, можно обнаружить ошибки на смешение и замену согласных, но лишь замену согласных можно рассматри­вать как типичное, характерное и устойчивое проявление. Данное положение было подтверждено и массовым обследованием детей (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Э.К. Габашвили, А.С. Винокур, Р. Аязбекова и др.), установившим, что в большин­стве случаев при наличии специфических ошибок — замен согласных букв в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом.

Исходя из вышесказанного, при анализе письма ребенка и тех ошибок, которые в нем обнаруживаются, следует в первую оче­редь определить наличие или отсутствие специфических ошибок на замену согласных. Эти ошибки выделяются в качестве диаг­ностического признака, способствующего выявлению детей, представляющих интерес для логопеда. Опираясь на точные пред­ставления о том, как проявляются нарушения письма, связанные с недостаточной готовностью речевых процессов, логопед может правильно квалифицировать дефект, отграничив его от сходных состояний. Как известно, недостаточное усвоение навыков письма может быть детерминировано не только речевыми нарушениями, н
о и другими факторами, как, например, нерегулярностью школьного обучения (из-за частых болезней, переездов и по другим причинам), педагогической запущенностью, нарушени­ями поведения, двуязычием, сниженными слухом, зрением, интеллектом и т.д.

В то же время объектом логопедического воздействия являет­ся не всякое нарушение письма, а лишь такое, которое обуслов­лено нарушениями в развитии речи. Задача логопеда и заключа­ется в том, чтобы в процессе обследования уловить те специфи­ческие речевые затруднения, которые проявляются в дефектах письма.

Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей

Ориентировочное представление об уровне сформированнос-ти письма и о характере ошибок логопед может получить про­сматривая школьные тетради ученика. Однако для того, чтобы уточнить структуру дефекта, необходимо специально обследо­вать письмо посредством различных проб, включающих слухо­вой диктант, самостоятельное письмо и списывание с печатно­го текста.

Обследование начинается с письма букв, слогов, слов и конча­ется предъявлением более сложных форм письменной речи (в за­висимости от уровня обученности ребенка, изложение по картине или сочинение на заданную тему).

Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуют отдельные звуки, графичес­кое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух зву­ки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические очертания.

Анализируя данные, полученные с помощью указанной пробы, учитывают, легко ли ребенок выполняет стоящую перед ним зада­чу или испытывает затруднения в подыскании нужной буквы. Могут быть обнаружены замены, связанные с трудностями усвое­ния начертания отдельных букв, когда ребенок пишет вместо Ш -# или вместо Д Б, зеркальное СИ вместо Ю и т.д., когда отдель­ные элементы, входящие в состав букв, изображаются ребенком Неадекватно в пространственном или количественном отношении. Ребенок может просто забыть отдельные буквы, особенно те, которые редко встречаются, и заменить их случайным начертаии-1 ем. Это свидетельствует в целом о нормальном развитии навыка письма.



Но если ребенок допускает замены букв, соответствующие звуки которых являются акустически или артикуляционно близки-] ми (например, может вместо диктуемого звука Ш написать С или вместо Д — Т, вместо Ч Ц и т.д.), т.е. происходит взаимозаменяемость, — это обычно указывает на дефект слухового или слу| хо-артикуляционного анализа. С целью установить, являются ли! эти специфические замены случайными или регулярными, логопед диктует звуки, которые в речи у детей чаще других подвергаются замене, предусматривая варьирование условий, при которым производится запись букв ребенком. Смешиваемые звуки сначала предъявляются раздельно (ч, п, з, г, б, с, к, щ, д, ш, ц, т и др.), за! тем — попарно (ч-ц, п-б, з-с и т.д.).

Это позволяет выявить не только степень нарушения дифференциации звуков, но и условия, при которых выполнение здания облегчается для ребенка или, наоборот, усложняется.

Так как обследование должно быть обязательно направлено на качественный анализ структуры обнаруженного дефекта, важно определить, является ли несформированность слухового восприятия первичным нарушением или вторичным (системным) следствием другого дефекта, например следствием нарушения движения артикуляционного аппарата. Для такого анализа имеет значение, изменится ли количество ошибок, если специально обратите внимание ребенка во время записи букв на оральный образ произносимого обследователем звука, т.е. научить ребенка вести наблюдения за артикуляцией обследующего.

Если при этом условии количество ошибок не изменится, это! будет свидетельствовать о детерминированности ошибок дефектам и слухового анализа, а если уменьшится — значит, у ребенке нарушен слухо-артикуляционный анализ. Следующим этапом следования является письмо отдельных слогов под диктовку. Pel бенку диктуются прямые слоги (на, ба, сы, ту, мо и др.)» обрати ные (ан, уш, от), закрытые (сас, ран, дум, тан), слоги со стеч» нием согласных (ста, дро, гво, скво, стра), оппозиционные (cam•за, са-ша,ра-ла, ба-на, мя-ма, лю-лу,ри-ры, но-нё). Вместо записи
ученик может составлять слоги, пользуясь буквами разрезной азбуки.

Эти пробы ставят своей задачей определить, насколько правиль-1 но ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс. Как и в предыдущих пробах, выявляется, во!

первых, наличие специфических ошибок, указывающих на недо­статочность различения звуков; во-вторых, в каких случаях при воспроизведении слогов разнообразного строения последователь­ность выделения звуков оказывается нарушенной. (Это может произойти уже тогда, когда ребенок записывает простые открытые слоги или же слоги со стечением согласных.)

Чтобы определить уровень письма, доступный обследуемому, вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и коротких фраз. Сначала ребенку диктуют простые, а за­тем — фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы, например: Маша играет, у Маши кук­ла. Журчит ручей, у крыльца лужи.

Помимо написания отдельных слов и фраз, по слуху проверя­ется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложно­сти. Материалом для обследования могут быть картинки, изобра­жающие знакомые ребенку предметы {например, козу, мяч, замок, часы, спички, чайник, девочку и др.)- Ученику предлагается на­писать названия предметов, изображенных на картинках, или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинке типа «Девочка чистит зубы».

При более высоком уровне письма центральным этапом обсле­дования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программным требованиям по русскому языку того класса, в котором обучается ребенок, и в то же время включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается. Дикто­вать надо в соответствии с нормами орфоэпического произноше­ния, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входя­щих в состав диктуемого текста.

Обследующий ведет наблюдения за характером процесса пись­ма: может ли ребенок сразу фонетически правильно записать сло­во или пишет с опорой на его проговаривание, как бы «прощупы­вая» отдельные элементы слова, ища нужный звук и соответству­
ющую букву, а также за качеством ошибок.

Особое внимание должно быть уделено тому, допускает ли ребенок специфические ошибки на замену букв: свистящих, шипящих, звонких и глухих; р, л, мягких и твердых.

При этом необходимо выяснить:

- единичные или частные эти ошибки; распространяются ли они на одну группу звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками (звонкие и глухие), или на несколько групп (звонкие и глухие, свистящие и шипящие и др.); соответствуют ли замены в письме тем нарушениям, которые наблюдаются в устной речи;

- происходят ли замены при написании фонетически npoстых или структурно трудных, многосложных и малозна­комых слов (что будет указывать на различный уровень нарушения дифференциации звуков речи, а следователь­но, и фонематического восприятия).

Ошибки за замену букв в письме в большинстве случаев сосуществуют с другими фонетическими ошибками. Поэтому необхо­димо установить допущены ли пропуски букв, слогов или даже элементов слова, слитное и раздельное написание одного и того же слова и другие ошибки, связанные с искажением его звуковой структуры.

Следует иметь в виду, что среди первоклассников, и даже второклассников, основную массу ошибок письма составляют имен­но звуковые искажения. Это весьма сложный этап обучения, свя­занный с естественным формированием правильного письма. Поэтому указанные ошибки имеют диагностическое значение не сами по себе, а в сочетании с ошибками на замену акустически близких звуков. Их учет помогает определить уровень нарушения письма у ребенка.

Самостоятельное письмо детей, как и на предыдущем этапе, позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова (замены букв, пропуски, перестановки букв и т.д.), так и аграмматизм.

Для этой цели учащимся (в основном 2-3-го и более старших классов) предлагается самостоятельно составить и записать не-j большой рассказ по серии картин с изображением сюжета, развер­тывающегося в определенной последовательности, письменно из-1 дожить прослушанный или самостоятельно прочитанный учеником рассказ, а может быть, и написать сочинение на заданную тему типа «Как я провел выходной день».

Можно предложить и более простые пробы, позволяющие так-1