Файл: Литература Основная Сапольски Р. Психология стресса. М., 2020.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако нельзя сказать, что ситуация в данном случае находит разрешение. Более того, если один из участников испытывает потребность разрешить конфликт и прийти к определенному результату, а его оппонент находит доступной только стратегию ухода, конфликт может продолжиться.

Уступка

Когда человек использует данную стратегию, его направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов оппонента – высокая. Иначе говоря, чело­век жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника. Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей.

Использование этой стратегии оправдано в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. В дальнейшем к данной ситуации можно вернуться.

Уступка отличается от компромисса тем, что в данном случае одна из сторон отступает в пользу другого, не ожидая никаких ответных действий.

Сотрудничество

Когда участник конфликта использует стратегию сотрудничества, это говорит о том, что он направлен и на собственные интересы, и на интересы оппонента. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Применяя стратегию сотрудничества в конфликтной ситуации, следует учитывать следующие обстоятельства:

–если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для участников конфликтного взаи­модействия, стратегию сотрудничества реализовать невозможно;

–стратегия сотрудничества предполагает совместный поиск принципиально нового решения, при котором устраняются причины и предмет конфликта.
В зависимости от того, какая стратегия поведения выбрана, исход конфликта может различаться. К основным формам завершения конфликта относятся:

1) разрешение противоречия, составляющего основу конфликта;

2) урегулирование;

3) затухание;

4) перерастание в другой конфликт;

5) устранение конфликта.
Рекомендуемые правила поведения в конфликте
1.Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он - страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга. Наилучший прием в эти минуты - представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.


2.Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».

3.Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент. Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

4.Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».

5.Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать. Отношение к человеку - это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6.Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения.

7.Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам.

8.Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.

Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.

9.Держитесь как на острие ножа в позиции на равных. Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции неэффективны.



10.Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

11.Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с оппонентом. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это - бесполезное, пустое занятие.

12.Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное - замолчите. Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

13.Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера.

14.Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.

15.Говорите, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет.

Контрольные вопросы:

  1. Конфликт. Определение.

  2. Конфликт в коллективе.

  3. Способы разрешения конфликтных ситуаций.




ТЕМА № 3: «Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях».
ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. - М., 1997.

2. Решетников М.М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты. – М., 2013.

Дополнительная:

1.Елисеева И.Н. Методические рекомендации «Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России». – М., 2011.

Учебные вопросы:

Вопрос № 1. Особенности психического состояния людей в ЧС.

Чрезвычайная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие.

Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических

расстройств при чрезвычайных ситуациях

Общение - это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества.

Виды общения:

Вербальное общение – передача информации с помощью произносимых нами слов. Проще говоря, это словесное общение.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.
У пострадавших в ЧС может наблюдаться частичная или полная утрата способности:

- к целенаправленной деятельности;

- к критической оценки окружающего и своего поведения;

- вступать в контакт с окружающими.
Группы пострадавших:

  1. жертвы;

  2. пострадавшие;

  3. очевидцы;

  4. наблюдатели;

  5. телезрители;

  6. специалисты.


Особенности психического состояния и поведения

пострадавших в ЧС
Тяжесть последствий для состояния людей зависит от факторов, которые можно разделить на
три группы:

  • Группа факторов, характеризующих ЧС.

  • Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших.

  • Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.


Группа факторов, характеризующих ЧС

  1. Интенсивность.

  2. Масштабность.

  3. Внезапность возникновения.

  4. Длительность.

  5. Этап развития.


Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших

  1. Состояние здоровья.

  2. Возраст.

  3. Пол.

  4. Подготовленность к ЧС.

  5. Индивидуальные психологические особенности.

  6. Личностный смысл события.

  7. Этнические особенности населения.


Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи

  1. особенности организации АСР;

  2. особенности информационного обеспечения пострадавших;

  3. особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим;

  4. характер освещения в СМИ хода работ.

Общение с пострадавшими
Грамотный подход к установлению и поддержанию контакта позволяет избежать многих негативных последствий. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы помочь. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов. Следует избегать длинных предложений с множеством связок. Необходимо избегать в речи частицы «не». Речь должна быть четкой и достаточно медленной с элементами внушения: «Помощь пришла!», «Слушай меня!».

Необходимо контролировать информацию, которая может быть случайно услышана пострадавшими. Не нужно давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Существует запрет на фразу: «Все будет хорошо»! Необходимо демонстрировать уверенность, контроль над ситуацией. Необходимо осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием.

Часто деятельность спасателей (пожарных) осуществляется в условиях, когда общение невозможно реализовать. В таких случаях особую роль приобретает невербальный контакт с пострадавшим: жесты, позы, зрительный контакт, характер прикосновений и пр.