Файл: Состояние и перспективы развития Финансового рынка Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующее, отсутствие у брокеров страхового покрытия. Основной целью брокера на фондовом рынке является получение прибыли от операций своих инвесторов. Брокер не заинтересован в доходности подопечных, ему важно, чтоб они как можно больше вкладывали денег и на них совершали сделки на фондовом рынке. В России лишь немногие брокеры предлагают страховое покрытие, несмотря на то что в мировой экономике ситуация со страхованием ценных бумаг прямо противоположная.

Следует также учитывать, что финансовые рынки находились под большим давлением, волатильностью и неопределенностью со времен COVID-19. В конце февраля 2020 года мировые фондовые рынки находились в свободном падении. Рынки волнуются, когда появляются обновления. Темпы распространения COVID-19 гораздо быстрее, чем предыдущие эпидемии (торс, свиной грипп) в ограниченные временные рамки. Поэтому важно учитывать влияние COVID-19 на мировой финансовый рынок, а также пагубное воздействие пандемии на мировую экономику для предотвращения критической ситуации . [37, С. 49].

Таким образом, перечисленные проблемы в настоящее время являются препятствием для увеличения вовлеченности и активности на российском фондовом рынке внутренних и внешних инвесторов и как следствие, успешного развития фондового рынка России. Для того чтобы фондовый рынок активно развивался, необходима высокая степень доверия, прежде всего со стороны населения, именно от этого зависит устойчивость рынка ценных бумаг. Низкое количество отечественных инвесторов, помимо приведенных причин, связано и с тем, что многие не до конца понимают возможности, предоставляемые фондовым рынком, имеют низкую инвестиционную культуру, низкий уровень финансовой грамотности.

Озвучив основные проблемы рынка ценных бумаг, перейдем к рассмотрению предложений по их решению.

Для начала, необходимо увеличить количество инвесторов на рынке, как отечественных, так и иностранных. Подобная мера реализуема посредством внедрения специальных программ. Ее реализация позволит повысить уровень финансовой культуры людей, в частности инвестиционной. Привлечение отечественных инвесторов возможно с помощью проведения различных маркетинговых мероприятий, которые представят рынок ценных бумаг в наиболее привлекательном свете. Подобные программы и мероприятия должны показывать инвестору возможность получения доходов при благоприятной конъюнктуре фондовой структуры, говорить о том, что вложения в рынок ценных бумаг могут дать прибыль больше, чем дает банковский депозит или другие способы накопления и защиты сбережений. Например, такие программы можно реализовывать в высших учебных заведениях посредством дополнительных семинаров, лекций, проводимых людьми,
непосредственно занимающимися инвестициями, которые затронут не только теоретические аспекты инвестиционной деятельности, но и практические, что в свою очередь будет мотивировать учащихся к инвестиционной деятельности.

Также для привлечения отечественных и иностранных инвесторов эмитентам необходимо увеличить дивидендную доходность по акциям. Улучшение дивидендной политики ускорит развитие российского фондового рынка. К примеру, для этого необходимо законодательное увеличение обязательной минимальной нормы прибыли, идущей на выплату дивидендов.

В-третьих, чрезвычайно важно принятие действенных мер по предупреждению и пресечению спекулятивной и недобросовестной деятельности на фондовом рынке, прежде всего в плане использования инсайдерской информации. Необходимо обеспечить должную защиту прав инвесторов, определить четкие санкции, применяемые в случае безлицензионной деятельности, тщательно регулировать отношения, связанные с «инсайдерскими сделками». В частности, необходимо разработать правила и установить требования к информации о лицах, являющихся конечными бенефициарами российских компаний для снижения рисков и обеспечения спроса на эмитируемые финансовые инструменты. Это позволит закрепить положение российских компаний на фондовом рынке и создать конкуренцию между резидентами и нерезидентами как его субъектами.

Следующее это совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами. Прежде всего, это касается налогов на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка. Это возможно путем снижения ставок налогообложения, введения налоговых каникул для инвесторов и т.д.

Следующая мера это реализация принципа открытости информации через расширение объема и оперативность публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций и т.д.1.

Также стоит уделить внимание совершенствованию существующей системы регулирования рекламы на фондовом рынке. Необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных финансовых услуг, поскольку до сих пор многие люди попадают в различные финансовые пирамиды и сталкиваются с иными формами злоупотребления на финансовом рынке, делают вложения в крайне сомнительные организации, а в результате теряют доверие к российской фондовой бирже.



Ну и последнее по списку, но не по важности это создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и владельцев ценных бумаг от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов; развитие системы страхования операций на фондовом рынке. Например, инвестиции на фондовом рынке США автоматически и бесплатно для инвестора защищаются от внерыночных рисков: страховое покрытие обеспечивает американская корпорации защиты инвестиционных вкладов (SIPC), сумма страхового возмещения до 500 тыс. долл. США, в том числе до 250 тыс. долл. США наличными.

Центральный Банк России на текущий момент также уже разработал несколько проектов направленных на защиту инвестиций на национальном рынке ценных бумаг.
3.2 Совершенствования механизма страхования рисков на российском рынке ценных бумаг как инструменты развития финансового рынка
Securities Investor Protection Corporation (далее SIPC) был создан в соответствии с Законом о защите инвестиций в ценные бумаги как некоммерческая корпорация [15, c. 27]. SIPC осуществляет надзор за ликвидацией фирм-членов, которые закрываются, когда фирма обанкротилась или у нее возникли финансовые проблемы, а активы клиентов отсутствуют. При ликвидации в соответствии с Законом о защите инвестиций в ценные бумаги SIPC и назначенный судом Попечитель работают над тем, чтобы как можно быстрее вернуть ценные бумаги и денежные средства клиентов. В определенных пределах SIPC ускоряет возврат отсутствующего имущества клиента, защищая каждого клиента до 500 000 долл. США за ценные бумаги и наличные (включая ограничение в 250 000 долл. США только за наличные). Стоимость активов определяется на дату направления Регулятором обращения в Суд, хотя SIPC заинтересована вернуть в первую очередь именно ценные бумаги, а не их денежный эквивалент. Некоторые члены Корпорации могут обеспечить дополнительную страховку своих клиентов.

SIPC является важной частью общей системы защиты инвесторов в США. В то время как ряд федеральных и государственных агентств по ценным бумагам и саморегулируемых организаций занимаются случаями мошенничества с инвестициями, SIPC фокусируется на восстановлении денежных средств клиентов и их ценных бумаг, оставленных в руках обанкротившихся или иным образом финансово проблемных брокерских компаний.


Специфика деятельности SIPC сосредоточена на регуляции работы подотчетных организаций и контроле процесса их ликвидации, в случаях, если они не способны в полной мере исполнять обязательства перед клиентами или при объявлении банкротства.

Конгресс не учредил SIPC для борьбы с мошенничеством. Несмотря на то, что SIPC создан в соответствии с федеральным законом, он не является агентством или учреждением правительства Соединенных Штатов, и он не уполномочен расследовать или регулировать деятельность своих брокеров-дилеров. Важно понимать, что SIPC не является мировым эквивалентом Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC), которая страхует вкладчиков застрахованных банков.

SIPC является некоммерческой организацией, существующей за счет взносов своих членов. Они объединяют часть капиталов и создают фонд страхования на случай своих финансовых проблем. Поэтому важно понимать, что величина этого фонда ограничена, и может возникнуть ситуация, когда его средств будет недостаточно для возврата вложений всех клиентов обанкротившегося брокера. 

Как только компания-брокер объявляет о процедуре банкротства, SIPC обращается в федеральный суд США (далее — Суд), который назначает доверительного управляющего(Управляющего). Его задачей является осуществление процедуры ликвидации брокера и защита капитала его инвесторов. Если суммарная стоимость активов клиентов брокера менее $250 тыс., Регулятор не информирует Суд, а действует самостоятельно.

В процессе работы Управляющий и SIPC могут совместно принять решение о переводе счетов клиентов от брокера-банкрота другому члену Корпорации. Но при этом клиент может перевести свой брокерский счет не только назначенному брокеру, но и иной финансовой организации по своему выбору.

Сначала переводятся ценные бумаги в их физическом выражении (например, 1 тыс. акций конкретного эмитента), затем — денежные средства. Если перевод ценных бумаг затруднен, то Корпорация может на средства своих резервных фондов купить их на рынке и зачислить на счет клиента.

Срок возвращения капитала обычно составляет от одного до трех месяцев, если учет счетов брокера был точным и осуществлялся без мошенничества.

Регулятор SIPC — это гарант полной защиты прав инвесторов, и в случае банкротства брокера клиенты компании могут рассчитывать на возврат потерянных средств. 

Банк России на сегодняшний день также разрабатывает механизмы защиты инвесторов для привлечения их на рынок ценных бумаг.

3.3 Основные направления развития системы страхования рисков на российском рынке ценных бумаг
ИИС согласно данным Банка России является одним из самых массовых финансовых инструментов, используемых физическими лицами на рынке ценных бумаг.

Доходность банковских депозитов продолжает показывать тенденцию к снижению, вместе со значением ключевой ставки. Согласно данным Московской биржи количество зарегистрированных частных лиц на фондовом рынке в 2018 году увеличилось на 64% относительно предыдущего и достигло 2,9 млн. человек. В то время как число открытых ИИС в 2018 году насчитывает 597 тыс., это на 50% больше чем в 2017 году [59, с. 37].

Объем инвестиций в ценные бумаги на ИИС по итогам 2018 года составляет свыше 57 млрд. руб. ИИС согласно докладу Банка России является одним из самых массовых и востребованных инструментов используемых частными лицами на рынке ценных бумаг. Максимальная сумма, которую можно внести на ИИС составляет 1 млн. руб.

Однако все же самым распространенным способом инвестиций остается банковский депозит. Основной причиной подобного выбора большинства граждан является система страхования данного финансового инструмента, поскольку в случае отзыва лицензии банка, инвестор гарантировано получит страховое возмещении. Таким образом, с целью привлечения частных инвестиций на рынок ценных бумаг поднят вопрос о создании системы их защиты.

По данным Банка России на 30 июня 2017 года, на рынке действовало 356 компаний, что почти на 100 организаций меньше, чем на ту же дату годом ранее (457). В целом система гарантирования нужна, чтобы повысить привлекательность ИИС для непрофессиональных инвесторов. Средства с ИИС нельзя забрать в течение трех лет без потери налогового вычета. Гарантии со стороны государства сделают этот инструмент более привлекательным для людей, которые никогда не пользовались ИИС. Таким образом, государство, очевидно, рассчитывает привлечь дополнительные относительно долгосрочные средства на фондовый рынок в условиях, когда вклады теряют привлекательность для населения в связи со снижем ставок.

На сегодняшний день Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 76910-7 «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах». Данный закон нацелен защитить инвестиций граждан на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС) на случай банкротства управляющих компаний (УК) и брокеров, посредством создания отдельного страхового фонда аналогичного АСВ для банковских депозитов.