Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения младших школьников
1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников
Гендерные особенности проявления агрессии, причины детской агрессивности
Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников.
2.1. Описание методик исследования.
Глава 3. Анализ результатов исследования
Иначе говоря, дети узнают о своем поведении из трех источников.
Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление. Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень дисгармонии или семейной гармонии - факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение внутри и вне семьи.
Во-вторых, дети учатся агрессии, взаимодействуя со своими сверстниками, часто узнавая преимущества агрессивного поведения во время игры.
В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных, но и на символических примерах. В настоящее время практически не вызывает сомнений, что сцены насилия, показываемые на телеэкранах и во всех СМИ в целом, способствуют повышению уровня агрессии зрителя, и в частности детей, с еще не полноценной психикой43.
Дети особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Всех агрессоров объединяет общее качество - неумение понимать других людей. Это не зависит от самооценки или реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он зафиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих такой ребенок видит только их отношение к себе - окружающие действуют для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не обращают на него должного внимания, либо пытаются причинить ему вред. Зацикленность на себе, ожидание враждебности со стороны других не позволяет ребенку видеть других, испытывать чувство связи и общности с ними. Поэтому сочувствие, сочувствие или помощь ему так трудно. Такое «волчье» мировоззрение создает ощущение острого одиночества во враждебной и угрожающей среде, а это порождает все большее сопротивление и некую изоляцию от остального мира44.
Агрессия - это не только деструктивное поведение, которое причиняет вред другим и приводит к деструктивным и негативным последствиям, но и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если вы знаете, как с ней справиться. А задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. С агрессивными детьми можно использовать такой психологический механизм, как сублимация. Передача отрицательной энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество могут помочь ребенку более конструктивно справиться с внутренним стрессом. В молодом возрасте одним из видов девиантного поведения является агрессивное поведение, часто принимающее враждебные формы (драки, оскорбления). Для некоторых детей участие в драках и самоутверждение кулаками - устоявшаяся линия поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий.
Опять же, давно известно, что ядром конфликтной ситуации, приводящей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, современные СМИ, и окружение детей, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Непременным условием этого поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих детей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также, как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и агрессивности45.
На основе теоретического анализа можно описать портрет агрессивного ребенка школьного возраста.
Практически во всех классах есть хотя бы один ребенок с явными признаками агрессивного поведения. Он сознательно ругается, ругается и бьет одноклассников, причем часто без объективной причины. Через несколько месяцев ему удается стать отрицательным лидером в классе, но он остается один, и другие дети в классе не общаются с ним. Этот ребенок - источник печали и обиды для учителей и родителей. Агрессивный ребенок в этом возрасте склонен обвинять других в своих ошибках и часто борется со взрослыми. Эмоциональный мир такого ребенка небогат и нестабилен, и реакции на стандартные ситуации одинаковы. В этом возрасте агрессивный ребенок насторожен, подозрителен, мстителен и завистлив. Кроме того, он очень чувствителен к оценке окружающих и быстро раздражается реакциями тех, кто его беспокоит. Ребенок часто теряет контроль над своим поведением и обвиняет других в своих агрессивных действиях. В поведении таких младших учеников можно обнаружить, что они сознательно раздражают других, чтобы привлечь внимание взрослых и их сверстников. Ребенок часто чувствует себя ненужным и отвергнутым. При этом конструктивных возможностей привлечь к себе внимание у него обычно нет. Такому ребенку кажется, что весь мир против него и все вокруг намерены причинить ему вред. Ребенок этого возраста не может самостоятельно оценивать свою агрессию и поэтому не замечает, что они сами вселяют страх и страх в других. Своими агрессивными действиями ребенок борется за свое место в этом мире и не имеет другого представления, как себя защитить
46.
Таким образом, исследование гендерных различий в агрессии подтверждает, что между агрессией мальчиков и девочек нет разницы, но есть разница в ее проявлении. Девушки прибегают к вербальной форме агрессии, так как они более хрупки физически, а применение прямой физической силы не укладывается в стереотипный образ женщины как мягкого и нежного «существа». Мальчики, напротив, больше склонны прибегать к физическим формам воздействия, которые в их сознании ассоциируются с образом сильного мужчины. Факторы, провоцирующие агрессивное поведение младших школьников, можно объединить в триаду - семья, окружение и медиапространство.
Выводы по главе 1.
На протяжении десятилетий ученые не могли дать четкого определения термину «агрессия». Можно выделить следующие существенные черты этой концепции. Во-первых, агрессия понимается как акт враждебности, направленный на причинение вреда как личности, так и обществу, а в некоторых случаях и самому себе.
Э. Фромм снова выделил два типа агрессии: доброкачественную и злокачественную. По его мнению, добрая агрессия человеку необходима. Отсутствие такой агрессии ведет к неспособности отстаивать свои интересы, ненужным жертвам и неспособности к самореализации. Г. Аммон также выделил положительную форму агрессии -
конструктивная, позволяет человеку гармонично развиваться в обществе, выстраивать отношения в коллективе и формировать собственные жизненные цели. Однако не всегда агрессия положительно влияет на развитие личности. Например, Г. Аммон также выделял деструктивную и недостаточную агрессию, что привело к ее возникновению.
Неспособность строить отношения, сужать круг интересов, избегать человеческих контактов и быть склонной к разрушению. Они также различают типы агрессии, такие как: физическая и вербальная, прямая и косвенная, враждебная и инструментальная, проактивная и реактивная, а также ауто- и гетероагрессия.
Психологи выявляют факторы, вызывающие агрессивное поведение, включая биологические условия, недостатки в школьном и семейном образовании, в обществе и личностные ценностные ориентации. Обычно агрессия носит защитный характер, она служит источником активности личности, для реализации собственного творческого потенциала и стремление к работе. Человек может и должен уметь выражать агрессию в социально приемлемом поведении. Агрессивное поведение - это индивидуальное решение каждого человека. Задача преодоления своей агрессии - одна из самых сложных психологических задач.
Как мы уже говорили выше, наблюдение за поведением в разных культурах доказывает, что отношение к разнополым детям различно. Это связано с влиянием гендерных стереотипов, то есть распространенных в обществе представлений об особенностях обоих полов. Гендерные стереотипы тесно связаны с гендерными ролями. С дошкольного возраста у детей существует 4 типа сексуального поведения: мужское, женское, андрогинное и недифференцированное.
Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. Девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью по сравнению с мальчиками, они более послушны и внушаемы, а также девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям.
В настоящее время встала проблема профилактики и предупреждения агрессивного поведения учащихся младших классов. Профилактика означает, что совокупность - это совокупность государственных, социальных, медицинских, образовательных и других мер, направленных на устранение или предотвращение причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.
Профилактика должна включать в себя 3 основных направления: просвещение родителей, непосредственная работа с детьми, работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы.
Глава 2. Исследования агрессивного поведения младших школьников.
2.1. Описание методик исследования.
Цель: изучить уровень агрессивного поведения детей школьного возраста и на основании полученных результатов разработать и реализовать программу профилактики агрессивного поведения школьников с учетом гендерных особенностей.
Задачи:
1. Определить уровень агрессивности младших школьников.
2. Разработать и протестировать программу предотвращения агрессии.
3. Проверить эффективность разработанной программы.
Существует большое количество опросников, анкет, методик и диагностик на выявление агрессивного поведения у детей.
В данном исследовании для оценки агрессивного поведения мы использовали опросник исследования уровня агрессивности. Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой), а также проективную методику исследования личности «Рисунок несуществующего животного», разработанная М.3.Дукаревич.
Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессией понимается черта личности, характеризующаяся наличием деструктивных тенденций в области субъект-объектных и иных отношений. Под враждебностью понимается реакция, развивающая негативные оценки и негативные чувства по поводу событий и людей.
Методика состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Каждое из высказываний относится к одному из восьми показателей форм агрессивной или враждебной реакции. 5 + - 3. При этом обращает на себя внимание возможность достижения определенного значения, показывающего степень проявления агрессии. По количеству совпадений ответов с ключом рассчитываются индексы