ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
39
превращают
в
мировоззрение
,
она
ведет
к
потенциализму
и
нигитологии
.
Когда
все
–
процесс
и
поток
,
если
вещи
и
тела
нам
только
кажутся
в
силу
медленности
восприятия
,
то
такая
же
иллюзия
наше
«
Я
»,
сознающий
себя
человек
.
Скорость
естественной
эволюции
не
поспевает
за
скоростью
искусственных
технических
перемен
и
в
результате
происходит
своего
рода
переоценка
ценностей
:
уже
естественное
сущее
представляется
все
более
искусственным
,
феноменологическим
, «
вторичными
качествами
».
Научная
картина
мира
становится
энергийной
, «
энергетической
»,
в
ней
начинает
превалировать
идеология
процессуальности
.
Хотя
становленческая
линия
борьбы
с
человекоразмерным
бытием
не
собственно
семиотическая
,
по
ней
постмодернизм
отрывается
от
статики
структурализма
,
предполагающего
сохранение
вещей
в
качестве
самих
себя
.
Отрывается
все
активнее
,
резче
и
по
мере
приближения
синергетики
к
противостоянию
с
системностью
вступает
в
стадию
трансмодернизма
как
«
философии
иного
».
Претендуя
на
мировоззрение
,
синергетика
подрывает
базу
идентичности
человека
-
субъекта
,
делая
его
из
действительного
возможным
,
из
телесного
виртуальным
,
из
индивида
«
дивидом
»
и
«
мультивидом
».
Синергетическое
мировоззрение
коррелятивно
или
,
можно
сказать
,
создает
условия
для
того
,
чтобы
субъект
трактовался
как
рефлекс
тотально
технологизированного
общества
и
информационизма
.
Так
,
каким
он
в
этих
условиях
становится
–
функцией
,
модусом
,
сингулярностью
,
складкой
.
Итак
,
человек
-
субъект
превращается
в
сингулярность
,
некую
доиндивидуальную
,
хотя
выделяемую
из
тотальности
бытия
единицу
.
Она
безлична
,
но
не
пропадает
в
его
«
бездне
».
Это
артикулированное
,
свободно
перемещающееся
в
(
по
) «
языковой
реальности
»
образование
–
номада
.
Не
обремененное
субстратностью
,
оно
(
она
)
кочует
,
где
хочет
,
не
подчиняясь
«
власти
».
Власти
не
узко
политической
,
как
думают
,
представляя
постмодернистов
какими
-
то
борцами
за
права
человека
,
а
необходимости
и
обстоятельствам
жизни
,
ее
содержанию
, «
глубине
» -
не
подчиняясь
власти
присутствия
.
Данная
сингулярность
и
является
тем
,
что
когда
-
то
было
человеком
,
субъектом
,
индивидом
,
личностью
,
экзистенцией
,
вот
-
бытием
.
В
сравнении
с
этими
метафизически
-
антропологическими
категориями
у
нее
,
кроме
отмеченных
,
масса
других
преимуществ
.
Подобно
тому
как
через
«
поверхность
»
преодолеваются
мучившие
философию
на
протяжении
веков
оппозиции
материального
и
идеального
,
объективного
и
субъективного
,
природы
и
ее
«
зеркала
»,
так
через
сингулярность
решается
проблема
психофизического
дуализма
человека
–
тела
и
духа
,
бессознательного
и
сознания
, «
нонсенса
»
и
смысла
.
Экран
,
табло
–
это
«
представительство
другого
»,
чье
-
то
материализованное
сознание
и
идеализованная
,
превращенная
в
функцию
материя
. «
Нонсенс
и
смысл
покончили
со
своим
динамическим
противостоянием
,
и
вышли
в
соприсутствие
статичного
генезиса
–
нонсенс
поверхности
и
скользящий
по
поверхности
смысл
.
Трагическое
и
комическое
освобождают
место
новой
ценности
–
юмору
».
1
1
Там
же
,
С
. 190.
40
Ж
.
Делез
исполняет
настоящий
гимн
юмору
.
Прослушивая
его
,
не
следует
ограничиваться
эстетическими
и
литературными
оценками
.
Это
философская
категория
,
своего
рода
«
картина
мира
»,
новая
модель
бытия
,
в
котором
нет
ничего
смешного
.
Это
действительно
эзотерический
,
т
.
е
.
тайный
,
эзоповский
язык
разрушения
предметной
среды
,
необходимой
для
существования
человека
и
«
диссоциации
»
его
самого
как
субъекта
ради
их
замены
информационно
-
экранными
аналогами
.
Если
смех
,
даже
ирония
выражают
чувства
целостного
,
телесно
-
духовного
человека
,
возникающие
при
его
определенного
типа
столкновениях
с
миром
,
то
юмор
результат
сдвига
смыслов
в
тексте
.
Это
игра
понятий
,
сугубо
умственный
, «
логический
смех
»
вместо
живого
,
телесно
-
духовного
,
не
говоря
о
физиологическом
выражении
радости
бытия
в
виде
беспричинного
, «
дурацкого
»
смеха
(
обычно
молодежи
).
Но
открытые
призывы
к
элиминации
целостного
человека
встретили
бы
среди
людей
не
ставших
пленниками
информационной
реальности
,
много
противников
,
их
смех
,
гнев
или
плач
.
Поэтому
яд
лучше
вливать
незаметно
, «
логически
». «
Юмор
–
это
искусство
поверхностей
и
двойников
,
номадических
сингулярностей
и
всегда
ускользающей
случайной
точки
,
искусства
статичного
генезиса
,
сноровка
чистого
(
т
.
е
.
не
обремененного
субстратом
-
В
.
К
.)
события
и
«
четвертое
лицо
единственного
числа
» («
оно
»,
трансвестит
? -
В
.
К
.),
где
не
имеют
силы
ни
сигнификация
,
ни
денотация
,
ни
манифестация
,
а
всякая
глубина
и
высота
упразднены
»
1
.
Упразднен
,
позволим
себе
сделать
обобщение
,
реальный
предметно
-
телесный
мир
.
Включая
трансцендентный
,
куда
человек
возносится
как
духовное
существо
.
В
этом
– «
все
»
деконструктивизма
,
итог
и
смысл
его
методологических
по
(
д
)
ходов
,
борьбы
с
метафизикой
,
переписывания
истории
и
т
.
д
.
Это
природно
-
культурно
-
антропологический
элиминативизм
–
освобождение
места
для
универсального
распространения
искусственной
,
прежде
всего
информационной
реальности
.
Однажды
Ж
.
Деррида
на
докучливые
вопросы
своих
поклонников
о
том
,
«
Что
же
было
в
Начале
?»,
до
«
повторения
и
различия
»
явно
не
без
юмора
,
но
совершено
честно
сказал
: «
В
Начале
была
телефонная
линия
».
Поклонники
юмора
не
поняли
и
до
сих
пор
спорят
,
что
за
загадку
загадал
им
великий
человек
.
О
ней
пишут
в
энциклопедиях
как
о
чудачестве
,
которое
позволяют
себе
,
подобно
эстрадным
звездам
,
некоторые
философские
мэтры
.
И
здесь
подтверждается
правота
тезиса
постмодернизма
,
что
текст
создается
не
столько
автором
,
сколько
читателями
.
Ж
.
Деррида
открыто
объявляет
,
что
его
философия
есть
модель
информационной
реальности
и
рефлекс
computer
science ,
тем
более
,
что
в
годы
,
когда
его
спрашивали
,
в
интернет
можно
было
войти
лишь
по
телефону
,
но
ему
не
верят
.
Слишком
просто
.
Оскорбительная
ясность
,
как
сказал
бы
Ницше
.
Правда
,
к
извинению
«
читателя
»,
Деррида
одновременно
маскирует
суть
дела
томами
текстов
препарирующих
развитие
человечества
под
развитие
искусственного
интеллекта
, «
при
этом
так
,
чтобы
он
казался
естественным
».
Его
грамматология
заменяет
все
когда
-
либо
бывшие
виды
субстанции
и
онтологию
. «
Телефон
»
был
раньше
«
Большого
взрыва
»
и
1
Там
же
,
С
. 190.
41
господа
Бога
. «
Мы
все
живем
внутри
Универсального
Компьютера
» –
эти
последние
открытия
физики
Деррида
со
своим
телефоном
сделал
намного
раньше
,
изначально
и
парадигмально
.
Прежние
факты
,
взгляды
и
теории
уродуются
методами
деконструктивистской
оперативной
хирургии
,
превращаясь
в
«
безбородого
Маркса
,
бородатого
Гегеля
и
усатую
Джоконду
»,
т
.
е
.
в
какие
угодно
«
автору
!»
Но
при
наличии
подобных
откровенных
признаний
,
а
«
телефонное
»
не
единственное
,
и
открытого
про
(
ре
)
кламирования
теоретического
произвола
,
разобраться
в
этом
воинствующем
презентизме
все
-
таки
можно
.
И
нужно
.
Новые
идеологии
как
правило
агрессины
,
стремятся
к
«
абсолютизации
».
В
данном
случае
поражает
размах
,
цинизм
агрессии
,
хотя
они
адекватны
масштабу
наступления
искусственного
виртуального
мира
на
естественный
.
Назначение
философии
,
если
она
хочет
служить
благу
человека
,
в
том
,
чтобы
видеть
и
«
разруливать
»
такого
рода
аберрации
.
К
сожалению
,
ослепленная
прогрессом
технонауки
,
она
(
их
)
видит
все
хуже
.
Видно
мальчиков
в
ней
,
которые
могли
бы
по
достоинству
оценить
новое
грамматологическое
платье
постмодернистских
королей
,
все
меньше
.
Открытое
тоталитарно
-
технологическое
общество
враждебно
рефлексии
и
игнорирует
мыслящее
мировоззрение
.
Оно
подавляет
в
себе
последние
живые
элементы
.
Однако
вернемся
,
вернее
,
подключимся
к
Началу
,
т
.
е
.
в
Сеть
.
Из
нее
«
нутри
»,
вернее
поверхности
,
легче
понять
всю
неуместность
присутствия
в
ней
субъекта
.
Уже
не
в
плане
его
телесности
как
совместной
с
любым
объектом
неуместности
присутствия
в
семиосфере
,
а
с
точки
зрения
его
собственной
теоретической
специфики
.
Субъект
несет
в
себе
Центр
–
по
определению
.
Он
,
в
отличие
от
объектного
,
страдательного
залога
–
залог
действительный
.
У
Канта
он
стал
солнцем
,
вокруг
которого
вращается
Земля
,
у
Фихте
дело
дошло
до
креативного
солипсизма
:
Я
порождает
не
-
Я
,
не
говоря
о
библейском
Все
-
вышнем
Субъекте
как
создателе
Все
-
ленной
.
Центризм
–
атрибут
субъекта
.
Он
несет
в
себе
признание
вертикального
измерения
сущего
,
наличия
у
него
субординирующих
параметров
,
его
иерархическое
устройство
.
Признание
глубины
и
высоты
,
объемов
и
протяженности
прямо
противоречит
апологии
поверхностей
и
экранов
.
Центризм
означает
,
что
мир
является
или
должен
быть
Территорией
,
Системой
,
у
которой
есть
организующий
фактор
,
Бог
или
человек
как
цели
в
себе
.
Если
он
не
присущ
самому
миру
,
то
мы
его
примысливаем
в
силу
логики
метафизического
мышления
.
Деревья
растут
не
только
в
лесах
,
но
и
в
голове
.
И
вот
вместо
них
в
наших
головах
прорастает
«
ризома
»
как
«
первый
набросок
», «
проба
пера
»
новой
несистемной
логики
.
Логики
сетей
,
по
которой
функционирует
информационная
реальность
.
Сетевая
логика
–
антипод
иерархии
земного
притяжения
с
ее
центризмом
и
вертикальностью
,
ядром
и
периферией
.
Это
чистый
, «
бездомный
»
релятивизм
и
коннекционизм
космической
невесомости
и
виртуалистики
,
когда
все
может
быть
всем
.
А
(
нти
)
центризм
–
теоретический
фундамент
борьбы
с
этно
-
фалло
-
фоноцентризмом
как
неотъемлемыми
свойствами
человека
и
субъекта
.
Удаление
общего
центра
обрушивает
все
конкретные
периферийные
центризмы
.
Деконструкция
центра
–
центральный
момент
в
«
растворении
»
субъекта
.
Но
42
поскольку
субъект
все
же
не
тождественен
центру
,
то
после
уничтожения
последнего
,
от
него
остается
«
субъективное
»
или
«
субъектность
».
Фактически
это
означает
низведение
субъекта
до
статуса
объекта
,
только
особого
рода
и
состояния
.
В
контексте
«
территориальной
»
системно
-
структурной
методологии
субъект
как
субъектность
предстает
функцией
системы
,
модусом
или
складкой
структуры
.
О
«
складке
»,
складывании
и
складчатости
,
о
«
сгибах
и
карманах
»
как
о
том
,
что
остается
после
субъекта
,
больше
всего
писал
М
.
Фуко
.
У
Ж
.
Делеза
вместо
субъекта
сингулярность
,
у
Ж
.
Деррида
подпись
,
у
М
.
Фуко
складка
.
Они
,
однако
,
не
противостоят
друг
другу
.
За
небольшими
различиями
эти
понятия
открывают
дорогу
топологическому
описанию
явлений
информационной
реальности
,
их
графическому
выражению
.
Субъектное
,
наконец
,
становится
гомогенным
природе
Сети
,
ее
топологической
конфигурации
.
Теперь
«
Бытие
»
действительно
Едино
.
Оно
стало
количеством
и
информацией
.
Информационная
реконструкция
субъекта
,
дополненная
и
продолженная
ниспровержением
Логоса
,
логоцентризма
и
замена
его
Письмом
(
про
-
граммологией
)
трансформирует
философию
,
как
и
гуманитарное
познание
вообще
в
топологию
и
исчисление
.
Другими
словами
,
она
ее
(
его
)
ликвидирует
.
Грамматология
– «
золы
угасшъй
прах
»
онтологии
.
Конфликт
двух
культур
завершается
полной
победой
науки
.
Науки
на
новом
,
дигитальном
основании
.
Топология
и
исчисление
в
совокупности
являются
количественно
-
математическим
аналогом
качественного
естественно
-
феноменологического
мышления
.
Аналогом
и
антиподом
.
После
перехода
от
мифа
к
логосу
,
от
преимущественно
чувственного
восприятия
мира
к
рациональному
,
человечество
совершает
второй
великий
исторический
переход
от
логоса
к
матезису
,
когда
«
живая
»
ценностно
-
целевая
рациональность
заменяется
отчужденной
от
субъекта
технологией
информационных
преобразований
.
Поворот
,
который
в
его
судьбе
может
стать
последним
.
Что
касается
свободы
и
самости
,
других
неотъемлемых
от
субъекта
атрибутов
,
то
после
его
информационной
реконструкции
,
говорить
о
них
не
имеет
смысла
.
Вопрос
решается
автоматически
.
Свободу
всегда
ограничивала
власть
«
материи
»
или
«
Бога
».
Сеть
–
это
артикулированный
,
детерриториализованный
хаос
,
потенция
,
ничто
,
т
.
е
.
свобода
.
Абсолютная
.
Абсолютная
-
и
«
беспредметная
».
Абсолютная
,
но
«
в
сетях
»:
субъектная
,
складчатая
,
сингулярная
,
номадическая
.
Без
имени
собственного
.
Постчеловеческая
.
В
отношении
традиционных
представлений
о
субъекте
как
воплощении
свободы
в
мире
мы
ограничимся
мифо
-
лого
-
поэзоцентристским
воспоминанием
:
«
Основано
от
века
По
воле
Бога
самого
Самостояние
человека
Залог
величия
его
».
Вряд
ли
такие
строки
А
.
С
.
Пушкин
мог
посвятить
человеческому
фактору
и
субъектности
,
воспевать
любовь
к
телу
без
органов
и
телу
без
пространства
,
заботиться
о
судьбе
сингулярности
и
складки
.
Само
-
стоятельный
человек
,
43
человек
как
цель
,
а
не
средство
–
наследие
допотопной
,
доинформационно
-
новационной
эры
.
Пока
она
не
завершилась
,
есть
возможность
заняться
рассмотрением
того
, «
что
день
грядущий
нам
готовит
».
Как
,
предполагается
,
де
(
ре
)
конструированный
человек
будет
жить
дальше
?
Или
«
кто
»
в
-
место
него
?
Вопросы
в
помощь
самостоятельному
осознанию
темы
:
1)
«
От
слова
к
телу
» -
как
вы
понимаете
этот
девиз
постмодернизма
?
2)
Что
такое
«
тело
без
органов
»?
3)
Что
такое
«
тело
без
пространства
»?
4)
«
Смерть
субъекта
» –
как
вы
понимаете
этот
девиз
постмодернизма
?
5)
Кто
/
что
занимает
место
субъекта
в
постмодернистской
философии
?
44
Тема
5.
Перед
заходом
солнца
(
деконструкция
пола
и
умирание
любви
в
техническом
мире
)
Источник
жизни
,
высшая
ценность
духа
Жизнь
как
пламя
.
Ей
все
время
нужен
новый
материал
.
Способность
размножаться
,
воспроизводить
себе
подобные
существа
взамен
сгоревших
при
обмене
веществ
является
признаком
отличия
живого
от
неживого
.
Примитивные
организмы
могут
производить
идентичное
потомство
простым
делением
(
бинарное
,
множественное
,
фрагментацией
,
спорами
,
клонированием
,
почкованием
),
у
высших
обязательно
взаимодействие
разных
по
наследственным
и
морфофизиологическим
характеристикам
особей
.
У
них
образуется
пол
,
благодаря
чему
генетические
изменения
из
обусловленных
случайными
мутациями
,
превращаются
в
постоянный
механизм
отбора
полезных
свойств
, "
встроенный
"
в
эволюцию
биоты
.
Возникновение
полового
деления
и
есть
граница
между
низшей
и
высшей
формами
жизни
на
Земле
.
Это
была
подлинно
сексуальная
революция
.
В
рамках
развития
и
совершенствования
живого
она
по
своему
значению
сравнима
с
появлением
органических
существ
вообще
.
Половая
стратегия
жизни
предполагает
,
что
субстратное
разделение
особей
сопровождается
обратной
тягой
к
единству
,
влечением
к
образованию
нового
целого
и
тем
самым
восстановлению
онтологической
тождественности
вида
.
Бинарная
поляризация
субстрата
компенсируется
энергией
соединения
.
Кроме
наследственных
биологических
выгод
возникновение
полов
увеличивает
эффективность
взаимодействия
с
внешней
средой
.
Оно
целесообразно
поведенчески
,
когда
к
особи
предъявляются
противонаправленные
требования
:
быть
спокойной
,
например
,
при
рождении
и
воспитании
потомства
или
быть
агрессивной
,
продолжая
защищать
свою
территорию
;
охотиться
ради
собственного
выживания
или
кормить
детенышей
;
быть
ориентированной
вовне
или
вовнутрь
.
Одновременное
действие
по
противонаправленным
векторам
дисфункционально
,
сужает
возможности
видового
прогресса
.
Деление
по
полам
решает
эту
задачу
,
закладывая
более
адекватную
структуру
ответа
на
вызов
сталкивающихся
друг
с
другом
сил
.
Разделение
функций
"
по
полам
"
первый
шаг
к
сложности
и
получению
эмерджентного
выигрыша
.
На
этот
путь
тем
или
иным
образом
встали
все
высшие
существа
.
Диалектика
пола
является
выражением
общего
нарастания
сложности
развития
живого
.
В
мифах
и
философии
древних
она
обычно
распространялась
на
мироздание
в
целом
.
Соединение
и
разделение
,
любовь
и
вражда
рассматриваются
как
силы
,
пронизывающие
любое
сущее
.
Космос
живой
,
имеет
края
и
полюсы
,
он
намаг
/
н
/
ичен
,
напряжен
,
в
силу
чего
представляется
как
Мировая
Душа
,
Абсолютный
Дух
,
Бог
.
Возникновение
человеческого
духа
настолько
связано
с
полом
,
что
наряду
с
объяснением
этого
события
божественным
Актом
или
совместным
трудом
,
в
некоторых
теориях
его
предлагают
считать
результатом
противоречия
между
влечением
и
социальностью
.
Табуирование
инстинктов
,
особенно
такого
45
фундаментального
как
половой
,
рождает
воображение
,
а
потом
мысли
.
Во
всяком
случае
признано
,
что
первобытная
культура
,
протокультура
пронизана
сексуальностью
,
вращается
вокруг
гениталий
.
Половые
отношения
лежат
в
основе
матриархата
,
когда
вся
жизнь
,
пока
не
знали
отцов
,
организовывалась
вокруг
рождения
и
воспитания
потомства
.
Хотя
значение
физической
силы
и
агрессивности
на
охоте
,
в
удовлетворении
инстинктов
и
борьбе
с
враждебными
племенами
было
выше
,
чем
когда
-
либо
,
структура
социальных
отношений
определялась
прямым
родством
и
кровью
,
по
материнской
линии
.
Лишь
с
появлением
возможности
производить
больше
,
чем
сразу
съедали
,
то
есть
накопления
,
а
потом
собственности
и
классов
(
да
простят
мне
этот
"
марксизм
"
представители
новой
идеологической
конъюнктуры
)
возникают
семья
и
патриархат
.
Семья
(
сем
я
)
по
своей
сути
означает
появление
отцовства
,
она
всегда
патриархальна
,
эти
институты
рождались
и
исчезают
вместе
.
Возникновение
семьи
было
первым
поражением
почти
еще
природной
сексуальности
от
культуры
.
Отныне
семья
- "
ячейка
общества
".
Сексуальность
перестает
быть
непосредственной
и
спонтанной
,
она
не
просто
структурируется
,
а
целенаправленно
,
потребностями
новых
социально
-
экономических
форм
жизни
регулируется
.
Регламентирующее
вторжение
культуры
в
свободу
секса
порождает
лицемерие
(
желания
,
которые
трудно
скрыть
,
приходится
закрывать
набедренными
повязками
)
и
…
любовь
,
предпосылки
к
ней
.
Если
в
происхождении
сознания
в
целом
из
напряжения
между
желаниями
и
запретами
можно
сомневаться
,
то
в
отношении
морали
и
любви
это
кажется
бесспорным
.
Становление
индивида
как
личности
шло
рука
об
руку
с
процессом
его
выделения
из
рода
,
а
потом
и
общины
.
Между
родом
и
личностью
образуется
разрыв
,
который
в
ходе
истории
расширяется
.
Его
можно
считать
выражением
драмы
взаимодействия
природы
и
культуры
.
Их
противоречие
разрешалось
прежде
всего
через
изменение
места
половых
отношений
в
обществе
,
способов
реализации
"
основного
инстинкта
".
На
стороне
рода
-
телесность
,
потребности
продолжения
природно
-
биологического
существования
человека
,
радость
,
которую
он
получает
от
их
удовлетворения
,
на
стороне
личности
-
сознание
,
хотя
вначале
еще
"
родовое
",
связанное
с
овладением
внешней
природой
,
ее
использованием
ради
облегчения
жизни
,
удовлетворения
от
достигаемых
целей
.
Воздвигаемые
перед
непосредственной
чувственностью
препятствия
,
ее
"
преследование
"
вплоть
до
подавления
,
вели
к
усложнению
и
сублимации
переживаний
,
их
возгонке
в
более
тонкое
состояние
.
Но
как
бы
это
соотношение
родового
и
индивидуального
ни
менялось
,
закон
сохранения
человека
в
качестве
особого
биологического
вида
ставил
ему
границы
:
поддерживать
тягу
к
единству
,
взаимное
влечение
полов
,
служа
тем
самым
источником
продолжения
жизни
.
Считается
,
что
связывать
с
полом
все
формы
любви
:
чувство
красоты
,
дружбу
,
симпатию
,
милосердие
,
любовь
к
Богу
(
как
делал
,
в
частности
,
З
.
Фрейд
), -
значит
вульгаризировать
проблему
.
Вряд
ли
,
однако
,
будет
убедительнее
эту
связь
совершенно
разрывать
.
Да
,
стороны
здесь
полярны
:
от
"
никакой
любви
нет
",
в
лучшем
случае
,
она
"
ловушка
для
воспроизводства
46
вида
",
в
которую
,
подразумевается
,
умный
человек
не
попадет
,
до
: "
любовь
-
божественная
(
космическая
)
сила
",
к
которой
секс
не
имеет
отношения
.
Эта
полярность
факт
,
но
она
континуальна
.
Исключая
,
отрицая
,
ее
стороны
предполагают
друг
друга
.
Это
не
две
разные
субстанции
,
хотя
бы
и
в
единстве
,
а
одна
,
хотя
в
разных
состояниях
.
Половое
деление
–
континуальное
деление
и
идентичность
человека
как
Homo sapiens
обусловлена
сохранением
этой
континууальности
как
таковой
.
Потеряв
способность
к
любви
,
он
не
возвратится
в
животное
и
даже
в
варвара
,
а
утратив
интерес
к
сексу
,
он
не
станет
ангелом
и
даже
святым
.
Это
будет
трансформация
в
какое
-
то
иное
качество
,
которая
сейчас
практически
начинается
.
Пока
же
надо
напомнить
о
высочайшей
ценности
любви
,
до
сих
пор
признававшейся
человечеством
.
Как
впрочем
и
секса
,
ибо
мы
договорились
,
различая
корни
и
вершину
дерева
,
их
,
считая
единой
сущностью
,
не
разделять
(
чтобы
нее
наломать
дров
).
О
ценности
любви
пора
именно
напоминать
.
Вряд
ли
в
техническую
,
поставившую
под
вопрос
все
природное
,
эпоху
,
о
ней
можно
сказать
что
-
либо
лучше
,
чем
прежде
.
Мифы
и
великие
философские
учения
Древнего
Востока
,
Камасутра
и
притчи
царя
Соломона
воспевают
любовь
как
главное
в
жизни
человека
.
Ею
пропитана
почва
,
на
которой
выросла
и
европейская
культура
.
"Omnium procedit ex amore" (
Все
происходит
от
любви
) -
утверждали
римляне
.
Или
христианство
: "
Бог
есть
любовь
",
Евангелие
(
Благая
весть
) -
это
весть
о
любви
Бога
к
людям
.
Соответственно
,
основной
заповедью
их
жизни
должна
быть
любовь
к
ближнему
.
Люби
и
делай
что
хочешь
,
формулирует
суть
христианской
морали
Августин
Блаженный
.
Как
смысл
бытия
,
как
синоним
счастья
любовь
рассматривалась
в
эпоху
Возрождения
и
в
Новое
время
.
Не
только
духовная
,
на
что
делало
упор
христианство
,
но
и
телесная
. "
Доставшиеся
нам
несколько
глотков
волшебного
напитка
любви
, -
говорил
Гете
,
искупают
все
тяготы
жизни
".
Любовь
-
это
солнце
,
вокруг
которого
вращается
человеческая
жизнь
,
она
во
взлетах
творческого
вдохновения
и
страданиях
,
святости
и
неврозах
-
в
литературе
,
живописи
,
остальных
формах
искусства
. "All
you need is love" (
Все
,
в
чем
Вы
нуждаетесь
-
это
любовь
)
дает
совет
нашим
современникам
,
пожалуй
,
последний
выдающийся
представитель
гуманизма
Э
.
Фромм
.
Признание
абсолютной
ценности
любви
можно
найти
не
только
в
высокой
,
но
и
массовой
,
молодежной
культуре
,
хотя
все
больше
в
какой
-
то
печальной
,
пугающей
тональности
.
Послушай
,
что
я
скажу
,
Тебе
не
стоит
жить
.
Послушай
,
что
я
скажу
,
Ты
разучился
любить
.
Голубую
сетку
вен
порви
скорей
.
Послушай
,
что
я
скажу
,
Себя
убей
!
Эти
и
подобные
настроения
стали
распространяться
после
,
как
считается
,
великого
торжества
пола
,
происшедшего
во
2-
ой
половине
ХХ
века
в
передовых
странах
Запада
,
когда
в
результате
распространения
сексуальности
47
"
вширь
и
вглубь
",
перед
людьми
открылись
невиданные
,
небывалые
возможности
удовлетворения
всех
чувственных
влечений
и
духовных
желаний
.
Парасексуальная
революция
:
пейзаж
после
битвы
Существо
событий
,
которые
принято
называть
сексуальной
революцией
,
состоит
в
том
,
что
эротико
-
физиологическое
удовольствие
,
всегда
являвшееся
средством
, "
приманкой
"
для
продолжения
рода
,
отрывается
от
своей
основы
и
приобретает
самостоятельное
значение
.
Становится
самоцелью
.
Репродуктивная
функция
взаимодействия
полов
вытесняется
рекреационно
-
гедонистической
.
Тем
самым
пол
,
сексуальность
в
их
природно
-
биологическом
смысле
отменяются
.
Органы
размножения
наличествуют
,
но
"
недействительны
".
С
точки
зрения
продолжения
рода
образуется
как
бы
тело
без
пола
.
А
вообще
,
без
"
как
бы
".
По
определению
Всемирной
Организации
Здравоохранения
(
ВОЗ
) "
сексуальность
-
это
способность
рождения
,
продолжения
рода
".
Оно
совпадает
с
тысячелетними
представлениями
человечества
о
половой
любви
как
причине
жизни
.
На
поддержание
её
такого
предназначения
были
направлены
и
социальные
регуляторы
.
Иные
формы
использования
сексуальной
энергии
-
внебрачные
или
внесемейные
связи
,
проституция
,
порнография
,
нарциссизм
,
онанизм
,
гомосексуализм
и
т
.
п
.
рассматривались
как
отклонения
от
природы
вещей
и
патология
.
Они
осуждались
обычаем
,
моралью
и
религией
,
преследовались
юридически
.
Вплоть
до
предания
смерти
.
Отныне
подобному
отношению
положен
конец
.
Открытые
либеральные
общества
провозглашают
терпимость
к
любым
способам
сексуального
удовлетворения
,
если
они
осуществляются
по
соглашению
сторон
и
не
причиняют
вреда
другим
индивидуумам
.
Сексуальность
больше
не
связывается
с
продолжением
рода
.
Обычное
интимное
взаимодействие
мужчины
и
женщины
,
даже
если
оно
вне
семьи
и
с
предохранением
от
нежелательных
последствий
,
называется
теперь
"
традиционным
сексом
".
То
есть
тем
,
что
когда
-
то
возникнув
,
не
подкрепляется
потребностями
настоящего
времени
и
существует
по
инерции
.
Все
,
кто
живет
обычной
половой
жизнью
–
консерваторы
,
традиционалисты
и
фундаменталисты
,
если
уже
не
экстремисты
.
Во
всяком
случае
,
защищать
ее
они
не
должны
–
объявят
нарушителем
толерантности
.
Что
касается
главной
функции
половых
отношений
-
рождения
детей
,
да
еще
в
семье
-
эти
,
на
фоне
общего
уровня
сексуальной
жизни
чрезвычайно
редкие
акты
,
приобретают
статус
пережитков
прошлого
,
на
смену
которым
разрабатываются
более
прогрессивные
способы
воспроизводства
человека
.
В
связи
с
утратой
полом
своей
сущностной
природной
роли
,
происшедшую
сексуальную
революцию
правильнее
называть
контрсексуальной
.
Или
сексуальной
контрреволюцией
.
Оценивая
же
ее
не
с
биологических
или
морально
-
религиозных
позиций
,
а
по
социальному
содержанию
и
в
то
же
время
отдавая
отчет
в
эволюционном
значении
возведения
в
норму
побочных
рекреационно
-
гедонистических
форм
эксплуатации
сексуальной
энергии
,
48
данный
феномен
целесообразнее
всего
характеризовать
как
парасексуализм
.
Сексуальная
(
контр
)
революция
-
это
парасексуальная
революция
.
В
более
конкретном
рассмотрении
содержания
новой
сексуальности
мы
позволим
себе
опереться
на
итоговую
статью
одного
из
видных
ее
российских
идеологов
и
апологетов
.
1
Она
замечательна
как
образец
обстоятельного
и
в
то
же
время
«
ползучего
»,
чисто
эмпирического
подхода
к
социально
-
антропологическим
процессам
.
В
ней
представлен
своего
рода
идеальный
тип
либерального
сознания
,
озабоченного
свободой
индивидуума
и
совершенно
не
принимающего
и
не
понимающего
связи
его
судьбы
с
судьбой
рода
,
перспективами
человечества
как
целого
.
А
те
,
кто
эту
связь
видят
,
о
ней
задумываются
и
,
не
дай
бог
,
не
согласны
с
необходимостью
"
полной
сексуальной
реализации
личности
"
предстают
как
те
самые
традиционалисты
,
фундаменталисты
и
консерваторы
,
т
.
е
.
противники
всего
нового
и
прогрессивного
.
Помеха
цивилизации
.
Итак
,
что
мы
имеем
в
активе
: "
Нормализация
гомосексуальности
-
первый
случай
индивидуально
-
групповых
ценностей
,
не
укладывающихся
в
прокрустово
ложе
полового
диморфизма
,
гендерной
биполярности
и
репродуктивной
модели
сексуальности
.
Постепенно
такого
же
признания
добиваются
и
другие
сексуальные
меньшинства
(
транссексуалы
,
трансвеститы
,
садомазохисты
и
др
.)…
2
Существеннный
сдвиг
в
сексуальных
установках
конца
ХХ
в
. -
нормализация
аутоэротизма
и
мастурбации
.
Мастурбационная
тревожность
и
чувство
вины
по
этому
поводу
,
отравлявшая
жизнь
бесчисленным
поколениям
мужчин
и
женщин
,
постепенно
отходят
в
прошлое
…
Исключительно
важной
формой
сексуального
удовлетворения
становится
виртуальный
секс
,
особенно
для
людей
,
которым
по
тем
или
иным
причинам
трудно
реализовать
свои
эротические
желания
лицом
к
лицу
…
Меняются
функции
коммерческого
секса
(
проституции
).
Чтобы
понять
это
нужно
изучать
и
типологизировать
не
только
и
не
столько
сексработниц
и
учреждения
сексуального
обслуживания
,
сколько
их
клиентов
".
Остаются
,
правда
,
некоторые
недоразумения
с
педофилами
,
так
как
они
"
вызывают
сильную
эмоциональную
реакцию
со
стороны
общества
,
которую
консервативные
силы
часто
используют
для
разжигания
истерии
в
средствах
информации
.
В
спорах
на
эти
тем
зачастую
непонятно
идет
ли
речь
о
защите
детей
от
сексуальных
посягательств
со
стороны
взрослых
или
их
собственной
пробуждающейся
сексуальности
"
3
.
Несмотря
на
подчеркнуто
объективистский
стиль
,
текст
явно
напрашивается
на
восклицательные
знаки
-
ликования
или
негодования
,
которые
читатель
,
в
зависимости
от
убеждений
и
ориентаций
,
может
поставить
сам
.
"
Консервативные
силы
",
отвергая
плюралистический
секс
,
обычно
апеллируют
к
нравственности
и
Богу
.
Но
для
техногенного
человека
с
его
преимущественно
сциентистско
-
атеистическим
сознанием
,
это
слова
,
к
которым
1
См
.:
Кон
И
.
С
.
Человеческие
сексуальности
на
рубежеХХ
I
века
. //
Вопросы
философии
. 2000.
№
8.
2
Там
же
,
С
. 35.
3
Там
же
,
С
. 36.