ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

39 

превращают

 

в

 

мировоззрение

она

 

ведет

 

к

 

потенциализму

 

и

 

нигитологии

Когда

 

все

 – 

процесс

 

и

 

поток

если

 

вещи

 

и

 

тела

 

нам

 

только

 

кажутся

 

в

 

силу

 

медленности

  

восприятия

то

 

такая

 

же

 

иллюзия

 

наше

 «

Я

», 

сознающий

 

себя

 

человек

Скорость

 

естественной

 

эволюции

 

не

 

поспевает

 

за

 

скоростью

 

искусственных

  

технических

 

перемен

 

и

 

в

 

результате

 

происходит

 

своего

 

рода

 

переоценка

 

ценностей

уже

  

естественное

 

 

сущее

 

представляется

 

все

 

более

 

искусственным

феноменологическим

, «

вторичными

 

качествами

».  

Научная

 

картина

 

мира

 

становится

 

энергийной

, «

энергетической

», 

в

 

ней

 

начинает

 

превалировать

 

идеология

 

процессуальности

Хотя

 

становленческая

 

линия

 

борьбы

 

с

 

человекоразмерным

 

бытием

 

не

 

собственно

 

семиотическая

по

 

ней

 

постмодернизм

 

отрывается

 

от

 

статики

   

структурализма

предполагающего

 

сохранение

 

вещей

 

в

 

качестве

 

самих

 

себя

Отрывается

 

все

 

активнее

резче

 

и

 

по

 

мере

 

приближения

 

синергетики

 

к

 

противостоянию

 

с

   

системностью

 

вступает

 

в

 

стадию

 

трансмодернизма

   

как

  «

философии

 

иного

». 

Претендуя

 

на

 

мировоззрение

синергетика

 

подрывает

 

базу

 

идентичности

 

человека

-

субъекта

делая

 

его

 

из

 

действительного

 

возможным

из

 

телесного

 

виртуальным

из

 

индивида

  «

дивидом

» 

и

  «

мультивидом

». 

Синергетическое

 

мировоззрение

 

коррелятивно

 

или

можно

 

сказать

создает

 

условия

 

для

 

того

чтобы

 

субъект

 

трактовался

   

как

 

рефлекс

 

тотально

 

технологизированного

   

общества

 

и

 

информационизма

Так

каким

 

он

 

в

 

этих

 

условиях

 

становится

 – 

функцией

модусом

сингулярностью

складкой

Итак

человек

-

субъект

 

превращается

 

в

 

сингулярность

некую

 

доиндивидуальную

хотя

   

выделяемую

 

из

 

тотальности

 

бытия

 

единицу

Она

 

безлична

но

 

не

 

пропадает

 

в

 

его

  «

бездне

». 

Это

 

артикулированное

свободно

 

перемещающееся

 

в

  (

по

) «

языковой

 

реальности

» 

образование

 – 

номада

.  

Не

 

обремененное

 

субстратностью

оно

  (

она

)  

кочует

где

 

хочет

не

 

подчиняясь

 

«

власти

». 

Власти

 

не

 

узко

 

политической

как

   

думают

представляя

 

постмодернистов

 

какими

-

то

 

борцами

 

за

 

права

 

человека

а

 

необходимости

 

и

 

обстоятельствам

 

жизни

ее

 

содержанию

, «

глубине

» - 

не

 

подчиняясь

 

власти

 

присутствия

.  

Данная

 

сингулярность

 

и

 

является

 

тем

что

 

когда

-

то

 

было

 

человеком

субъектом

индивидом

личностью

экзистенцией

вот

-

бытием

В

 

сравнении

 

с

 

этими

 

метафизически

-

антропологическими

 

категориями

 

у

 

нее

кроме

 

отмеченных

масса

 

других

 

преимуществ

Подобно

 

тому

 

как

 

через

 

«

поверхность

» 

преодолеваются

 

мучившие

 

философию

   

на

 

протяжении

 

веков

 

оппозиции

 

материального

 

и

 

идеального

объективного

 

и

 

субъективного

природы

 

и

 

ее

  «

зеркала

», 

так

 

через

 

сингулярность

 

решается

   

проблема

 

психофизического

 

дуализма

 

человека

 – 

тела

 

и

 

духа

бессознательного

 

и

 

сознания

, «

нонсенса

» 

и

 

смысла

Экран

табло

 – 

это

  «

представительство

 

другого

», 

чье

-

то

 

материализованное

 

сознание

 

и

 

идеализованная

превращенная

 

в

 

функцию

 

материя

. «

Нонсенс

 

и

 

смысл

 

покончили

 

со

 

своим

 

динамическим

 

противостоянием

,  

и

 

вышли

 

в

 

соприсутствие

   

статичного

 

генезиса

 – 

нонсенс

 

поверхности

 

и

   

скользящий

 

по

 

поверхности

 

смысл

Трагическое

 

и

 

комическое

 

освобождают

 

место

 

новой

 

ценности

 – 

юмору

».

1

  

                                                 

1

 

Там

 

же

С

. 190. 

 

40 

Ж

Делез

 

исполняет

 

настоящий

 

гимн

 

юмору

Прослушивая

 

его

не

 

следует

  

ограничиваться

   

эстетическими

 

и

 

литературными

 

оценками

Это

   

философская

 

категория

своего

 

рода

  «

картина

 

мира

», 

новая

 

модель

 

бытия

в

   

котором

   

нет

 

ничего

 

смешного

Это

 

действительно

 

эзотерический

т

.

е

тайный

эзоповский

 

язык

 

разрушения

 

предметной

 

среды

необходимой

 

для

 

существования

 

человека

 

и

  «

диссоциации

» 

его

 

самого

 

как

   

субъекта

 

ради

 

их

 

замены

 

информационно

-

экранными

 

аналогами

Если

 

смех

даже

 

ирония

 

выражают

 

чувства

 

целостного

телесно

-

духовного

 

человека

возникающие

 

при

 

его

 

определенного

 

типа

 

столкновениях

 

с

 

миром

то

 

юмор

 

результат

 

сдвига

 

смыслов

 

в

 

тексте

Это

 

игра

 

понятий

сугубо

 

умственный

, «

логический

 

смех

» 

вместо

 

живого

телесно

-

духовного

не

 

говоря

 

о

 

физиологическом

 

выражении

 

радости

 

бытия

   

в

 

виде

 

беспричинного

, «

дурацкого

» 

смеха

 (

обычно

 

молодежи

). 

Но

 

открытые

 

призывы

 

к

 

элиминации

 

целостного

 

человека

 

встретили

 

бы

 

среди

 

людей

 

не

 

ставших

 

пленниками

   

информационной

 

реальности

много

 

противников

их

 

смех

гнев

 

или

 

плач

Поэтому

 

яд

 

лучше

   

вливать

 

незаметно

, «

логически

». «

Юмор

 – 

это

 

искусство

 

поверхностей

 

и

 

двойников

номадических

 

сингулярностей

   

и

 

всегда

 

ускользающей

 

случайной

 

точки

искусства

 

статичного

 

генезиса

сноровка

 

чистого

  (

т

.

е

не

 

обремененного

 

субстратом

 - 

В

.

К

.) 

события

 

и

  «

четвертое

   

лицо

 

единственного

 

числа

» («

оно

», 

трансвестит

? - 

В

.

К

.), 

где

   

не

 

имеют

 

силы

 

ни

 

сигнификация

ни

 

денотация

ни

 

манифестация

а

 

всякая

 

глубина

 

и

 

высота

 

упразднены

»

1

Упразднен

,  

позволим

 

себе

 

сделать

 

обобщение

реальный

 

предметно

-

телесный

 

мир

Включая

 

трансцендентный

куда

 

человек

 

возносится

 

как

 

духовное

 

существо

В

 

этом

 – «

все

» 

деконструктивизма

итог

 

и

 

смысл

 

его

 

методологических

 

по

(

д

)

ходов

борьбы

 

с

 

метафизикой

переписывания

 

истории

 

и

 

т

.

д

Это

 

природно

-

культурно

-

антропологический

 

элиминативизм

 – 

освобождение

 

места

 

для

 

универсального

 

распространения

 

искусственной

прежде

 

всего

  

информационной

 

реальности

.

 

Однажды

 

Ж

Деррида

 

на

 

докучливые

 

вопросы

 

своих

 

поклонников

   

о

 

том

«

Что

 

же

 

было

 

в

 

Начале

?», 

до

  «

повторения

 

и

 

различия

» 

явно

 

не

 

без

 

юмора

но

 

совершено

   

честно

 

сказал

: «

В

 

Начале

 

была

 

телефонная

 

линия

». 

Поклонники

 

юмора

 

не

 

поняли

 

и

 

до

 

сих

 

пор

 

спорят

что

 

за

 

загадку

 

загадал

 

им

 

великий

 

человек

О

 

ней

 

пишут

   

в

 

энциклопедиях

 

как

 

о

 

чудачестве

которое

 

позволяют

 

себе

подобно

 

эстрадным

 

звездам

некоторые

 

философские

 

мэтры

И

 

здесь

 

подтверждается

 

правота

 

тезиса

 

постмодернизма

что

 

текст

 

создается

 

не

 

столько

 

автором

сколько

 

читателями

Ж

Деррида

 

открыто

 

объявляет

что

 

его

 

философия

 

есть

 

модель

 

информационной

 

реальности

 

и

 

рефлекс

    computer 

science , 

тем

 

более

что

 

в

 

годы

когда

 

его

 

спрашивали

в

 

интернет

 

можно

 

было

 

войти

 

лишь

 

по

 

телефону

но

 

ему

 

не

 

верят

Слишком

 

просто

Оскорбительная

 

ясность

как

 

сказал

 

бы

 

Ницше

Правда

к

 

извинению

  «

читателя

», 

Деррида

 

одновременно

 

маскирует

   

суть

 

дела

 

томами

 

текстов

 

препарирующих

 

развитие

 

человечества

 

под

 

развитие

 

искусственного

 

интеллекта

, «

при

 

этом

 

так

чтобы

 

он

 

казался

 

естественным

». 

Его

 

грамматология

 

заменяет

 

все

 

когда

-

либо

 

бывшие

  

виды

 

субстанции

 

и

 

онтологию

.  «

Телефон

» 

был

 

раньше

  «

Большого

 

взрыва

» 

и

 

                                                 

1

 

Там

 

же

С

. 190. 


background image

 

41 

господа

 

Бога

. «

Мы

 

все

 

живем

 

внутри

   

Универсального

 

Компьютера

» – 

эти

 

последние

 

открытия

   

физики

 

Деррида

 

со

 

своим

 

телефоном

 

сделал

 

намного

 

раньше

изначально

 

и

 

парадигмально

Прежние

 

факты

взгляды

 

и

 

теории

 

уродуются

   

методами

 

деконструктивистской

 

оперативной

 

хирургии

превращаясь

 

в

  «

безбородого

 

Маркса

бородатого

 

Гегеля

 

и

 

усатую

 

Джоконду

», 

т

.

е

в

 

какие

 

угодно

  «

автору

!» 

Но

 

при

 

наличии

 

подобных

 

откровенных

 

признаний

а

 «

телефонное

» 

не

 

единственное

и

 

открытого

 

про

(

ре

)

кламирования

 

теоретического

 

произвола

разобраться

 

в

 

этом

 

воинствующем

 

презентизме

 

все

-

таки

 

можно

И

 

нужно

.  

Новые

 

идеологии

 

как

 

правило

 

агрессины

стремятся

 

к

 «

абсолютизации

». 

В

 

данном

 

случае

 

поражает

 

размах

цинизм

 

агрессии

хотя

 

они

 

адекватны

 

масштабу

 

наступления

 

искусственного

 

виртуального

 

мира

 

на

 

естественный

Назначение

 

философии

если

 

она

 

хочет

 

служить

 

благу

 

человека

в

 

том

чтобы

 

видеть

 

и

 

«

разруливать

»  

такого

 

рода

 

аберрации

К

 

сожалению

ослепленная

 

прогрессом

 

технонауки

она

 (

их

видит

 

все

 

хуже

Видно

 

мальчиков

 

в

 

ней

которые

 

могли

 

бы

 

по

 

достоинству

 

оценить

 

новое

 

грамматологическое

 

платье

 

постмодернистских

 

королей

все

 

меньше

Открытое

 

тоталитарно

-

технологическое

 

общество

 

враждебно

 

рефлексии

 

и

 

игнорирует

  

мыслящее

 

мировоззрение

Оно

 

подавляет

 

в

 

себе

 

последние

 

живые

 

элементы

.  

Однако

 

вернемся

вернее

,  

подключимся

 

к

 

Началу

т

.

е

в

 

Сеть

Из

 

нее

 

«

нутри

», 

вернее

 

поверхности

легче

 

понять

 

всю

 

неуместность

 

присутствия

 

в

 

ней

 

субъекта

Уже

 

не

 

в

 

плане

 

его

 

телесности

 

как

 

совместной

 

с

 

любым

 

объектом

 

неуместности

   

присутствия

 

в

 

семиосфере

а

 

с

 

точки

 

зрения

 

его

 

собственной

 

теоретической

 

специфики

Субъект

 

несет

 

в

 

себе

 

Центр

 – 

по

 

определению

Он

в

 

отличие

 

от

 

объектного

страдательного

 

залога

 – 

залог

 

действительный

.  

У

 

Канта

 

он

 

стал

 

солнцем

вокруг

 

которого

 

вращается

 

Земля

у

   

Фихте

 

дело

 

дошло

 

до

 

креативного

 

солипсизма

Я

 

порождает

 

не

-

Я

не

 

говоря

 

о

 

библейском

 

Все

-

вышнем

 

Субъекте

 

как

 

создателе

 

Все

-

ленной

Центризм

 – 

атрибут

 

субъекта

Он

 

несет

 

в

 

себе

 

признание

 

вертикального

 

измерения

 

сущего

наличия

 

у

 

него

 

субординирующих

 

параметров

его

 

иерархическое

 

устройство

Признание

 

глубины

 

и

 

высоты

объемов

 

и

 

протяженности

 

прямо

 

противоречит

 

апологии

 

поверхностей

 

и

 

экранов

.  

Центризм

 

означает

что

 

мир

 

является

 

или

 

должен

 

быть

 

Территорией

Системой

у

 

которой

 

есть

 

организующий

 

фактор

Бог

 

или

 

человек

 

как

 

цели

 

в

 

себе

Если

 

он

 

не

 

присущ

 

самому

 

миру

то

 

мы

 

его

 

примысливаем

 

в

 

силу

 

логики

 

метафизического

 

мышления

.  

Деревья

 

растут

 

не

 

только

 

в

 

лесах

,  

но

 

и

 

в

 

голове

И

 

вот

 

вместо

 

них

 

в

 

наших

 

головах

 

прорастает

 «

ризома

»  

как

 «

первый

 

набросок

», «

проба

 

пера

» 

новой

 

несистемной

 

логики

Логики

 

сетей

по

 

которой

 

функционирует

   

информационная

 

реальность

Сетевая

 

логика

 – 

антипод

  

иерархии

 

земного

 

притяжения

 

с

 

ее

 

центризмом

 

и

 

вертикальностью

ядром

 

и

 

периферией

Это

 

чистый

, «

бездомный

» 

релятивизм

 

и

 

коннекционизм

 

космической

 

невесомости

  

и

 

виртуалистики

,  

когда

 

все

 

может

 

быть

 

всем

.  

А

(

нти

)

центризм

 – 

теоретический

 

фундамент

 

борьбы

 

с

 

этно

-

фалло

-

фоноцентризмом

 

как

 

неотъемлемыми

 

свойствами

 

человека

 

и

 

субъекта

Удаление

 

общего

 

центра

 

обрушивает

 

все

 

конкретные

 

периферийные

 

центризмы

Деконструкция

 

центра

 – 

центральный

   

момент

 

в

    «

растворении

» 

субъекта

Но

 

 

42 

поскольку

 

субъект

 

все

 

же

 

не

 

тождественен

 

центру

то

 

после

 

уничтожения

 

последнего

от

 

него

 

остается

  «

субъективное

» 

или

  «

субъектность

». 

Фактически

 

это

 

означает

 

низведение

 

субъекта

 

до

 

статуса

 

объекта

только

 

особого

 

рода

 

и

 

состояния

В

 

контексте

 «

территориальной

» 

системно

-

структурной

 

методологии

 

субъект

 

как

 

субъектность

 

предстает

 

функцией

 

системы

модусом

 

или

 

складкой

 

структуры

О

  «

складке

», 

складывании

 

и

 

складчатости

о

  «

сгибах

 

и

 

карманах

» 

как

 

о

 

том

что

 

остается

   

после

 

субъекта

больше

 

всего

 

писал

 

М

Фуко

У

 

Ж

.

Делеза

   

вместо

 

субъекта

 

сингулярность

у

 

Ж

Деррида

 

подпись

у

 

М

Фуко

 

складка

Они

однако

не

 

противостоят

 

друг

 

другу

За

 

небольшими

 

различиями

 

эти

 

понятия

 

открывают

 

дорогу

 

топологическому

 

описанию

 

явлений

 

информационной

 

реальности

их

 

графическому

 

выражению

Субъектное

наконец

становится

 

гомогенным

 

природе

 

Сети

,  

ее

 

топологической

 

конфигурации

Теперь

 «

Бытие

» 

действительно

 

Едино

Оно

 

стало

 

количеством

 

и

 

информацией

.  

Информационная

 

реконструкция

 

субъекта

дополненная

 

и

 

продолженная

 

ниспровержением

   

Логоса

логоцентризма

 

и

 

замена

 

его

 

Письмом

  (

про

-

граммологией

трансформирует

 

философию

,   

как

 

и

 

гуманитарное

 

познание

 

вообще

 

в

 

топологию

 

и

 

исчисление

Другими

 

словами

она

 

ее

 (

его

ликвидирует

Грамматология

 – «

золы

 

угасшъй

 

прах

» 

онтологии

Конфликт

 

двух

 

культур

 

завершается

 

полной

 

победой

 

науки

Науки

 

на

 

новом

дигитальном

 

основании

Топология

 

и

 

исчисление

 

в

 

совокупности

   

являются

   

количественно

-

математическим

 

аналогом

 

качественного

 

естественно

-

феноменологического

 

мышления

Аналогом

 

и

 

антиподом

После

 

перехода

 

от

 

мифа

 

к

 

логосу

от

 

преимущественно

 

чувственного

 

восприятия

 

мира

 

к

   

рациональному

человечество

 

совершает

 

второй

   

великий

 

исторический

 

переход

 

от

 

логоса

 

к

 

матезису

когда

  «

живая

» 

ценностно

-

целевая

 

рациональность

 

заменяется

 

отчужденной

 

от

 

субъекта

 

технологией

 

информационных

 

преобразований

Поворот

который

 

в

 

его

 

судьбе

 

может

 

стать

 

последним

.   

Что

 

касается

 

свободы

 

и

 

самости

других

 

неотъемлемых

 

от

 

субъекта

 

атрибутов

то

 

после

 

его

 

информационной

 

реконструкции

говорить

 

о

 

них

 

не

 

имеет

 

смысла

Вопрос

 

решается

 

автоматически

Свободу

 

всегда

 

ограничивала

  

власть

 

«

материи

» 

или

 

«

Бога

». 

Сеть

 – 

это

 

артикулированный

,  

детерриториализованный

     

хаос

потенция

,  

ничто

т

.

е

свобода

Абсолютная

Абсолютная

 - 

и

    «

беспредметная

». 

Абсолютная

но

  «

в

 

сетях

»: 

субъектная

складчатая

сингулярная

номадическая

Без

 

имени

 

собственного

Постчеловеческая

В

 

отношении

  

традиционных

 

представлений

 

о

  

субъекте

 

как

 

воплощении

 

свободы

 

в

 

мире

 

мы

 

ограничимся

   

мифо

-

лого

-

поэзоцентристским

 

воспоминанием

                    «

Основано

 

от

 

века

 

                      

По

 

воле

 

Бога

 

самого

 

                      

Самостояние

 

человека

 

                      

Залог

 

величия

 

его

». 

Вряд

 

ли

 

такие

 

строки

 

А

.

С

Пушкин

 

мог

 

посвятить

 

человеческому

 

фактору

 

и

 

субъектности

воспевать

 

любовь

 

к

 

телу

 

без

 

органов

 

и

 

телу

 

без

 

пространства

заботиться

 

о

 

судьбе

 

сингулярности

 

и

 

складки

Само

-

стоятельный

 

человек


background image

 

43 

человек

 

как

 

цель

а

 

не

 

средство

 – 

наследие

 

допотопной

доинформационно

-

новационной

 

эры

.  

Пока

 

она

 

не

 

завершилась

есть

 

возможность

 

заняться

 

рассмотрением

   

того

, «

что

 

день

 

грядущий

   

нам

 

готовит

». 

Как

предполагается

де

(

ре

)

конструированный

 

человек

  

будет

 

жить

 

дальше

Или

 «

кто

» 

в

-

место

  

него

 
  

Вопросы

 

в

 

помощь

 

самостоятельному

 

осознанию

 

темы

1)

 

«

От

 

слова

 

к

 

телу

» - 

как

 

вы

 

понимаете

 

этот

 

девиз

 

постмодернизма

2)

 

Что

 

такое

 «

тело

 

без

 

органов

»? 

3)

 

Что

 

такое

 «

тело

 

без

 

пространства

»? 

4)

 

«

Смерть

 

субъекта

» – 

как

 

вы

 

понимаете

 

этот

 

девиз

 

постмодернизма

5)

 

Кто

/

что

   

занимает

 

место

 

субъекта

 

в

 

постмодернистской

 

философии

?  

 
                                  

 

44 

Тема

 5. 

Перед

 

заходом

 

солнца

 

(

деконструкция

 

пола

 

и

  

умирание

 

любви

 

в

 

техническом

 

мире

 

Источник

 

жизни

,  

высшая

 

ценность

 

духа

 

 
 

Жизнь

 

как

 

пламя

Ей

 

все

 

время

 

нужен

 

новый

 

материал

Способность

 

размножаться

воспроизводить

 

себе

 

подобные

 

существа

 

взамен

 

сгоревших

 

при

 

обмене

 

веществ

 

является

 

признаком

 

отличия

 

живого

 

от

 

неживого

Примитивные

 

организмы

 

могут

 

производить

 

идентичное

 

потомство

 

простым

 

делением

  

(

бинарное

множественное

фрагментацией

спорами

клонированием

почкованием

), 

у

 

высших

 

обязательно

   

взаимодействие

 

разных

 

по

 

наследственным

 

и

 

морфофизиологическим

   

характеристикам

 

особей

У

 

них

 

образуется

 

пол

благодаря

 

чему

 

генетические

 

изменения

 

из

 

обусловленных

 

случайными

 

мутациями

превращаются

   

в

 

постоянный

 

механизм

   

отбора

 

полезных

 

свойств

, "

встроенный

в

 

эволюцию

 

биоты

Возникновение

 

полового

 

деления

  

и

 

есть

 

граница

 

между

 

низшей

 

и

 

высшей

 

формами

 

жизни

 

на

 

Земле

Это

  

была

 

подлинно

 

сексуальная

 

революция

В

 

рамках

 

развития

   

и

 

совершенствования

 

живого

 

она

 

по

 

своему

   

значению

 

сравнима

 

с

 

появлением

 

органических

 

существ

 

вообще

.

 

Половая

 

стратегия

 

жизни

 

предполагает

что

 

субстратное

 

разделение

 

особей

 

сопровождается

 

обратной

   

тягой

 

к

 

единству

влечением

 

к

 

образованию

 

нового

 

целого

 

и

 

тем

 

самым

 

восстановлению

 

онтологической

 

тождественности

 

вида

Бинарная

 

поляризация

  

субстрата

 

компенсируется

 

энергией

 

соединения

Кроме

 

наследственных

 

биологических

 

выгод

 

возникновение

 

полов

 

увеличивает

 

эффективность

 

взаимодействия

 

с

 

внешней

 

средой

Оно

 

целесообразно

 

поведенчески

когда

 

к

 

особи

 

предъявляются

 

противонаправленные

 

требования

быть

 

спокойной

например

,  

при

 

рождении

 

и

 

воспитании

 

потомства

 

или

 

быть

 

агрессивной

продолжая

 

защищать

 

свою

 

территорию

охотиться

 

ради

 

собственного

 

выживания

 

или

 

кормить

 

детенышей

быть

 

ориентированной

 

вовне

 

или

 

вовнутрь

.  

Одновременное

 

действие

 

по

 

противонаправленным

   

векторам

 

дисфункционально

сужает

 

возможности

 

видового

 

прогресса

Деление

 

по

 

полам

 

решает

 

эту

 

задачу

,  

закладывая

 

более

 

адекватную

 

структуру

 

ответа

 

на

 

вызов

  

сталкивающихся

 

друг

 

с

 

другом

 

сил

Разделение

   

функций

  "

по

 

полам

первый

 

шаг

 

к

 

сложности

 

и

 

получению

 

эмерджентного

  

выигрыша

На

 

этот

 

путь

 

тем

 

или

 

иным

 

образом

 

встали

 

все

 

высшие

 

существа

Диалектика

 

пола

 

является

 

выражением

 

общего

 

нарастания

 

сложности

 

развития

 

живого

В

 

мифах

 

и

 

философии

 

древних

 

она

 

обычно

 

распространялась

 

на

 

мироздание

 

в

 

целом

.  

Соединение

 

и

 

разделение

любовь

 

и

 

вражда

 

рассматриваются

 

как

 

силы

пронизывающие

 

любое

 

сущее

Космос

 

живой

имеет

 

края

 

и

   

полюсы

он

 

намаг

/

н

/

ичен

напряжен

в

 

силу

 

чего

 

представляется

   

как

 

Мировая

 

Душа

Абсолютный

 

Дух

Бог

Возникновение

 

человеческого

 

духа

  

настолько

 

связано

 

с

 

полом

что

 

наряду

 

с

 

объяснением

 

этого

 

события

 

божественным

 

Актом

 

или

 

совместным

 

трудом

в

  

некоторых

 

теориях

   

его

 

предлагают

 

считать

 

результатом

 

противоречия

 

между

 

влечением

 

и

 

социальностью

Табуирование

 

инстинктов

особенно

 

такого

 


background image

 

45 

фундаментального

 

как

 

половой

рождает

 

воображение

а

 

потом

 

мысли

Во

 

всяком

 

случае

 

признано

что

 

первобытная

 

культура

протокультура

 

пронизана

 

сексуальностью

вращается

 

вокруг

 

гениталий

Половые

 

отношения

 

лежат

 

в

 

основе

   

матриархата

когда

 

вся

 

жизнь

пока

 

не

 

знали

 

отцов

организовывалась

 

вокруг

 

рождения

 

и

 

воспитания

 

потомства

Хотя

 

значение

 

физической

 

силы

 

и

 

агрессивности

 

на

 

охоте

в

 

удовлетворении

 

инстинктов

 

и

  

борьбе

 

с

 

враждебными

 

племенами

 

было

 

выше

чем

 

когда

-

либо

структура

   

социальных

 

отношений

  

определялась

 

прямым

 

родством

 

и

 

кровью

по

   

материнской

 

линии

Лишь

 

с

 

появлением

 

возможности

 

производить

 

больше

чем

 

сразу

 

съедали

то

 

есть

 

накопления

а

 

потом

  

собственности

 

и

 

классов

  (

да

 

простят

 

мне

 

этот

 "

марксизм

представители

 

новой

 

идеологической

 

конъюнктуры

возникают

 

семья

 

и

 

патриархат

Семья

  (

сем

я

)  

по

   

своей

 

сути

 

означает

 

появление

   

отцовства

она

 

всегда

 

патриархальна

эти

   

институты

 

рождались

 

и

 

исчезают

 

вместе

Возникновение

 

семьи

 

было

 

первым

 

поражением

 

почти

 

еще

 

природной

 

сексуальности

 

от

 

культуры

Отныне

 

семья

 - "

ячейка

 

общества

". 

Сексуальность

  

перестает

 

быть

 

непосредственной

 

и

 

спонтанной

она

 

не

   

просто

 

структурируется

а

 

целенаправленно

потребностями

 

новых

 

социально

-

экономических

 

форм

 

жизни

 

регулируется

Регламентирующее

 

вторжение

 

культуры

 

в

 

свободу

 

секса

 

порождает

 

лицемерие

      (

желания

которые

 

трудно

 

скрыть

приходится

 

закрывать

   

набедренными

 

повязками

и

… 

любовь

предпосылки

 

к

 

ней

Если

 

в

 

происхождении

 

сознания

 

в

 

целом

   

из

 

напряжения

 

между

 

желаниями

 

и

 

запретами

 

можно

 

сомневаться

то

 

в

 

отношении

 

морали

 

и

 

любви

 

это

 

кажется

 

бесспорным

.  

Становление

 

индивида

 

как

 

личности

 

шло

 

рука

 

об

 

руку

 

с

   

процессом

 

его

 

выделения

 

из

 

рода

а

 

потом

  

и

 

общины

Между

 

родом

 

и

  

личностью

 

образуется

  

разрыв

который

  

в

 

ходе

 

истории

 

расширяется

Его

 

можно

 

считать

 

выражением

 

драмы

 

взаимодействия

 

природы

 

и

 

культуры

Их

 

противоречие

 

разрешалось

 

прежде

 

всего

 

через

 

изменение

 

места

 

половых

 

отношений

 

в

 

обществе

способов

 

реализации

  "

основного

 

инстинкта

". 

На

 

стороне

 

рода

 - 

телесность

потребности

 

продолжения

   

природно

-

биологического

 

существования

 

человека

радость

которую

 

он

 

получает

 

от

 

их

 

удовлетворения

на

 

стороне

   

личности

 - 

сознание

хотя

 

вначале

 

еще

  "

родовое

", 

связанное

   

с

   

овладением

 

внешней

 

природой

ее

 

использованием

 

ради

 

облегчения

 

жизни

удовлетворения

     

от

 

достигаемых

 

целей

Воздвигаемые

 

перед

 

непосредственной

 

чувственностью

 

препятствия

ее

 

"

преследование

вплоть

   

до

 

подавления

вели

   

к

 

усложнению

 

и

 

сублимации

  

переживаний

их

 

возгонке

 

в

 

более

 

тонкое

 

состояние

Но

 

как

   

бы

 

это

 

соотношение

 

родового

 

и

 

индивидуального

   

ни

 

менялось

закон

 

сохранения

 

человека

 

в

 

качестве

   

особого

 

биологического

   

вида

 

ставил

 

ему

 

границы

поддерживать

 

тягу

 

к

 

единству

,  

взаимное

 

влечение

 

полов

служа

 

тем

 

самым

 

источником

 

продолжения

 

жизни

Считается

что

   

связывать

 

с

 

полом

 

все

 

формы

 

любви

:   

чувство

 

красоты

дружбу

симпатию

милосердие

любовь

 

к

 

Богу

  (

как

 

делал

в

 

частности

З

.

Фрейд

), -   

значит

     

вульгаризировать

 

проблему

Вряд

 

ли

однако

будет

 

убедительнее

 

эту

 

связь

 

совершенно

 

разрывать

Да

стороны

 

здесь

 

полярны

от

 

"

никакой

 

любви

 

нет

", 

в

 

лучшем

 

случае

,  

она

  "

ловушка

 

для

 

воспроизводства

 

 

46 

вида

", 

в

 

которую

подразумевается

умный

 

человек

 

не

 

попадет

до

: "

любовь

 - 

божественная

  (

космическая

)  

сила

",  

к

 

которой

 

секс

 

не

 

имеет

 

отношения

Эта

 

полярность

 

факт

но

 

она

 

континуальна

.  

Исключая

отрицая

ее

 

стороны

   

предполагают

 

друг

 

друга

Это

 

не

 

две

 

разные

 

субстанции

хотя

 

бы

 

и

 

в

 

единстве

а

 

одна

хотя

  

в

 

разных

 

состояниях

Половое

 

деление

 –  

континуальное

 

деление

 

и

 

идентичность

 

человека

 

как

 Homo sapiens  

обусловлена

 

сохранением

 

этой

 

континууальности

 

как

 

таковой

Потеряв

 

способность

 

к

 

любви

он

 

не

 

возвратится

 

в

 

животное

 

и

 

даже

 

в

 

варвара

а

 

утратив

 

интерес

 

к

 

сексу

он

 

не

 

станет

 

ангелом

 

и

 

даже

 

святым

Это

   

будет

 

трансформация

 

в

 

какое

-

то

 

иное

 

качество

которая

 

сейчас

 

практически

 

начинается

.  

Пока

 

же

 

надо

 

напомнить

   

о

 

высочайшей

 

ценности

 

любви

до

 

сих

 

пор

     

признававшейся

 

человечеством

Как

 

впрочем

 

и

 

секса

ибо

 

мы

 

договорились

различая

 

корни

 

и

 

вершину

 

дерева

,  

их

считая

 

единой

 

сущностью

,  

не

 

разделять

 (

чтобы

 

нее

 

наломать

 

дров

).       

О

 

ценности

 

любви

 

пора

 

именно

 

напоминать

Вряд

 

ли

     

в

 

техническую

поставившую

 

под

 

вопрос

  

все

 

природное

эпоху

о

 

ней

 

можно

 

сказать

 

что

-

либо

 

лучше

чем

 

прежде

Мифы

 

и

 

великие

 

философские

 

учения

 

Древнего

 

Востока

,  

Камасутра

 

и

 

притчи

 

царя

 

Соломона

 

воспевают

 

любовь

 

как

 

главное

 

в

 

жизни

 

человека

Ею

 

пропитана

 

почва

на

 

которой

 

выросла

 

и

 

европейская

 

культура

"Omnium procedit ex amore" (

Все

 

происходит

 

от

 

любви

) - 

утверждали

 

римляне

Или

 

христианство

: "

Бог

 

есть

 

любовь

", 

Евангелие

      (

Благая

 

весть

) - 

это

 

весть

 

о

 

любви

 

Бога

 

к

 

людям

Соответственно

основной

 

заповедью

 

их

 

жизни

 

должна

 

быть

   

любовь

 

к

 

ближнему

Люби

 

и

   

делай

   

что

 

хочешь

,   

формулирует

 

суть

 

христианской

 

 

морали

 

Августин

 

Блаженный

Как

 

смысл

 

бытия

как

 

синоним

 

счастья

   

любовь

   

рассматривалась

 

в

 

эпоху

 

Возрождения

 

и

 

в

 

Новое

 

время

Не

 

только

 

духовная

на

 

что

 

делало

 

упор

 

христианство

но

 

и

 

телесная

. "

Доставшиеся

 

нам

 

несколько

 

глотков

 

волшебного

 

напитка

 

любви

, - 

говорил

 

Гете

искупают

 

все

 

тяготы

 

жизни

". 

Любовь

 - 

это

 

солнце

вокруг

 

которого

 

вращается

 

человеческая

 

жизнь

она

 

во

 

взлетах

 

творческого

 

вдохновения

 

и

 

страданиях

святости

 

и

 

неврозах

 - 

в

 

литературе

живописи

остальных

 

формах

 

искусства

. "All 

you need is love" (

Все

,  

в

 

чем

 

Вы

 

нуждаетесь

 - 

это

 

любовь

дает

 

совет

 

нашим

 

современникам

пожалуй

последний

 

выдающийся

 

представитель

 

гуманизма

 

Э

Фромм

Признание

 

абсолютной

 

ценности

 

любви

 

можно

 

найти

 

не

 

только

 

в

 

высокой

но

 

и

 

массовой

молодежной

 

культуре

хотя

 

все

 

больше

 

в

 

какой

-

то

 

печальной

пугающей

 

тональности

.  

Послушай

что

 

я

 

скажу

Тебе

 

не

 

стоит

 

жить

Послушай

что

 

я

 

скажу

Ты

 

разучился

 

любить

Голубую

 

сетку

 

вен

 

порви

 

скорей

Послушай

что

 

я

 

скажу

Себя

 

убей

Эти

  

и

 

подобные

  

настроения

 

стали

 

распространяться

  

после

как

 

считается

великого

 

торжества

 

пола

происшедшего

 

во

 2-

ой

 

половине

   

ХХ

 

века

 

в

 

передовых

 

странах

 

Запада

когда

 

в

 

результате

 

распространения

 

сексуальности

  


background image

 

47 

"

вширь

 

и

 

вглубь

", 

перед

 

людьми

 

открылись

 

невиданные

,  

небывалые

   

возможности

 

удовлетворения

 

всех

 

чувственных

  

влечений

 

и

 

духовных

 

желаний

 

Парасексуальная

 

революция

пейзаж

 

после

  

битвы

 

 

Существо

 

событий

которые

 

принято

 

называть

 

сексуальной

 

революцией

состоит

 

в

 

том

что

 

эротико

-

физиологическое

 

удовольствие

всегда

   

являвшееся

 

средством

, "

приманкой

для

 

продолжения

 

рода

отрывается

 

от

 

своей

 

основы

 

и

 

приобретает

 

 

самостоятельное

 

значение

Становится

 

самоцелью

Репродуктивная

 

функция

 

взаимодействия

 

полов

 

вытесняется

 

рекреационно

-

гедонистической

Тем

 

самым

 

пол

сексуальность

 

в

 

их

 

природно

-

биологическом

 

смысле

 

 

 

отменяются

Органы

 

размножения

 

наличествуют

но

 

"

недействительны

". 

С

 

точки

 

зрения

 

продолжения

 

рода

 

образуется

 

как

 

бы

 

тело

 

без

 

пола

А

 

вообще

без

  "

как

 

бы

". 

По

 

определению

 

Всемирной

 

Организации

 

Здравоохранения

  (

ВОЗ

) "

сексуальность

 - 

это

 

способность

 

рождения

продолжения

 

рода

". 

Оно

 

совпадает

 

с

 

тысячелетними

 

представлениями

 

человечества

 

о

 

половой

 

любви

 

как

 

причине

 

жизни

На

 

поддержание

 

её

 

такого

 

предназначения

   

были

 

направлены

 

и

 

социальные

 

регуляторы

Иные

 

формы

 

использования

 

сексуальной

 

энергии

 - 

внебрачные

 

или

 

внесемейные

 

связи

проституция

порнография

нарциссизм

онанизм

гомосексуализм

 

и

 

т

.

п

рассматривались

 

как

 

отклонения

 

от

 

природы

 

вещей

 

и

 

патология

Они

 

осуждались

 

обычаем

моралью

 

и

 

религией

преследовались

 

юридически

Вплоть

 

до

 

предания

 

смерти

.  

Отныне

 

подобному

 

отношению

 

положен

 

конец

Открытые

 

либеральные

  

общества

 

провозглашают

 

терпимость

 

к

 

любым

 

способам

 

сексуального

 

удовлетворения

если

 

они

 

осуществляются

 

по

 

соглашению

 

сторон

 

и

 

не

 

причиняют

 

вреда

 

другим

 

индивидуумам

Сексуальность

  

больше

  

не

 

связывается

 

с

 

продолжением

 

рода

Обычное

 

интимное

 

взаимодействие

 

мужчины

 

и

 

женщины

даже

 

если

 

оно

 

вне

 

семьи

 

и

 

с

 

предохранением

 

от

 

нежелательных

 

последствий

называется

 

теперь

 "

традиционным

 

сексом

". 

То

 

есть

 

тем

что

 

когда

-

то

 

возникнув

не

 

подкрепляется

 

потребностями

 

настоящего

 

времени

 

и

 

существует

 

по

 

инерции

Все

кто

 

живет

 

обычной

 

половой

 

жизнью

 – 

консерваторы

традиционалисты

 

и

 

фундаменталисты

если

 

уже

 

не

 

экстремисты

Во

 

всяком

 

случае

защищать

 

ее

 

они

 

не

 

должны

 – 

объявят

 

нарушителем

 

толерантности

.  

Что

 

касается

 

главной

 

функции

 

половых

 

отношений

 - 

рождения

 

детей

да

 

еще

 

в

 

семье

 - 

эти

на

 

фоне

 

общего

 

уровня

 

сексуальной

 

жизни

 

чрезвычайно

 

редкие

 

акты

приобретают

 

статус

 

пережитков

 

прошлого

на

 

смену

 

которым

 

разрабатываются

   

более

 

прогрессивные

 

способы

 

воспроизводства

 

человека

.  

В

 

связи

 

с

 

утратой

 

полом

 

своей

 

сущностной

 

природной

 

роли

происшедшую

 

сексуальную

 

революцию

 

правильнее

 

называть

 

контрсексуальной

Или

 

сексуальной

 

контрреволюцией

Оценивая

 

же

 

ее

 

не

 

с

 

биологических

 

или

  

морально

-

религиозных

 

позиций

а

 

по

 

социальному

 

содержанию

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

  

отдавая

 

отчет

 

в

 

эволюционном

 

значении

 

возведения

 

в

 

норму

 

побочных

 

рекреационно

-

гедонистических

 

форм

 

эксплуатации

 

сексуальной

 

энергии

 

48 

данный

 

феномен

 

целесообразнее

 

всего

   

характеризовать

 

как

 

парасексуализм

Сексуальная

 (

контр

)

революция

 - 

это

 

парасексуальная

 

революция

В

 

более

 

конкретном

 

рассмотрении

 

содержания

 

новой

 

сексуальности

 

мы

 

позволим

 

себе

 

опереться

 

на

 

итоговую

 

статью

 

одного

 

из

 

видных

 

ее

 

российских

 

идеологов

 

и

 

апологетов

.

1

 

Она

 

замечательна

 

как

 

образец

 

обстоятельного

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

    «

ползучего

», 

чисто

 

эмпирического

 

подхода

 

к

 

социально

-

антропологическим

 

процессам

В

 

ней

 

представлен

 

своего

 

рода

 

идеальный

 

тип

 

либерального

 

сознания

озабоченного

 

свободой

 

индивидуума

 

и

 

совершенно

 

не

 

принимающего

 

и

 

не

 

понимающего

 

связи

 

его

 

судьбы

   

с

 

судьбой

 

рода

перспективами

 

человечества

 

как

 

целого

А

 

те

кто

 

эту

 

связь

 

видят

о

 

ней

  

задумываются

 

и

не

 

дай

   

бог

не

 

согласны

 

с

 

необходимостью

  "

полной

 

сексуальной

 

реализации

 

личности

предстают

 

как

 

те

 

самые

 

традиционалисты

фундаменталисты

 

и

 

консерваторы

т

.

е

противники

 

всего

 

нового

 

и

 

прогрессивного

Помеха

 

цивилизации

.

 

Итак

что

 

мы

 

имеем

 

в

 

активе

: "

Нормализация

 

гомосексуальности

 - 

первый

 

случай

 

индивидуально

-

групповых

 

ценностей

не

 

укладывающихся

 

в

 

прокрустово

 

ложе

   

полового

 

диморфизма

гендерной

 

биполярности

 

и

 

репродуктивной

 

модели

 

сексуальности

Постепенно

 

такого

 

же

 

признания

 

добиваются

 

и

 

другие

 

сексуальные

 

меньшинства

  (

транссексуалы

трансвеститы

садомазохисты

 

и

 

др

.)…

2

 

Существеннный

 

сдвиг

 

в

 

сексуальных

 

установках

 

конца

 

ХХ

 

в

. - 

нормализация

 

аутоэротизма

 

и

 

мастурбации

Мастурбационная

 

тревожность

 

и

 

чувство

 

вины

 

по

 

этому

 

поводу

отравлявшая

 

жизнь

 

бесчисленным

 

поколениям

 

мужчин

 

и

 

женщин

постепенно

 

отходят

 

в

 

прошлое

Исключительно

 

важной

 

формой

 

сексуального

 

удовлетворения

 

становится

 

виртуальный

 

секс

особенно

 

для

 

людей

которым

 

по

 

тем

 

или

 

иным

 

причинам

 

трудно

 

реализовать

   

свои

 

эротические

 

желания

 

лицом

 

к

 

лицу

… 

Меняются

 

функции

 

коммерческого

 

секса

  (

проституции

). 

Чтобы

 

понять

 

это

 

нужно

 

изучать

 

и

 

типологизировать

 

не

 

только

 

и

 

не

 

столько

   

сексработниц

 

и

 

учреждения

 

сексуального

 

обслуживания

сколько

 

их

 

клиентов

".  

Остаются

правда

некоторые

 

недоразумения

 

с

 

педофилами

так

 

как

 

они

  "

вызывают

  

сильную

 

эмоциональную

 

реакцию

 

со

 

стороны

 

общества

которую

 

консервативные

 

силы

 

часто

 

используют

 

для

 

разжигания

 

истерии

 

в

 

средствах

 

информации

В

 

спорах

 

на

 

эти

 

тем

 

зачастую

 

непонятно

 

идет

 

ли

 

речь

 

о

 

защите

 

детей

 

от

 

сексуальных

 

посягательств

 

со

 

стороны

 

взрослых

 

или

 

их

 

собственной

 

пробуждающейся

 

сексуальности

3

Несмотря

 

на

 

подчеркнуто

 

объективистский

 

стиль

текст

 

явно

 

напрашивается

 

на

 

восклицательные

   

знаки

 - 

ликования

 

или

 

негодования

которые

 

читатель

в

 

зависимости

 

от

  

убеждений

 

и

 

ориентаций

может

 

поставить

 

сам

"

Консервативные

 

силы

", 

отвергая

   

плюралистический

 

секс

обычно

 

апеллируют

   

к

 

нравственности

 

и

 

Богу

Но

 

для

 

техногенного

 

человека

 

с

 

его

 

преимущественно

 

сциентистско

-

атеистическим

 

сознанием

это

 

слова

к

 

которым

 

                                                 

1

 

См

.: 

Кон

 

И

.

С

Человеческие

 

сексуальности

 

на

 

рубежеХХ

века

. // 

Вопросы

 

философии

. 2000. 

 8. 

2

 

Там

 

же

,  

С

. 35. 

3

 

Там

 

же

,  

С

. 36.