ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
В зависимости от характера решаемых задач:
Ординарные (запланированные задачи)
Чрезвычайные (незапланированные задачи)
-
По способу возникновения:
-
Первичные органы (это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства – Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.)
-
Производные органы (это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).
-
По широте компетенции:
Общей компетенции (широкий круг вопросов)
Специальной компетенции (выполнение какой-либо 1 функции, 1 вида деятельности)
22. Разделение властей: общая характеристика.
Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов связанных системой взаимного контроля и взаимодействия через механизм сдержек и противовесов.
Классический вариант теории разделение властей разработал Ш. Монтескье, различавший три равноправные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая ветвь власти представлена органом или органами, имеющими особые, отличные от других принципы и порядок формирования.
Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов - установление взаимозависимости, взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями:
1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими,
2) согласования стратегических целей,
3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.
Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:
а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования;
б) все органы имеют разные сроки полномочий;
в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.
Виды разделения властей:
1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.
2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.
Разделение властей состоит в следующем:
1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.
2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.
3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.
4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.
5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.
6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.
23. Разделение властей в современной России: теория и практика осуществления.
Принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Предусматривается самостоятельность всех ветвей власти. Для обеспечения действия данного признака применяется механизм сдержек и противовесов. Действующая Конституция совмещает принцип разделения властей с разграничение полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда такое разграничение называется вертикальным разделением властей).
Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.
Государственную власть в РФ осуществляют:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3)Правительство РФ - исполнительная ветвь;
4)Суды РФ - судебная ветвь.
Государственную власть в субъектах РФ
осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разделение власти основывается на Конституции РФ, которую эти три ветви власти обязаны соблюдать. Их взаимодействие регулируется правом и призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.
Специфика разделения властей в РФ проявляется, в особенности положения Президента РФ в системе органов государства - он не относится ни к одной из названных ветвей власти, но в то же время обязан обеспечить единство государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
24. История становления гражданского общества.
В Новое Время расширяется круг частных интересов, высвобождается от прямого воздействия политическая власть и формируется в относительной самостоятельности гражданское общество.
В 18. в труды Гроция, Гоббса, Локка, Ж.Ж.Руссо, Ш. Монтескье. Исходили из теории общественного договора происхождения государства. Законно то правительство, повиноваться которому согласились граждане по доброй воле. Отождествляли гражданское общество и государство, если государство действовало в интересах народа.
Более четко провел различие между государством и ГО Гумбольдт. По его мнению:
ГО — система национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами.
Государство — система гос. институтов, позитивного права, граждан.
Гегель: ГО—сфера деятельности частных интересов, включающих семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы, современного буржуазного общества.
К. Маркс: Не государство порождает общество, а наоборот. Гос-во — продукт функционирования ГО и семьи. Сфера действия ГО — экономика, культура, идеология.
80-е г. 20 века - "Социалистическое ГО" Гавел, Дж. Кин и др. Обще цивилизационные проблемы (демократизация, соотношение свободы и подчинения индивида обществу).
Природа и понятие гражданского общества.
Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Признаки гражданского общества:
Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.
Основными признаки гражданского общества являются:
1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.
2. Наличие развитой системы самоуправления.
3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.
4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.
5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.
6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.
7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.
8. Наличие правового государства
9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.
25. Структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.
Структура ГО — внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающих целостность и динамизм развития.
Структура гражданского общества:
Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:
1. Общественные объединения и правозащитные организации.
2. Политические движения и партии.
3. Независимые СМИ.
4. Семья как основная ячейка общества.
5. Церковь и религиозные объединения.
6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)
Системообразующее начало — человек.
Составные части — общности, объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.
5 подсистем ГО:
-
Социальная — совокупность объективно сформировавшихся общностей людей. -
Экономическая — Совокупность экономических институтов и отношений собственности, производства, распределения, потребления, совокупность общественного продукта.Отношения собственности, отношения производства материальных и нематериальных благ. Созидательный труд =>трудовые отношения. -
Политическая — целостные саморегулирующиеся элементы (гос-во, полит. партии и движения). Индивид выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии. -
Духовно - культурная — Отношения между людьми, между государством и обществом. Отношения связанные с образованием, наукой, религией. -
Информационная — общение людей через СМИ (превращение СМИ в некую стадию развития ГО).
Объединительный фактор всех этих систем — человек.
Компоненты гражданского общества: институциональный (совокупность институтов и объединений), регулятивный (совокупность правил и норм), коммуникативный (система связей между элементами), культурный.
Гражданское общество и государство.
-
Тоталитарная модель. Гражданское общество поглощено государством (государство регулирует все сферы жизни общества). -
Либеральная модель. Незначительная роль государства, невмешательство государства в экономику, максимальная автономность гражданского общества. -
Рациональная модель. Относительная автономность гражданского общества, разумное вмешательство государства.
26. Понятие, структура политической системы общества
Политическая система общества – упорядоченная совокупность элементов, по средствам которых осуществляется политическая жизнь общества и отправляется (реализовывается, осуществляется) политическая власть.
Признаки политической системы:
-
посредством нее осуществляется политическая власть -
зависимость от уровня развития общества, существующего полит. режима -
обладание относительной самостоятельностью -
наличие организационных форм выражения политических интересов
Структура ПС:
-
Институциональный срез. Представляет упорядоченную совокупность организационно оформленных элементов политической системы: государство, политические партии, общественное объединение, местное самоуправление, СМИ. -
Регулятивный срез. Совокупность политических норм, регулирующих функционирование институтов политической системы. -
Духовный срез. Политическое сознание, полит. культура. (представления о полит. явлениях, отношение к полит. власти) -
Коммуникативный срез. Связи между полит. институтами, нормами, полит. сознанием и культурой.
Компоненты политической системы:
-
совокупность полит. объединений -
полит. отношения -
полит. нормы -
полит. сознание -
полит. Деятельность
27.Место и роль государства в политической системе современной России.
Роль государства в политической системе состоит в следующем:
1. Государство представляет общество в целом, государство от имени общества принимает властные решения, общеобязательные для исполнения.
2. Государство устанавливает нормы, регулирующие деятельность субъектов политической системы.