Файл: Теории выбора брачного партнера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Специфика добрачного периода: функции и факторы.

Психологические проблемы современной семьи

10. Понятие ненормативного кризиса семьи

17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.

18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

19. Типы внутренней позиции ребенка.

20. Типология неблагополучной семьи

21. Роль родителей в формировании личности ребенка

22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола

23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка

24.Особенности отношения сиблингов в семье

25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА

26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

27.МОДЕЛИ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ

28. Концепции распада эмоциональных отношений

29. Стратегии поведения в ситуации развода

30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ

32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ

Психологические особенности повторного брака

Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис

Инцест как ненормативный кризис семьи

37. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

члена удовлетворяются, что достигается уважением, сходством взглядов, ценностей и интересов. В проблемных семьях этого не происходит, поэтому члены такой семьи испытывают недостаток в тепле, чувство стыда за кого-то из своих близких. Подобные семейные трудности приводят к противоречиям и конфликтам и если отношения не будут гармонизированы, напряжение будет нарастать. Семья в наше время – это опора, но как ни странно, люди в меньшей степени готовы вкладывать силы и время в развитие семейных отношений и их сохранение. Для семейной пары характерно «равновесие недостатков» двоих, которое постоянно нарушается и восстанавливается – в этом случае пара остается «живой». Когда же в отношениях ничего не происходит, и ситуация застывает, а перемены болезненны, тогда кто-то из супругов обращается за помощью к психотерапевту, хотя это происходит очень редко. Психотерапия позволяет увидеть ситуацию по-новому, перестроить отношения, разрушить старую модель семьи, дает шанс обновить семейные отношения. Во взаимоотношениях огромное количество семей испытывают трудности. Возможная причина заключается в том, что общество медленно приходит к осознанию изменившейся роли семьи, к необходимости творческого личного к ней отношения. Многие семьи рассчитывают на то, что «всё образуется само собой» и если этого не происходит, то всегда можно списать на кризис. Хотя семейный кризис наступает не в семье, а в голове. Исследуя проблему семейных отношений, и обратившись к опыту счастливых семейных пар, психологи раскрывают ключевые моменты счастливого семейного союза - это признать право партнера быть другим и принять его индивидуальные черты и сформулировать различия между собой и увидеть его (её) какой он есть. Обозначить пункты, где есть готовность уступить, дополняя друг друга, а не противопоставляя.

4. Культурно-исторический анализ происхождения и развития семьи

Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи:

  • дикость,

  • варварство

  • цивилизацию.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право»
(1861), и шотландский юрист Дж. Ф. МакЛеннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Табу инцеста исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен. Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям

:

  1. Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).

  2. Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).

  3. Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).

  4. Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

  5. Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).

  6. Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

5. Типология современной семьи

К определению типа семьи ученые подходят с различных позиций: различия семейных структур (эндогамия, экзогамия); количество брачных партнеров (моногамия, полигамия и др.); оформления брачных отношений (официальный брак, незарегистрированное сожительство); структуры власти (патриархат, матриархат, равноправие); наличие родителей (полная или неполная семья); количества детей (малодетная или многодетная) и др.

В психолого-педагогической литературе встречается деление семей на:

  • родительские (семьи старшего поколения)

  • прокреационные (семьи взрослых детей, которые отделились от родителей),

деление по количеству поколения –

  • расширенные (три и более поколения)

  • нуклеарные (два поколения, т. е. родители и дети),

по наличию родителей –

  • полные (оба родителя)

  • неполные (один из родителей),

по количеству детей –

  • бездетные,

  • однодетные,

  • многодетные,

по критерию лидерства –

  • патернальные (лидерство мужчины)

  • матернальные (доминирование женщины) и др.

Основой современного представления о моногамной (единобрачной) семье является патриархальная модель семейных отношений (глава семьи – мужчина), на смену которой в современном обществе пришла новая модель – нуклеарная семья,
включающая только самых близких родственников.

Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным признакам:

1. По родственной структуре семья может быть

  • нуклеарной (супружеская пара с детьми)

  • расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).

2. По количеству детей:

  • бездетная (инфертильная),

  • однодетная,

  • малодетная,

  • многодетная семья.

3. По структуре:

  • с одной брачной парой с детьми или без детей;

  • с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками;

  • с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них;

  • с матерью (отцом) с детьми;

  • с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками;

  • прочие семьи.

4. По составу:

  • неполная семья,

  • отдельная,

  • простая (нуклеарная),

  • сложная (семья нескольких поколений),

  • большая семья.

5. По географическому признаку:

  • городская, сельская,

  • отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах).

6. По однородности социального состава:

  • социально гомогенные (однородные) семьи (имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов);

  • гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.

7. По семейному стажу:

  • молодожены;

  • молодая семья, ждущая ребенка;

  • семья среднего супружеского возраста;

  • старший супружеский возраст;

  • пожилые супружеские пары.

8. По типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи

  • с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью);

  • семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь;

  • семьи с промежуточным типом потребления.

9. По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта:

  • семья – «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку);

  • семья детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей);

  • семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают);

  • семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.


10. По характеру проведения досуга семьи:

  • открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры)

  • закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

11. По характеру распределения домашних обязанностей:

  • семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина)

  • коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

12. По типу главенства (распределению власти) семьи могут быть

  • авторитарными

  • демократическими.

Авторитарная семья характеризуется строгим, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям.

Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии всех важных решений.

Современная нуклеарная семья становится эгалитарной (от латинского слова «эгалитаре» – равноправный союз, т.е. с равной долей прав и ответственности всех взрослых ее членов, с достаточно независимым положением детей).

13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни:

  • студенческая семья (оба супруга обучаются в вузе)

  • «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов, артистов, спортсменов и т.д.).

14. По качеству отношений и атмосфере в семье:

  • благополучная (супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы),

  • устойчивая (практически имеют те же особенности, что и благополучные семьи),

  • педагогически слабая (низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдается физическому состоянию и самочувствию ребенка);

  • нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью, включая свою роль и положение в семье, что приводит к непредсказуемости поведения);

  • дезорганизованная (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества: пьянство, архаичные отношения грубого диктата; внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет);

  • социально-неблагополучная (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя одним или обоими супругами или родителями);

  • проблемная (отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать);

  • конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов или членов семьи);

  • распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии его личности);

  • распавшаяся семья – ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но в какой-то мере сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет еще часть функций.