Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм. В таком случае целесообразны тренировочные действия, а в некоторых случаях «прорисовка» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенной пополам (акцентируется внимание: обводится половина контура, другая половина закрывается листом бумаги). Так, постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети учатся сознательно использовать этот прием.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая — большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии.

Этот способ вызывает у детей живой интерес, и они с удовольствием учатся выполнять им аппликации.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний (как вырезают предмет той или иной формы, как получить выразительную аппликацию, как найти удачную композицию) воспитатель направляет творческую активность детей: например, для выполнения декоративной аппликации советует сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, подумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

Рассматривание работ. Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими. Например, обращаясь к группе, предлагает обдумать и самим решить, удачно ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно ли расположены и т. д. В ответ дети кладут свою аппликацию на стол с красным флажком, если она отвечает тем требованиям, о которых говорил воспитатель, или на стол с синим флажком, если получилось не очень красиво. Разбирая затем одну и другую группу работ, дети коллективно выясняют, правильной ли была самооценка. Сами дети должны подводить итоги занятия; только так они научатся видеть и общие удачи, и находки, и ошибки.


Таким образом, в процессе овладения аппликационной деятельностью дошкольники осваивают процессы выкладывания, вырезания, наклеивания форм и предметов, которые способствуют художественно-эстетическому развитию.

Выводы по 1 главе

Изучение теоретических аспектов художественно-эстетического развития дошкольников позволяет сформулировать следующие выводы:

Образовательная область ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» интегрирует в себе разные виды и формы художественно-эстетической деятельности детей, различные виды искусства и художественного творчества, разные направления и жанры искусства;

Художественно-эстетическое развитие – длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности, связанный с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах.

Художественно-эстетическое развитие направлено на развитие способности детей дошкольного возраста воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, действовать творчески самостоятельно и участвовать в различных видах художественной деятельности. Цели художественно-эстетического развития преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных качеств людей, визуальное объяснение детям того, что красиво.

Одним из средств художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является аппликация, представляющая наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения, его образное воплощение;

Таким образом, в процессе овладения аппликационной деятельностью дошкольники осваивают процессы выкладывания, вырезания, наклеивания форм и предметов, которые способствуют художественно-эстетическому развитию.


Глава 2. Опытно-исследовательская работа по влиянию аппликации из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностическое исследование уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Изучение результатов и эффективности процесса художественно-эстетического развития - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики.

Изучение и анализ художественно-эстетического развития дошкольников позволяет: конкретизировать цели художественно-эстетического развития; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Опытно-исследовательская работа проводилась для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что аппликация из бумаги влияет на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, если при этом:

  • разработать и апробировать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник аппликации для детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии;

  • систематически проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по использованию аппликации в художественно-эстетическом развитии;

  • организовать просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель диагностики: выявление уровня художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Подобрать диагностический инструментарий для проведения диагностики;

  1. Выявить уровень художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста;

  2. Оформить результаты диагностики.

Опытно–исследовательская работа проводилась с 27 марта по 22 апреля в 2 этапа: констатирующий и формирующий.

На констатирующем этапе была проведена диагностика (приложение 1) среди детей старшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Детский квартал» в корпусе 3 города Соликамска, целью которого было, выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.


В исследовании приняли участие 17 дошкольников старшей группы (дети 5-6 лет) №12.

Была подобрана диагностическая методика из рабочей программы по непрерывно-образовательной деятельности «Аппликация» для детей старшей группы (автор Складанюк И.А), критерии оценивания представлены в таблице 1.

Для диагностики использовали карту обследования, которая представлена в приложении 1.

При этом нами использовались следующие методы: наблюдение, анализ продуктов изобразительной деятельности детей на занятиях.

Таблица 1.

Критерии и показатели педагогической диагностики по разделу «Аппликация»



Критерий/показатель

1

Правильно держит ножницы

2

Сочетает способ вырезания с обрыванием

3

Режет ножницами по диагонали

4

Плавно срезает и закругляет углы

5

Вырезает симметричные изображения из

бумаги, сложенной пополам

6

Вырезает одинаковые фигуры или их

детали из бумаги, сложенной гармошкой

7

Аккуратно наклеивает изображения

предметов, состоящих из нескольких

частей

8

Составляет узоры из растительных форм и

геометрических фигур

С учётом имеющихся критериев были выделены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий:

  • Высокий 12-16 баллов

  • Средний 5-11баллов

  • Низкий 0-4 балла

Результаты диагностического наблюдения по выявлению уровня художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе представлены на рисунке 1.




Результаты диагностики показали: высокий уровень художественно-эстетического развития выявлен у 15 детей, что составляет 88,2%. Эти дети, которые правильно держат ножницы, сочетают способ вырезания с обрыванием, режут ножницами по диагонали, плавно срезают и закругляют углы, вырезают симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам, вырезают одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящих из нескольких частей, составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур.

2 детей, что составляет 11,7% показали средний уровень художественно-эстетического развития. Эти дошкольники определяют цвета и оттенки, проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают свои суждения при поддержки воспитателя.

Соотношение художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста в %, представлена в таблице 2.
Таблица 2.

Уровень художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста

высокий

средний

низкий

15 чел – 88,2%

2 чел – 11,7% (12%)

0


Таким образом, констатируем, что большая часть детей находится на высоком уровне художественно-эстетического развития. Продукт детской деятельности показал достаточное развитие аппликативных умений.

Исходя из диагностики, нами был сделан вывод, что дошкольники имеют высокий уровень художественно-эстетических умений и навыков, они умеют правильно пользоваться ножницами, аккуратно наносят клей, вырезают фигуры из бумаги сложенной в гармошке, они видят прекрасное в своих работах, у детей есть желания творить собственные шедевры, они нацелены на реализацию своих творческих способностей.

2.2. Разработка комплекса занятий с использованием аппликации из бумаги способствующего художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста