ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика добрачного периода: функции и факторы.
Психологические проблемы современной семьи
10. Понятие ненормативного кризиса семьи
17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.
18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
19. Типы внутренней позиции ребенка.
20. Типология неблагополучной семьи
21. Роль родителей в формировании личности ребенка
22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола
23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка
24.Особенности отношения сиблингов в семье
25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА
26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
28. Концепции распада эмоциональных отношений
29. Стратегии поведения в ситуации развода
30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ
32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ
Психологические особенности повторного брака
Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис
15. По составу супругов в нуклеарной семье:
-
полная (включает отца, мать и детей) -
неполная (один из родителей отсутствует).
Выделяются так называемые функционально неполные семьи: профессиональные или другие причины оставляют супругам мало времени для семьи.
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.
В связи с этим различают следующие типы неполных семей:
-
осиротевшая, -
внебрачная, -
разведенная, -
распавшаяся.
В зависимости от наличия основного родителя выделяют:
-
материнские -
отцовские неполные семьи.
По количеству поколений в семье различают:
-
неполную простую (мать или отец с ребенком либо с несколькими детьми) -
неполную расширенную: мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
16. По социально-ролевым признакам выделяются:
-
традиционные, -
детоцентрические -
супружеские семьи.
6. Функции современной семьи
Каждая конкретная семья обладает собственной иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные социокультурные, национальные, этнические традиции, особенности исторической эпохи.
С точки зрения В. Н. Дружинина, акцент на биологическое детопроизводство лишает семью возможности воспитывать ребенка как личность, способную к автономному социальному поведению и ответственную за собственные действия и действия других по мнению О. А. Карабановой, одной из важнейших функций современной семьи является удовлетворение потребности человека в счастье, а также в создании уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. По А. Н. Елизарову, ведущей деятельностью семьи является деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи.
В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях:
-
это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу; -
это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом; -
чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности:
-
репродуктивная; -
воспитательная; -
хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг); -
экономическая (получение материальных средств); -
сфера первичного социального контроля; -
сфера духовного общения; -
социально-статусная; -
досуговая; -
эмоциональная; -
сексуальная.
Классификация семейных функций, предложенная А.Н. Елизаровым, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом:
-
порождение и воспитание детей; -
сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; -
удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви; -
создание условий для развития личности всех членов семьи; -
удовлетворение сексуально-эротических потребностей; -
удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга; -
организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь; -
удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей; -
удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях; -
социальный контроль за поведением отдельных членов семьи; -
организация деятельности по финансовому обеспечению семьи; -
рекреативная – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний.
По мнению И.В. Гребенникова основными функциями семьи являются:
-
репродуктивная означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода; -
экономическая включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности; -
воспитательная означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи; -
коммуникативная означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством, организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.
7. Динамика (жизненные циклы) семьи.
Семья- не есть, что-то статичное, это живая, развивающаяся система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой.
Функционирование семьи определяется действием двух законов: закона гомеостаза и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение ,остаться в данной точке развития. Закон гетеростаза(развития) означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.
Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.
Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи.
Основные этапы жизни семьи.
Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ в., придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дюваль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по проблемам семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла.
В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7–8 стадиям.
Э. Дюваль в жизненном цикле были выделил 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).
Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.
Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.
Восьмая стадия. Стареющая семья.
Формально семья существует от ее регистрации до расторжения или прекращения брака, а психологическая сущность ее возникает, когда отношения в супружеской паре становятся личностно значимыми, влияющими на чувство, мышление и поведение, и остается таковой, пока эти отношения сохраняют свою значимость. Поэтому периодизацию развития семьи как малой группы обоснованнее было бы определять по совокупности различных отношений, связанных с семьей, и их значимости в тот или иной период ее функционирования.
Рассмотрим подробнее стадии жизненного цикла семьи.
1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).
8. Параметры семейной системы.
Сплоченность - эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи;
Выделяют 4 уровня сплоченности:
1. Разобщенный 2. Разделенный 3. Связанный
4. Запутанный
Гибкость (количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения);
Выделяют 4 уровня гибкости:
• Ригидный (очень низкий).
• Структурированный (между низким и умеренным • Гибкий (умеренный).
• Хаотичный (очень высокий).
Иерархия характеризует отношения доминирования- подчинения;
Внешние и внутренние границы (взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи – диады, триады); Ролевая структура семьи- предписывает ее членам, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом.
9. Понятие нормативного кризиса семьи
Нормативный кризис – период семейной истории, во время которого в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи (например, начало семейной жизни, заключение брака, распределение обязанностей и др.)
Этапы нормативного кризиса семьи:
1. Принятие на себя супружеских обязательств
Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и
принятие факта появления нового члена семьи
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные
структуры
Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в
подростковый период
Кризис 5. Семья, в которой выросший ребенок покидает
дом
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем
Ненормативный кризис
– это переживание негативных жизненных событий.
События, характеризующие возникновение н.к.:
Измена
Развод
Тяжелая болезнь
Инцест
Смерть члена семьи