Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ва, а затем -— более сложные по слоговому и морфологическому составу. Необходимо использовать все возможные варианты од­носложных слов: СГС (дом, мак), СГСС (куст, бант), ССГС (слон, град), ССГ (два, швы), ГССС (Олек), где С — согласный звук, Г — гласный. Детям предлагаются также различные варианты двусложных слов: с ударением на последнем и на первом слоге (луна, муха); со стечением согласных (шторы, окно); многобуквенные (пропуск, дружил). Затем изучается чтение трехсложных: СГСГСГ (молоко), СГСГСГС (молоток), СГССГССГ (перчатки), ССГССГСГ (просты­ня) — и многосложных слов.

Уже на этом этапе можно использовать однокоренные слова, различающиеся морфологическими элементами, которые вы­полняют смыслоразличительную функцию (рука—руки, во­шелвышел). В процессе выполнения этих заданий следует предложить ребенку подобрать картинку к прочитанному сло­ву, показать соответствующий предмет, нарисовать его, объяс­нить значение или продемонстрировать действие. Данная про­ба дает возможность логопеду оценить техническую и смысло­вую стороны чтения: читает ли ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает ли побуквенно или у него сохраняются элемен­ты побуквенного чтения в стечениях согласных или в конце слов (хала-т); читает ли он «механически* или осознанно. Ошибки, отмеченные при выполнении пробы, могут указывать на несфор-мированность у ребенка звуко-слогового синтеза, морфологичес­ких обобщений, навыка слогослияния, навыка целостного вос­приятия читаемого, недостаточный объем зрительного воспри­ятия, на отсутствие умения соотносить прочитанное слово со значением.

Дополнительной пробой может стать задание на выявление навыков зрительного слогоделения слов, что является одним из важных условий формирования умения ориентироваться в любой структуре визуально воспринимаемого слова и, следовательно, основой плавного послогового чтения. Логопед предлагает ребен­ку разделить на слоги печатные слова различной слоговой струк­
туры, ориентируясь только на гласную букву, являющуюся грани­цей слога.

Следующий этап в оценке навыка — чтение отдельных предло­жений. При использовании данного приема обследуется способ, правильность, выразительность чтения, а также понимание ребен­ком прочитанного. Анализ последнего осуществляется на основе подбора ребенком к фразе картинки или показа предмета, дей­ствия. Для чтения можно предложить также похожие предложе­ния, различающиеся лексическим и грамматическим оформлени­ем. Например: Это мой стул — Это твой стул Это твой стол; Дай Маше книгу Дай- Маше книги; Женя нарисовал машину — Женя нарисовала машину. Для определения сформированное™ первоначальных элементов выразительности чтения (умения использовать верную интонацию в соответствии с конечными знаками препинания) детям можно предложить прочитать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения различной линейной протяженно­сти. Примеры таких предложений:

а) Хорошо. Красота! Куда! Выразительное прочтение таких
предложений не должно осложняться техническими трудностями.

б) Как хорошо весной! Ты рад подарку? Вчера шел дождь.

На этом же этапе можно попытаться определить наличие у ре­бенка лексико-грамматического прогнозирования, являющего­ся важным компонентом чтения. Здесь следует использовать элементарные пробы, включающие «незаконченные предложе­ния >>:

1) В гости к бабушке приехал ....

В гости к бабушке приехала..... (Внук, внучка, сестра.)

  1. В школу идет девоч.. .
    В школу идут девоч... .

  2. Ракета лет.. .
    Ракеты лет.. .

Предварительно следует выяснить понимание подобных пред­ложений в устной речи.

На более высоком уровне чтения детям предлагается чтение специально подобранных текстов. Они должны отвечать следу­ющим требованиям:

  1. содержать как можно больше оппозиционных букв и
    слогов и слова различной слоговой структуры;

  2. соответствовать знаниям ребенка, быть доступными ему;

  3. быть небольшими по объему;

  4. выражать коммуникацию событий для облегчения их понимания и пересказа ребенком;

  5. включать диалоги и прямую речь, что позволит осуществить анализ сформированности выразительности
    чтения;


Логопед фиксирует особенности способа чтения (непродуктив­ное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; про­дуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов), а также его правильность. Логопед особое внимание уделяет заменам букв по фонематическому сходству, нарушениям звуко-слоговой структуры, грамматическим ошибкам, как показа­телям несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений. Отмечается выразительность: соблю­дает ли ребенок паузы, употребляет ли правильно интонацию, де­лает ли логическое и психологическое ударения, читает ли дос­таточно громко и внятно.

Для оценки понимания прочитанного ребенку могут быть пред­ложены следующие варианты заданий:

  1. пересказать прочитанное;

  2. разложить серию сюжетных картинок в соответствии с
    последовательностью событий в прочитанном тексте и,
    как вариант, пересказать текст с опорой на них;

  3. выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных;

4) ответить на вопросы.
Предлагаются вопросы двух типов:

— отражающие фабулу рассказа;

- выявляющие понимание смысла прочитанного, что по­зволит выяснить уровень глубины понимания текста ре­бенком.

Можно использовать также специальные тексты с пропущенны­ми или незаконченными словами с целью изучения навыков лек­сико-грамматического прогнозирования. Для облегчения ребенку прочтения логопед может ставить уточняющий вопрос к пропу­щенному слову. Приведем фрагмент такого текста:

Как бабочка собиралась на бал

Пригласили бабочку на ... (Куда?). Бабочка очень обрадова... . Она полете., домой и стала выбирать самое нарядное... (В чем бу­дет, бабочка красивой на балу?),

При оценке логопедом чтения текста необходимо установить и темп чтения, но при этом следует обязательно соотнести его с ос­тальными характеристиками чтения. Анализ результатов обследования

и выбор путей коррекционного воздействия

Полученные в процессе обследования навыка чтения резуль­таты следует соответственно оформить, чтобы логопед мог доста­точно ясно представить себе непосредственные причины наруше­
ния того или иного компонента или навыка чтения в целом, вы­делить ведущий фактор нарушения, определить необходимость и направление логопедического воздействия. Результаты обследо­вания также необходимо соотнести с особенностями устной речи и письма.

В качестве образца приведем таблицу, которую можно исполь­зовать при анализе нарушений чтения. В данной таблице мы так­же попытались сразу же обозначить возможные причины (рече­вые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения.


Компонент

Симптоматика

Примеры н

Психологические и

Операциональ-

из рыка

нарушения чтения /

количество

речевые причины

ные причины

чтения




ошибок

трудностей

трудностей

1

2

3

4

5

Способ

Побуквенное чтение




Информированность

Несформ нрован-

чтения

Поело 1 овсе чтение




знуко-слогового

ность зрительного










синтеза;

слогоделения, навы-










недостаточный объем

ка слогослияния.










зрительного

навыка целостного










восприятия

восприятия читае-













мого (глобального













чтения)

Правиль-

Замены букв:










ность

а) по фонематичес-




Недоразвитие фонема-




чтения

кому сходству




тического восприятия.













фонематического

Не автоматизиро-










анализа и синтеза;

вана связь между










слабая концентрация

звуком и буквой










внимания







б) по оптическому




Недостаточность







сходству




фителыюго анализа













и синтеза;













информированность

Нсскоорднниро-










пространственных

ванность процес-










представлений

сов антиципации













и зрительного




в) другие виды




Недоразвит ие звуко-

восприятия




замен (o-v, п-с)




букненного п слого-













вого анализа и синтеза







Нарушения звуко-













слогояон структуры:




Недостаточность







пропуски букв;




зрительного анализа

Не сформирован




пропуски слогов;




и синтеза

навык целостного




добавления букв,







восприятия




слогов;







читаемого




перестановки букв,













слогов













1

2

3

4

5




Ошибки угадывания




Невнимательность

Нескоорднниро-













вапность про-




Повторное




Несформнро ванн ость

цессов антиципа-




считывание.




пространственных

ции и зрительного




пропуск строки,




представлений;

восприятия;




считывание верхней




неустойчивость







строки вместо




произвольного

Несформ ирован-




нижней, потеря




внимания

н ость навыка




строки







лексн tco-граммати-













ческого предви-




Повторы букв,







дения




слогов, слов













Грамматические




1 Реформированное™







ошибки:




морфологических







нарушение




и синтаксических







согласования;




обобщений







нарушение













управления










Вырази-

Отрывистие или слит-




Недостаточное

Несформирован-

тельность

ное чтение.




понимание читаемого;

носгь навыка

чтения

О [сутствие Д1 n|wj)epei i-







определения гра-




lUiaiiHii u нспользона-




Недоразвитие устной

ниц предложения в




иии пауз (nayii.i одина-




речи

печатном тексте.




ковой длительности на













точках и занятых).







Отсутствие




Нарушение интонаци-







ориентации на




онного оформления







знаки препинания




читаемого предложе-







в процессе чтения.




ния в соответствии с













конечными -жаками







Несформиронан-




препинания.







ность навыка




1 (еправнлыюб употреб-







интонационного




ление логического







оформления




ударения.







предложений в




1 Достаточная гром-







соответствий с




кость и внятность при







конечными знака-




чтении.







ми препинания




( >а-утсгеие эмоцио-













нального отношения













к читаемому










Сознатель-













ность чтения:













а) пересказ

Опускание смысло-




Недостаточный объем







вых частей текста;




оперативной памяти







непоследователь-













ность наложения;




Ф о ! 1 етнк о- фо не м ат и -

Нссформиронан-




исключение, добав-




ческое п лексика-

иость антиципи-




ление, искажение




грамматическое

рующего чтения




фактов;




недоразвитие речи







отсутствие навыков













самостоятельного




Нес форм ирова н еюсть

Информиро-




воспроизведения




структуры мысли-

ванность навыка




прочитанного;




тельной деятельности

вычленения




отсутствие нлвыков




Информированность

смысловых частей




кос про in ведения по




связной речи

текста ( состав ле-




вопросам







нне плана)