Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. В зависимости от характера решаемых задач:

Ординарные (запланированные задачи)

Чрезвычайные (незапланированные задачи)


  1. По способу возникновения:

  • Первичные органы (это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства – Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.)




  • Производные органы (это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).




  1. По широте компетенции:

Общей компетенции (широкий круг вопросов)

Специальной компетенции (выполнение какой-либо 1 функции, 1 вида деятельности)

22. Разделение властей: общая характеристика.

Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов связанных системой взаимного контроля и взаимодействия через механизм сдержек и противовесов.

Классический вариант теории разделение властей разработал Ш. Монтескье, различавший три равноправные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая ветвь власти представлена органом или органами, имеющими особые, отличные от других принципы и порядок формирования.

Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов - установление взаимозависимости, взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями:

1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими,

2) согласования стратегических целей,

3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.

Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:

а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования;

б) все органы имеют разные сроки полномочий;

в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.


Виды разделения властей:

1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.

2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.

Разделение властей состоит в следующем:

1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.

2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.

4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.

5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.

6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.

23. Разделение властей в современной России: теория и практика осуществления.

Принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Предусматривается самостоятельность всех ветвей власти. Для обеспечения действия данного признака применяется механизм сдержек и противовесов. Действующая Конституция совмещает принцип разделения властей с разграничение полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда такое разграничение называется вертикальным разделением властей).

Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.

Государственную власть в РФ осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3)Правительство РФ - исполнительная ветвь;

4)Суды РФ - судебная ветвь.

Государственную власть в субъектах РФ

осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разделение власти основывается на Конституции РФ, которую эти три ветви власти обязаны соблюдать. Их взаимодействие регулируется правом и призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.

Специфика разделения властей в РФ проявляется, в особенности положения Президента РФ в системе органов государства - он не относится ни к одной из названных ветвей власти, но в то же время обязан обеспечить единство государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

24. История становления гражданского общества.

В Новое Время расширяется круг частных интересов, высвобождается от прямого воздействия политическая власть и формируется в относительной самостоятельности гражданское общество.
В 18. в труды Гроция, Гоббса, Локка, Ж.Ж.Руссо, Ш. Монтескье. Исходили из теории общественного договора происхождения государства. Законно то правительство, повиноваться которому согласились граждане по доброй воле. Отождествляли гражданское общество и государство, если государство действовало в интересах народа.
Более четко провел различие между государством и ГО Гумбольдт. По его мнению:

ГО — система национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами.

Государство — система гос. институтов, позитивного права, граждан.
Гегель: ГО—сфера деятельности частных интересов, включающих семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы, современного буржуазного общества.
К. Маркс: Не государство порождает общество, а наоборот. Гос-во — продукт функционирования ГО и семьи. Сфера действия ГО — экономика, культура, идеология.

80-е г. 20 века - "Социалистическое ГО" Гавел, Дж. Кин и др. Обще цивилизационные проблемы (демократизация, соотношение свободы и подчинения индивида обществу).
Природа и понятие гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества:


Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

25. Структура гражданского общества. Гражданское общество и государство.

Структура ГО — внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающих целостность и динамизм развития.

Структура гражданского общества:


Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

Системообразующее начало — человек.

Составные части — общности, объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.
5 подсистем ГО:

  1. Социальная — совокупность объективно сформировавшихся общностей людей.

  2. Экономическая — Совокупность экономических институтов и отношений собственности, производства, распределения, потребления, совокупность общественного продукта.Отношения собственности, отношения производства материальных и нематериальных благ. Созидательный труд =>трудовые отношения.

  3. Политическая — целостные саморегулирующиеся элементы (гос-во, полит. партии и движения). Индивид выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии.

  4. Духовно - культурная — Отношения между людьми, между государством и обществом. Отношения связанные с образованием, наукой, религией.

  5. Информационная — общение людей через СМИ (превращение СМИ в некую стадию развития ГО).



Объединительный фактор всех этих систем — человек.
Компоненты гражданского общества: институциональный (совокупность институтов и объединений), регулятивный (совокупность правил и норм), коммуникативный (система связей между элементами), культурный.

Гражданское общество и государство.

  1. Тоталитарная модель. Гражданское общество поглощено государством (государство регулирует все сферы жизни общества).

  2. Либеральная модель. Незначительная роль государства, невмешательство государства в экономику, максимальная автономность гражданского общества.

  3. Рациональная модель. Относительная автономность гражданского общества, разумное вмешательство государства.

26. Понятие, структура политической системы общества

Политическая система общества – упорядоченная совокупность элементов, по средствам которых осуществляется политическая жизнь общества и отправляется (реализовывается, осуществляется) политическая власть.

Признаки политической системы:

  • посредством нее осуществляется политическая власть

  • зависимость от уровня развития общества, существующего полит. режима

  • обладание относительной самостоятельностью

  • наличие организационных форм выражения политических интересов

Структура ПС:

  1. Институциональный срез. Представляет упорядоченную совокупность организационно оформленных элементов политической системы: государство, политические партии, общественное объединение, местное самоуправление, СМИ.

  2. Регулятивный срез. Совокупность политических норм, регулирующих функционирование институтов политической системы.

  3. Духовный срез. Политическое сознание, полит. культура. (представления о полит. явлениях, отношение к полит. власти)

  4. Коммуникативный срез. Связи между полит. институтами, нормами, полит. сознанием и культурой.

Компоненты политической системы:

  • совокупность полит. объединений

  • полит. отношения

  • полит. нормы

  • полит. сознание

  • полит. Деятельность

27.Место и роль государства в политической системе современной России.

Роль государства в политической системе состоит в следующем:

1. Государство представляет общество в целом, государство от имени общества принимает властные решения, общеобязательные для исполнения.

2. Государство устанавливает нормы, регулирующие деятельность субъектов политической системы.