Файл: Состояние и перспективы развития Финансового рынка Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно законопроекту некое негосударственное юридическое лицо

будет формировать страховой фонд, обеспечивающий страхование инвестиций на ИИС в пределах 1,4 млн руб.

По первоначальной версии законопроекта полномочия по выплатам компенсаций возлагались АСВ, которое сейчас является оператором по выплате возмещения вкладчикам рухнувших банков. Однако мегарегулятор с подобным предложением не согласен и считает, что в данном случае необходимо создать отдельный фонд страхования инвестиций, не связанный с государством.

Фонд страхования инвестиций предлагается сформировать за счет ежеквартальных взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг — брокеров и управляющих компаний, предоставляющих услуги по открытию ИИС. Участие в системе гарантирования для них будет обязательным, в противном случае они не смогут предоставлять эту услугу. В качестве взносов будут приниматься денежные средства, полученное от удовлетворения прав требования оператора фонда имущество, доходы от инвестирования временно свободных средств фонда, а также иные доходы.

Сейчас с Банком России и Минфином в рамках обсуждения поправок ко второму чтению законопроекта о создании системы страхования ИИС граждан как раз обсуждается размер фонда.

Один из возможных вариантов условий формирования фонда — отчисления для компаний в размере 0,2–0,3% от активов на ИИС. Есть варианты, когда участники будут делать взносы не с первого года участия, а со второго или третьего. На первом этапе предполагается, что размер фонда будет составлять около 300–400 млн. руб. Это уже позволит, справляться с возможными выплатами по точечным кейсами.

Таким образом, в России будет создан аналог американской компании SIPC, которая в свою очередь обеспечивает защиту инвесторов от банкротства американских брокерских компаний.

Опыт создания подобного фонда при АСВ свидетельствует, что на его запуск может потребоваться не менее года. Фонд страхования вкладов был создан в 2004 году и практически сразу мог принимать риски и производить возмещения, выплаты фонд начал производить после первого страхового случая — в июле 2005 года.

На текущий момент на рынке нет критической ситуации с банкротствами УК. Рынок коллективных и индивидуальных инвестиций очень концентрированный, на топ-20 УК приходится 80% всех средств в управлении, и риск того, что крупный игрок с большим числом частных инвесторов рухнет, очень мал. Впрочем, именно стабильность сектора и позволит отработать новый механизм без эксцессов.


Анализируя данный законопроект относительно определения в нем страховых рисков, автор, предлагает дополнить перечень мошенническими действиями, как со стороны профессиональных участников рынка, так и со стороны недобросовестных клиентов пытающихся получить страховое возмещение, например путем перечисления средств на счет априори известного финансового неустойчивого страхователя. Также стоит обратить внимание на определение объекта страхования. Для реализации законопроекта, потребуется дополнительное разделение активов и обязательств страхователя перед инвесторами, по клиентам, а также при необходимости по договорам. Например, для банков осуществляющих брокерскую деятельность, поступившие денежные средства на счета которых, фактически смешиваются с общей массой и используются банком с том числе для своих целей. Таким образом, страхователям наверняка понадобятся новые счета и требования по их ведению.

Фактически предполагается, что законом будет защищен только первоначальный взнос клиента на инвестиционный счет, аналогично страхованию банковских депозитов.

Как следствие принятие данного закона даст в том числе и отрицательный эффект в части увеличения тарифной стоимости брокерского обслуживания. Что в свою очередь спровоцирует негативную реакция со стороны физических лиц, которых собственно и пытаются привлечь на финансовый рынок данным законом.

Следующим проектом, который позволит защитить инвесторов является – классификация инвесторов.

Летом 2019 года от Банка России поступила новая инициатива, речь идет о внесении изменений в ФЗ «О рынке ценных бумаг», который должен создать новую систему деления инвесторов на группы. Вместо имеющегося сейчас деления на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов должны появиться четыре группы — неквалифицированный особо защищаемый и простой инвестор, квалифицированный простой и профессиональный инвестор.

К особо защищаемым неквалифицированным инвесторам будут причислены все, кто не попадет в другие категории. К простым неквалифицированным инвесторам — граждане, сумма средств которых или стоимость ценных бумаг составляет 400 000 руб.и больше. К простым квалифицированным — участники с активами на сумму от 10 млн. рублей или имеющие опыт работы на финансовых рынках. К профессиональным инвесторам — лица, имеющие специальный международный сертификат, большой опыт работы на финансовых рынках или активы не менее 50 млн. рублей (рисунок 3.3.1).






с

Рис. 3.3.1-Схема деления инвесторов согласно новому законопроекту [37, с. 49]
Спустя некоторое время мегарегулятор решил внести некоторые корректировки и оставить только три категории — не выделять две группы квалифицированных инвесторов. Законопроект после последних правок предполагает, что квалифицированным считается инвестор, который отвечает хотя бы одному из условия ниже:

- распоряжается средствами от 10 млн. руб.; 

- распоряжается средствами от 1,4 млн. руб., если в последние полгода активно проводил биржевые сделки на общую сумму не менее 6 млн. руб.;

- имеет существенный опыт работы на финансовых рынках, аттестат или сертификат, соответствующий стандартам СРО. 

Только квалифицированным инвесторам будут доступны иностранные ценные бумаги, в том числе евробонды и акции иностранных компаний, не включенные в котировальные списки (в них включаются акции российских компаний, торгуемые за рубежом), а также закрытые паевые инвестфонды, ETF и другие ценные бумаги.

Принятие закона в имеющемся виде означает, что большая часть инвесторов попадет в разряд особо защищаемых. Они, согласно закону, смогут приобретать через российских брокеров лишь самые низкорисковые инвестиционные инструменты – это ценные бумаги из котировальных списков первого и второго уровня, за исключением коммерческих облигаций, а также паи ПИФов, иностранную валюту и драгоценные металлы. Иностранные ценные бумаги, листингованные на российских биржах, относятся к некотировальной части списка, поэтому будут недоступны особо защищаемым инвесторам.

Участники рынка уже предлагали сохранить доступ неквалифицированных инвесторов к международным финансовым бумагам. Разрешить особо защищаемым неквалифицированным инвесторам приобретать иностранные биржевые финансовые инструменты просили и авторы письма, направленного в комитет Госдумы по финансовым рынкам от имени двух крупных финансовых СРО НАУФОР и НФА.

Особое беспокойство сейчас вызывает предлагаемый запрет на покупку бумаг иностранных компаний. Под запрет в таком случае могут попасть бумаги, например, Facebook, Google, Apple и Alibaba, которые обращаются на Санкт-Петербургской бирже. Этот запрет подталкивает начинающего инвестора к тому, чтобы покупать иностранные бумаги через иностранного брокера, а там он может купить что угодно без каких-либо гарантий. Другими словами принятие закона в подробном виде спровоцирует отток клиентов от национальных посредников.


По оценке экспертов, если закон примут, клиенты банка, пользующиеся самым консервативным тарифом, лишатся минимум 70% бумаг. Таким образов в условиях когда национальный рынок только-только сформировался, и вместо того, чтобы его поддержать и повышать популярность аккуратного инвестирования, эти поправки фактически начнут исход существующих частных инвесторов с рынка, а новым инвесторам прийти на него станет гораздо сложнее.

Так как законопроект вызвал множество негативных отзывов мегарегулятор все же согласился пойти навстречу профессиональным участникам и смягчить законопроект о разделении инвесторов на категории в зависимости от опыта работы и размера вложений . В частности, регулятор готов оставить деление инвесторов на две категории – неквалифицированных и квалифицированных – вместо предлагавшихся четырех, а потом трех и сохранить первым доступ к иностранным ценным бумагам. Квалифицированным, как и в последней версии законопроекта, будет считаться инвестор, который владеет активами от 10 млн руб., имеет опыт работы в финансовой организации от двух лет или аттестат, соответствующий стандартам СРО. Для него не будет ограничений – он сможет покупать любые бумаги.

Неквалифицированный инвестор сможет приобрести бумаги, торгующиеся на российских биржах: если они входят в котировальные списки – свободно, если не входят – пройдя тест. Точно так же, по словам Швецова, можно будет получить доступ к иностранным бумагам: «То, что сейчас допущено на российские биржи, это войдет (в список разрешенного к инвестированию). Но нужно будет сделать тестирование, если бумага допущена к обращению, но не входит к котировальные списки. Пройдя тест, неквалифицированный инвестор также сможет купить иностранные бумаги, входящие в ряд международных индексов или прайм-листы иностранных бирж, но о каких именно индексах и биржах идет речь, не уточнил. Неквалифицированному инвестору также нужно будет пройти тестирование, если он захочет торговать с использованием кредитного плеча брокера (маржинальная торговля).

Впрочем, даже если инвестор не справится с тестом на знание тех или иных бумаг, у него останется право «на последнее слово» – он сможет дать поручение брокеру на их покупку в пределах 50 000 руб.

В данном случае важно, чтобы законопроект учитывал интересы инвесторов, но и не вводил непреодолимых ограничений. Запрет на инвестиции в иностранные ценные бумаги, который был заложен в последней версии законопроекта, ввел бы ограничения для подавляющей части инвесторов, многие могли в таком случае отказаться от услуг российских брокеров в пользу иностранных.