Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


З. Если политические партии и другие институты политической системы представляют интересы определенных социальных групп, то государство должно быть организацией, представляющей интересы всего населения.

4. Государство призвано смягчать либо разрешать противоречия различных социальных групп, вводить их возможную борьбу в цивилизованные рамки.

5. Государство может выступать как орудие различных политических группировок.

6. При возникновении чрезвычайных ситуаций государство выступает как политическая организация, которая должна их разрешить.

7. Государство, будучи оснащено специальным. аппаратом принуждения и различных принудительных учреждений, является важнейшим средством осуществления политической власти.

8. Только государство в политической системе обладает суверенитетом

9. Государственная власть всегда есть власть политическая, но не любая политическая власть выступает как государственная. Для того чтобы стать государственной, политическая власть должна выразиться в системе специальных государственных органов.

10. Государство, несмотря на его важную роль в политической системе, нельзя рассматривать как чисто политический институт, так как в его деятельности имеется множество неполитических аспектов. например, экономических.

Политические партии: понятие, признаки, виды.

Политическая партияинститут политической системы, предназначенный выполнять связующую функцию между государством и обществом.

Признаки политической партии:

  1. Специфическая цель объединения – получение власти и управление государством.

  2. Наличие политической программы или идеологии.

  3. Наличие политического лидера.

  4. Численность политической партии (в большинстве стран минимум 5 000 человек).


Применительно к России:

  1. 50 000 членов;

  2. должна иметь свои отделения более чем в половине субъектов РФ;

  3. Политические партии с разжиганием национальной, политической вражды запрещены.

Представляют связующее звено между государством и гражданским обществом. Обеспечивают доступ населения во власть.
Виды политических партий:

  • правящие и оппозиционные

  • кадровые и массовые

  • либеральные и консервативные

  • монархические и республиканские

  • буржуазные и трудящиеся

28. Основные закономерности развития государства.


Закономерность — внутренняя, объективная и устойчивая связь, которая порождает качественную определенность гос. правовых явлений, их свойства.
Факторы, определяющие закономерности:

  1. Природно-биологический натурализм.

а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).

б)вторичные факторы, являются результатом влияния человека на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.)

  1. Экономический детерминизм.

  2. Этический и правовой позитивизм. Развитие государства определяется правовыми нормами и этическими стандартами поведения. Цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.

  3. Идеологический позитивизм. Считает, что развитие государства определяется развитием идеологии:

а) идеология является источником развития государства;

б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;

в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.

Закономерности проявляются в форме:

  • Стадиальность и цикличность развития

  • Волнообразность развития.

  • Преемственность в развитии

ПРОГРЕСС ГОСУДАРСТВЕННОСТИ — обусловленные духовно-культурным и социально-правовым развитием общества и личности процесс формирования государства как публично-правовой организации, всецело служащей общим интересам общества, обеспечению приоритетов и ценностей человека. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав и их гарантированность и др. являются важнейшими критериями оценок прогресса государства.

29. Типология государства: теоретические основы и значение типологии. Основные исторические типы государства.

Типология — разновидность классификации по наиболее существенным признакам.
Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. .

Наиболее широко известны типологии государств на основе

формационного и цивилизационного подходов.

М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека.

Различают типологии синхронические и диахронические. Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру. Диахронические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития.

Основные исторические типы государства

СИНХРОНИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ:

типология Аристотеля: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства;

2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные.

По отношению государства к религии:

  • Атеистические

  • Светские

  • клерикальные (религия имеет статус гос.)

  • теократические (гос. власть у церкви).

По уровню развития права в обществе:

  • развитые (право самостоятельно)

  • неразвитые (право — придаток гос. власти)

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ:

Формационный подход к типологии государств. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ.

Общественно экономических формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право.

С точки зрения цивилизационного подхода: Цивилизация (А. Тойнби) – есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков.

Цивилизации делятся на первичные и вторичные: Первичные государства к таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим.

Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных

По Беллу (критерий делений — производство и вид используемых знаний):

  • доиндустриальное общество

  • индустриальное

  • постиндустриальное.


30. Форма государства: общая характеристика

Термин «форма государства» традиционно употребляется для обозначения структуры государства.

Форма государства отражает такие его аспекты как принципы построения государственной власти, способы образования и взаимодействия высших государственных органов, методы осуществления властных полномочий.

Форма конкретного государства зависит от исторических условий его возникновения и развития, территории государства и других факторов.

Обычно выделяют три основных элемента из которых складывается форма государства: форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим.

Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3-х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества).

Форма государства — организация гос. власти, охватывающая форму правления, форму гос. устройства и политический режим.
Понятие формы государства охватывает, такие явления как:

1. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

2. Территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с составными частями;

3. Методы и способы осуществления государственной власти

Структура формы государства:

1. Форма правления. Определяет, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, каковы их структура и компетенция, как они взаимодействуют с народом и друг с другом. (монархия и республика).

2. Форма территориального государственного устройства. Определяет, как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения между государством в целом (центром) и его составными территориальными единицами. (Унитарное, Федеративное, Конфедеративное)


3. Государственный (политический) режим. Это ­система способов и средств, используемых государ­ством для осуществления своей власти, а также определяющих степень участия во власти народа и положение личности в государстве,

Проблема формы государства - нет у формы государства классификации.

По Чиркину классификация:

  • В монократических – власть сосредотачивается в одном органе.

  • В поликратических формах государства- власть сосредотачивается в по разным органам.

  • В сегментарных присутствуют черты и монократических и поликратических.

Факторы, влияющие на форму государства

Факторы, оказывающие влияние на развитие форм государства:

1) конкретно-исторические условия возникновения и развития государства

2) идеологические, религиозные, культурные факторы

3) географические, климатические факторы

4) экономические факторы

5) социально-политические факторы (степень политической активности, уровень жизни населения).

1. Территориально-географические факторы:

- Размер территории государства;

- Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;

- Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;

- Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства и форма государства.