Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О баллов — критическому.
Определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности
Операциональные предпосылки письменной речи — это компоненты и действия, входящие в состав письменной речи как деятельности. К ним относятся:
-
фонематический анализ; -
действия с лексемами (словами); -
графомоторные программы; -
мотивация письменной речи; -
решение орфографических задач; -
проверочное чтение как одна из форм последующего контроля результатов письменноречевой деятельности.
Оценка состояния операциональных предпосылок письменной речи осуществляется также по двухбалльной системе.
Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок
1. Исследование фонематического анализа. Большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является неумение определить ударный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назывании звуков слова по порядку (спеллинг). Для выявления нарушений данного операционального компонента письменной речи учащимся предлагается выполнить устно задания.
1) Выделить ударный гласный звук в
-
начале слова; -
конце слова; -
середине слова.
2) Определить согласный звук в
-
начале слова; -
конце слова.
-
Выделить безударный гласный, не требующий проверки правилом, в начале слова. -
Назвать звуки слова по порядку.
Критерием оценки заданий является их выполнение или невыполнение.
Оценка выполнения:
а) выделяет ударный гласный, определяет место согласного в слове, называет звуки слова но порядку — 2 балла;
б) не выделяет йотированные гласные, определяет место согласного в слове с помощью, допускает ошибки в назывании звуков слова по порядку — 1 балл;
в) не выделяет ударный гласный, не определяет место со
гласного в слове, не может назвать звуки слова по порядку — 0 баллов.
2. Изучение действий на уровне лексемы. Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отбраковки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов.
В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями:
-
На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал,
посидел.) -
Мальчик удит рыбу. (Увидит, ходит, ловит.} -
Пестрый ковер укрыл поля и луга. (Уткнул, застелил,
замыл.)
Инструкция: «Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение».
Критерием оценки заданий было их выполнение или невыполнение.
Оценка выполнения:
а) все три задания выполнены правильно — 2 балла;
б) два задания выполнены правильно — 1 балл;
в) одно правильно выполненное задание (или ни одного) —
О баллов.
Одним из типичных показателей неготовности к овладению навыками письменной речи является неумение подобрать синоним к заданному слову.
3. Обследование уровня реализации графомоторных программ.
Для оценки состояния графомоторных программ используется методика «Графический диктант» (А.В. Ануфриев, С.Н. Костро-Мина). Материал для обследования состоит из 4 диктантов, первый из которых, тренировочный, носит обучающий характер.
Примерный вариант диктанта. Дети выполняют задание на листах в клетку с заранее отмеченной точкой — началом Диктанта.
Инструкция: «Рисуем узор. Нужно рисовать строго от точки, обозначенной красным карандашом. Внимание! Рисуем линию:
— одна клеточка — вниз;
-
не отрывая карандаша от бумаги, две клетки — направо; -
одна клеточка—вверх». И т.д.
Анализ результатов:
- безошибочное воспроизведение программы — 4 балла;
-
1-2 ошибки — 3 балла; -
более 2 ошибок — 2 балла;
-
если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных
элементов или их пространственных расположений, то
1 балл; -
за отсутствие правильных воспроизведений выставляется 0 баллов (см. рис. 1, 2, 3).
Указанным образом оценивается 3 диктанта (первый — тренировочный — не оценивается).
Рис. 1. Пример правильно выполненного задания: правильно воспроизведенная графомоторная программа по предложенной выше инструкции. Рис. 2. Ошибочно воспроизведенный элемент (на втором шаге допущена
ошибка: вместо двух клеток направо проведено четыре). Рис. 3. Неправильное пространственное расположение (на третьем шаге допущена ошибка: вместо одной клетки вверх начерчена одна вниз).
На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения данной методики: 10-12 — высокий уровень; 6-9 — средний уровень; 3-5 — низкий уровень; 0-2 — очень низкий уровень.
Показателем риска возникновения нарушений самостоятельной письменной речи, обнаруживаемым при выполнении «Графического диктанта», является наличие большого количества ошибочно воспроизведенных элементов или их пространственных расположений (рис. 2, 3), что соответствует очень низкому уровню реализации графомоторной программы.
Оценка выполнения задания:
а) высокий уровень реализации графомоторных программ —
2 балла;
б) средний и низкий уровень — 1 балл;
в) очень низкий уровень — 0 баллов.
4. Изучение мотивационно-побудительного уровня письменной
речи проводится посредством обучающего и изучающего анкетирования.
Этап тренировочного анкетирования необходим для обучения детей пользоваться анкетным бланком.
Примерные вопросы обучающей анкеты:
-
В каком городе ты живешь? (В городе Москве. В городе
Санкт-Петербурге. В городе Курске.) -
В каком месяце обычно выпадает снег? (В августе. В марте. В декабре.) -
В каком классе ты учишься? (В 3-м классе. В 4-м классе. В
5-м классе.) -
В котором часу начинаются уроки в школе? (В 8.30. В 8.00.
В 9.00.)
Детям раздают индивидуальные бланки тренировочной анкеты, которую они заполняют с помощью логопеда.
Инструкция: «Подчеркни (обведи) правильный ответ».
После проведения тренировочного анкетирования детям предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления мотивационно-побудительного уровня письменной речи. Помощь со стороны логопеда при заполнении этого типа анкеты исключается. Инст
рукция та же.
Вопросы анкеты:
-
1) Любишь ли ты писать сочинения, изложения? (Люблю. Не знаю. Не люблю.) Какие виды письменных работ тебе больше нравится выполнять? (Сочинения. Изложения. Не знаю.) -
Ты выполняешь письменные задания с удовольствием? (Всегда выполняю с удовольствием. Бывает по-разному. Чаще выполняю без удовольствия.)
4 ) Если учитель скажет; «Домашнее задание можно выполнить письменно, а можно — устно», — как ты поступишь? (Выполню письменно. Не знаю. Выполню устно.)
-
Ты хочешь, чтобы письменных домашних заданий не было
вообще? (Не хочу. Не знаю. Хочу.) -
Ты часто пишешь письма, записки, заметки в стенгазету?
(Часто. Редко. Не пишу.) -
У тебя есть друзья, которым ты пишешь письма? (Есть
несколько друзей. Есть один друг. Нет друзей по переписке.) -
Тебе нравится, когда отменяют уроки, на которых нужно
много писать? (Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.) -
Ты хочешь, чтобы твои сочинения зачитывали родителям
или одноклассникам? (Да. Не очень. Нет.)
10)Тебе нравятся твои принадлежности для письма (ручка,
тетради)? (Да. Не очень. Нет.)
Обработка результатов:
Каждый первый ответ оценивается в 3 балла, промежуточный — в 1 балл, последний — в 0 баллов.
Максимальная оценка — 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше мотивация письменной речи:
а) 25-30 — очень высокий уровень активности письменной
речи;
б) 20-24 — высокий уровень мотивированности письмен
ной речи как деятельности;
в) 15-19 — средний уровень мотивации;
г) 10-14 — низкий уровень мотивации письменной речи
как необходимой деятельности;
д) менее 10 — очень низкий уровень.
Наиболее типичный показатель неготовности по состоянию данного компонента соответствует очень низкому уровню мотивации письменной речи (меньше 9 баллов или равен 9 баллам).
Итоговая оценка мотивации письменноречевой деятельности:
— высокий уровень мотивации — 2 балла;
-
средний и низкий уровень — 1 балл; -
очень низкий уровень — 0 баллов.
5. Обследование умения решать орфографические задачи.
Наиболее необходимыми в процессе письменной речи являются решения орфографических задач: выявление орфограммы, при
поминание правила, его правильное применение.
С целью обследования орфографических умений целесообразно использовать письменные тексты, включающие все изученные на данный период обучения правила правописания.
Задание: прочитай,текст; подчеркни все орфограммы; вспомни правило на каждую орфограмму, объясни написание.
По окончании выполнения задания необходимо подсчитать продуктивность решения орфографических задач (Р,) по формуле:
•100%,
К
где К — количество орфограмм в тексте;
k — количество правильно решенных орфографических задач (правильно решенной задачей считается адекватное выполнение всех этапов задания: выделение орфограммы, припоминание правила, объяснение написанного).
Оценка продуктивности решения орфографических задач:
Р > 70% — 2 балла;
роз
50% < Р < 70% — 1 балл;
роз
Р < 50% — 0 баллов.
роз
Предрасполагающим к нарушениям письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).
6. Выявление продуктивности проверочного чтения. В соответствии с результатами написания текста осуществляется последующий контроль за письменноречевой деятельностью, позволяющий выявить ошибки, не замечаемые в процессе письма. Оценить уровень эффективности данного операционального компонента
письменной речи можно по показателю продуктивности проверочного чтения. С этой целью после написания диктанта, изложения или сочинения учащимся необходимо дать следующее задание: «Проверьте свою работу; если найдете в ней ошибки, исправьте их карандашом >>.
Расчет продуктивности проверочного чтения производится по формуле:
— «100% Ch
где
Ch — число допущенных ошибок;
ch — число самостоятельно исправленных ошибок в результате проверочного чтения.
Оценка продуктивности проверочного чтения: Рпч равна 70% или более — 2 балла; 50% < Рпч< 70% — 1 балл; Р < 50% ,—0 баллов.
пч
Типичным показателем неготовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи является показатель менее 50% (О баллов).