Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников
1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников
Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности
Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников.
2.1. Описание методик исследования.
Глава 3. Анализ результатов исследования
Ребенок должен четко осознавать, что его поведение не нравится окружающим, и поэтому они вправе лишить его, например, похода в цирк, просмотра мультфильмов, кино-кафе и т. д., но ни в коем случае не должны быть озвучены в приказном тоне. Необходимо объяснить ребенку, что любое его действие влечет за собой определенные последствия, и он должен об этом знать. При этом не забывайте отмечать с поощрением или хвалить любое достижение младшего школьника, например, помощь папе, другу, бабушке, доброе дело и т. д. Имея дело с агрессивным ребенком младшего школьного возраста, родители и учителя должны учиться самостоятельно, а также учить младших школьников не загонять свое напряжение внутрь, а, наоборот, выражать свой гнев приемлемыми способами.
Родители должны научить ребенка договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свои силы словами, манерой поведения, а не кулаками. Активным младшим школьникам, склонным к агрессивному поведению, необходимо создать условия, позволяющие удовлетворить потребность в движении, дать им больше возможностей для высвобождения накопившегося негатива, например, в спортивных уголках дома и в школе, где вы может лазить, прыгать, бросать мяч, спортивные секции и т. д.27
В основе дружеского взаимодействия ученика и преподавателя должны быть принципы не только взаимного доверия и уважения, но и поддержки и помощи, терпения и толерантности.
Учителю очень важно объективно оценить наличие у своих учеников определенных признаков агрессивности, так как эти признаки необходимо учитывать при дальнейшей работе с младшими школьниками, для которых характерны проявления агрессивного поведения. Открытую, явную агрессивность можно легко диагностировать, наблюдая за состоянием и поведением ученика.
Мотивами агрессивного поведения могут быть как непосредственно причинение вреда жертве, так и использование агрессии для достижения какой-либо цели. Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с расстройствами психики могут быть28:
1. Причинение боли жертве;
2. Месть за перенесенное страдание;
3. Причинение ущерба;
4. Аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
5. Самоутверждение;
6. Защита от реальной или воображаемой угрозы;
7. Привлечение внимания.
Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа, включающего следующие аспекты:29
1. Ситуация, в которой впервые было замечено агрессивное поведение;
2. Ситуации, в которых агрессивное поведение проявляется в настоящий момент;
3. Люди, в присутствии которых проявляется агрессивное поведение;
4. Что обычно предшествует агрессивному поведению, т.е, что служит пусковым механизмом;
5. Последующие события (состояния, мысли, действия);
6. Реакция окружающих;
Признаками агрессивного поведения младших школьников являются:
настойчивые возражения, упрямство, отказ от заданий, игнорирование просьб учителя, постоянная или продолжительная депрессия, раздражение, воинственность, жестокость к животным, гнев, иррациональные вспышки гнева, желание унизить, обидеть, эгоцентризм, неспособность понимать других, желание настаивать на себе, властолюбие, уверенность в себе, завышенная самооценка, эмоциональная глухота, психическая нечувствительность.
Если реакции ребенка неадекватны, то с большой долей вероятности можно отметить, что агрессивное состояние в этом случае все же наступает. Чтобы убедиться в агрессивном поведении ребенка, скрытой мотивации, намерении, агрессивном воображении, можно использовать специальные тесты, сочинения по определенной теме, беседы с учениками. Во всех этих случаях проводятся диагностические тесты, чтобы дети не могли угадать, что именно учитель хочет знать.
Так, агрессивные младшие школьники отличаются драчливостью, небольшой степенью возбудимости, раздражительности, обидчивости, несговорчивости, а также враждебным отношением к окружающим людям. Агрессивное поведение младших школьников обусловлено несколькими причинами, среди которых необходимо выделить семейные проблемы, стрессовые ситуации, чрезмерно строгое воспитание, постоянные отказы или запреты, чрезмерная опека, потакание всем прихотям и т. д. Развитие агрессивного поведения в детстве - сложный и многогранный процесс, в котором играет роль множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников и СМИ. Дети учатся агрессивному поведению через прямое подкрепление, а также через наблюдение за агрессивными действиями. Природа семейного лидерства напрямую связана с формированием и закреплением агрессивного поведения. Также ребенок получает информацию об агрессии через общение со сверстниками. Один из основных способов научить детей вести себя агрессивно - это наблюдать за чужой агрессией. Дети сталкивающиеся с насилием дома, склонны к агрессивному поведению. В современном мире, где телевидение (и другие электронные средства коммуникации и средства массовой информации) играют все более важную роль, его роль как фактора, влияющего на агрессивность детей, возрастает. Агрессивное поведение детей часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности
Термин «гендер» впервые ввел американский психолог Джон Уильям Мани. Мани позаимствовал этот термин из грамматики английского языка и ввел его в науку о поведении. С середины 1970-х годов ежегодно выходило до полутора тысяч публикаций о гендерных различиях. До недавнего времени, несмотря на то, что в 1960-е годы отечественных ученых не особо интересовал вопрос гендерных различий в психологической сфере. он был разработан Б. Г. Ананьев, а затем в социологии - И. С. Кон.
В настоящее время различия между полами изучаются достаточно интенсивно, но в основном в контексте гендерной психологии. В последнее время появилось много зарубежных публикаций о половых и гендерных различиях. Однако основная проблема заключается в том, что существует односторонний подход к изучению этой темы в исследованиях, объясняя
различия между мужчинами и женщинами только по таким факторам, как социализация и образование. Несмотря на это, различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только в психологических и социальных установках общества, но и в биологических различиях: гормональных, центрально-нервных, морфологических30.
Гендер - это психологический феномен, связанный с усвоенным поведением и установками, связанными с биологическим полом. Гендер - это социальный гендер, социальная конструкция пола, основанная на физиологической реальности. В психологии термин «гендер» относится к психологическим и поведенческим характеристикам, связанным с мужественностью и женственностью, которые отличают мужчин от женщин.
Ш. Берн и некоторые другие исследователи применяют понятие «гендер» в более узком смысле и называют его «социальным гендером». В то же время предполагается, что гендер «это социально определенные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, которые зависят не только от биологических гендерных различий, но и от социальной организации общества». Они означают «нормативные положения и ожидания, которые соответствующая культура возлагает на «правильное» мужское или женское поведение и которые служат критерием для оценки мужественности или женственности ребенка и взрослого31.
Традиционно агрессия изучалась практически без учета пола: она считалась преимущественно мужским качеством и ее исследование проводилось в основном на мужских выборках. Но большее внимание и понимание проблемы гендерной агрессии показало, что женский пол также часто проявляет агрессию, и поэтому это качество необходимо изучать в поведении обоих полов.
В нашем обществе, когда дети растут, они оперируют гендерными стереотипами. Гендерный стереотип - это тип социального стереотипа, основанный на общепринятых представлениях о мужественности и женственности в обществе и их иерархии в данном обществе32.
Отношение к разнополым детям- различное. Наблюдения за поведением в разных культурах показывают, что мальчиков с большей вероятностью возьмут на руки, но к ним относятся с меньшим вниманием, чем к девочкам. В свою очередь матери чаще разговаривают с девочками более мягким тоном голоса. На разное отношение к представителям обоих полов влияют гендерные стереотипы, то есть распространенное представление о поведении мужчин и женщин в обществе. И. Броверман и др. провели исследование, в котором попросили юношей и девушек представить характеристики, типичные для мужчин и женщин. В результате было выявлено несколько наборов качества. Так, например, мужчинам приписывались агрессия, независимость, находчивость. Считается, что мужчины склонны скрывать свои эмоции. Женщины от природы более мягкие и заботливые, более чуткие, спокойные и нуждаются в защите33.
Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими гендерными ролями. У мальчиков и девочек, начиная с дошкольного возраста, четко прослеживаются четыре типа полоролевого поведения: мужской, женский, андрогинный и недифференцированный. В исследованиях Лидии Эдуардардовны Семеновой даны психологические характеристики этих гендерных полов:
Маскулинные дети ценят авторитет и независимость поведения, ориентированы на высокие личные достижения, часто не терпят возражений, отстаивают свое мнение любым доступным им способом. Для них характерен авторитарный характер отношений со сверстниками.
Феминные дети, независимо от пола, перенимают эмоционально выразительный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и независимости, сосредоточенностью на других. В совместной деятельности они рабы, их инициатива минимальна, а в случае с женскими мальчиками они полностью отсутствуют.
Поведение последних характеризуется социальными ограничениями, избеганием контактов и взаимодействий со сверстниками того же пола, а также с девушками-мужчинами, среди которых они чувствуют себя незащищенными, опасаясь продемонстрировать свою несостоятельность. Феминные девочки в социальных контактах продолжают иметь успех, а вот у феминных мальчиков возникают трудности в общении с другими детьми.