ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика добрачного периода: функции и факторы.
Психологические проблемы современной семьи
10. Понятие ненормативного кризиса семьи
17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.
18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
19. Типы внутренней позиции ребенка.
20. Типология неблагополучной семьи
21. Роль родителей в формировании личности ребенка
22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола
23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка
24.Особенности отношения сиблингов в семье
25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА
26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
28. Концепции распада эмоциональных отношений
29. Стратегии поведения в ситуации развода
30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ
32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ
Психологические особенности повторного брака
Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис
4. Культурно-исторический анализ происхождения и развития семьи
Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи:
-
дикость, -
варварство -
цивилизацию.
Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право»
(1861), и шотландский юрист Дж. Ф. МакЛеннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Табу инцеста исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью.
Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен. Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.
Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям
:
-
Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.). -
Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.). -
Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.). -
Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.). -
Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.). -
Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).
В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
5. Типология современной семьи
К определению типа семьи ученые подходят с различных позиций: различия семейных структур (эндогамия, экзогамия); количество брачных партнеров (моногамия, полигамия и др.); оформления брачных отношений (официальный брак, незарегистрированное сожительство); структуры власти (патриархат, матриархат, равноправие); наличие родителей (полная или неполная семья); количества детей (малодетная или многодетная) и др.
В психолого-педагогической литературе встречается деление семей на:
-
родительские (семьи старшего поколения) -
прокреационные (семьи взрослых детей, которые отделились от родителей),
деление по количеству поколения –
-
расширенные (три и более поколения) -
нуклеарные (два поколения, т. е. родители и дети),
по наличию родителей –
-
полные (оба родителя) -
неполные (один из родителей),
по количеству детей –
-
бездетные, -
однодетные, -
многодетные,
по критерию лидерства –
-
патернальные (лидерство мужчины) -
матернальные (доминирование женщины) и др.
Основой современного представления о моногамной (единобрачной) семье является патриархальная модель семейных отношений (глава семьи – мужчина), на смену которой в современном обществе пришла новая модель – нуклеарная семья,
включающая только самых близких родственников.
Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным признакам:
1. По родственной структуре семья может быть
-
нуклеарной (супружеская пара с детьми) -
расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).
2. По количеству детей:
-
бездетная (инфертильная), -
однодетная, -
малодетная, -
многодетная семья.
3. По структуре:
-
с одной брачной парой с детьми или без детей; -
с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; -
с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них; -
с матерью (отцом) с детьми; -
с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; -
прочие семьи.
4. По составу:
-
неполная семья, -
отдельная, -
простая (нуклеарная), -
сложная (семья нескольких поколений), -
большая семья.
5. По географическому признаку:
-
городская, сельская, -
отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах).
6. По однородности социального состава:
-
социально гомогенные (однородные) семьи (имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов); -
гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.
7. По семейному стажу:
-
молодожены; -
молодая семья, ждущая ребенка; -
семья среднего супружеского возраста; -
старший супружеский возраст; -
пожилые супружеские пары.
8. По типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи
-
с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); -
семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; -
семьи с промежуточным типом потребления.
9. По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта:
-
семья – «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку); -
семья детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); -
семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают); -
семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.
10. По характеру проведения досуга семьи:
-
открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) -
закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).
11. По характеру распределения домашних обязанностей:
-
семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) -
коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).
12. По типу главенства (распределению власти) семьи могут быть
-
авторитарными -
демократическими.
Авторитарная семья характеризуется строгим, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям.
Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии всех важных решений.
Современная нуклеарная семья становится эгалитарной (от латинского слова «эгалитаре» – равноправный союз, т.е. с равной долей прав и ответственности всех взрослых ее членов, с достаточно независимым положением детей).
13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни:
-
студенческая семья (оба супруга обучаются в вузе) -
«дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов, артистов, спортсменов и т.д.).
14. По качеству отношений и атмосфере в семье:
-
благополучная (супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы), -
устойчивая (практически имеют те же особенности, что и благополучные семьи), -
педагогически слабая (низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдается физическому состоянию и самочувствию ребенка); -
нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью, включая свою роль и положение в семье, что приводит к непредсказуемости поведения); -
дезорганизованная (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества: пьянство, архаичные отношения грубого диктата; внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет); -
социально-неблагополучная (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя одним или обоими супругами или родителями); -
проблемная (отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать); -
конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов или членов семьи); -
распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии его личности); -
распавшаяся семья – ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но в какой-то мере сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет еще часть функций.