Файл: Первая. Общетеоретические вопросы праздника как социальноэстетического феномена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 583

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

{3} Предисловие

{9} Часть перваяОбщетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена

I. Постановка проблемы. О понятии праздника

II. Проблема праздника в научной литературе XIX – XX вв.Краткий обзор общих концепций праздника

III. Праздник и общение. К вопросу о социальной сущности праздника

IV. «Праздничное время», «праздничное мироощущение» и «праздничная свобода»

{133} V. Праздник и искусство. К вопросу о специфике праздничного выразительно-игрового поведения

{178} Часть втораяПраздник и революция

I. Празднества Великой Французской революции 1789 – 1793 гг.

II. Праздничность социалистической революции как понятие марксистско-ленинской эстетики

III. Октябрьская революция и зарождение советского массового празднества

IV. Ранний советский массовый праздник. Его праздничность, функции и обрядово-зрелищные формы

V. Эстетические противоречия раннего советского массового праздника

VI. Эволюция советского массового праздника в 20‑е и 30‑е годы. Основные формы и типы. Эстетико-культурная и социальная проблематика

{381} Вместо заключения


Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / Отв. ред. А. А. Карягин. М.: Наука, 1978.

Предисловие 3 Читать

Часть первая. Общетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена 9 Читать

I. Постановка проблемы. О понятии праздника 9 Читать

Определение праздника 10 Читать

К. Маркс о категории свободного времени 13 Читать

Платон и Аристотель о культурной специфике праздника 17 Читать

Платон о празднике как инструменте стабилизации государства 22 Читать

Двойственность природы праздника как такового 30 Читать

II. Проблема праздника в научной литературе XIX – XX вв. Краткий обзор общих концепций праздника 33 Читать

Мифологическая концепция праздника 36 Читать

Школа заимствования в русской фольклористике 39 Читать

Д. Фразер и его концепция праздника 43 Читать

Адриан Пиотровский и социальный подход к изучению праздника 45 Читать

Советские теории праздника. В. Чичеров, В. Пропп, М. Бахтин 47 Читать

О некоторых концепциях праздника в западной научной литературе 51 Читать

III. Праздник и общение. К вопросу о социальной сущности праздника 60 Читать

Исходные предпосылки в истолковании сущности праздника 61 Читать

Труд и общение 63 Читать

Характеристика общения 64 Читать

Свободное общение и праздник. Аналитическая реконструкция зарождения праздника 66 Читать

Соседство с властью 71 Читать

Общий смысл праздника как «первичной формы культуры» 72 Читать

Праздник с эстетико-культурной точки зрения. 74 Читать

Противоречия обрядового праздника и его форм 76 Читать

Необходимость более развитых форм эстетической культуры 79 Читать

IV. «Праздничное время», «праздничное мироощущение» и «праздничная свобода» 81 Читать

Свободное время и праздничное время 82 Читать

Праздничное время и цикличное время природы 86 Читать

Праздничное время мифологических и других праздников 87 Читать

Праздничное мироощущение как существенная категория праздника 90 Читать


Античное праздничное мироощущение 91 Читать

Эволюция праздничности. «Карнавальный смех» и «карнавальное мироощущение» 97 Читать

Новая история и окончательное раздвоение праздничности в условиях буржуазного общества 103 Читать

Официально-праздничная торжественность 104 Читать

Праздничная настроенность домашнего праздника 107 Читать

Праздник и идеал. О понятии «праздничная свобода» 110 Читать

Праздник и охранительная политика царского правительства 114 Читать

Карнавал с социальной точки зрения 118 Читать

Трактовка карнавала М. Бахтиным 119 Читать

В. Шкловский: против идеализации карнавала 120 Читать

Карнавал и социальная свобода. Реальные возможности карнавала 122 Читать

Карнавал и «революционная» мысль средневековья 126 Читать

Тип революционного праздника 127 Читать

Социальный смысл революционного праздника 128 Читать

Место революционного праздника в системе праздничной культуры 130 Читать

V. Праздник и искусство. К вопросу о специфике праздничного выразительно-игрового поведения 133 Читать

Отношение праздника к искусству как проблема эстетики. Платон 133 Читать

Проблема праздника и искусства (театра) у Жан-Жака Руссо, Ромена Роллана и др. 134 Читать

Русская дореволюционная эстетика о соотношении праздника и театра 135 Читать

«Соборное действо» и проблема театральной рампы 145 Читать

А. Таиров и его критика «соборности» 147 Читать

«Массовое действо» как идея праздника по модели «царства свободы» 148 Читать

Концепция П. Керженцева 152 Читать

Состояние проблемы сегодня 158 Читать

Понятие «игра» как связующий момент праздника и искусства 159 Читать

Общность театра и праздника 166 Читать

Двуплановостъ праздничного поведения 167 Читать

Различие между праздником и искусством театра 170 Читать

Праздник как восполнение 172 Читать

Эстетические возможности праздника и художественная беспредельность искусства театра 174 Читать

Часть вторая. Праздник и революция 178 Читать

I. Празднества Великой Французской революции 1789 – 1793 гг. 178 Читать

«Празднество Федерации» 14 июля 1790 г. 181 Читать

От импровизации к системе 185 Читать

Французский массовый революционный праздник как художественное явление 189 Читать

Французский революционный праздник в свете концепции Руссо 192 Читать

Термидор — курс на вырождение революционного праздника 198 Читать

Смерть якобинского праздника 199 Читать



Буржуазная революция как источник негативизма революционного праздника 200 Читать

От буржуазных празднеств к массовому пролетарскому празднику 205 Читать

II. Праздничность социалистической революции как понятие марксистско-ленинской эстетики 209 Читать

Структура революционной праздничности 213 Читать

Понятие праздничности социалистической революции в ленинской социальной науке 217 Читать

Отношение между социалистической революцией и праздником в свете ленинского понятия праздничности 225 Читать

Вопрос о типе массового празднества в ситуации социалистической революции 226 Читать

Луначарский о программе советского массового революционного празднества 230 Читать

III. Октябрьская революция и зарождение советского массового празднества 235 Читать

Рождение советского массового празднества 243 Читать

Первомай 1918 г. в Петрограде. Подготовка и проведение 245 Читать

IV. Ранний советский массовый праздник. Его праздничность, функции и обрядово-зрелищные формы 253 Читать

Новизна праздничности советского праздника 254 Читать

«Праздничное время» раннего советского массового праздника 258 Читать

Митинг и манифестация как основные обрядово-зрелищные формы раннего советского праздника 259 Читать

Изобразительно-зрелищный облик раннего советского праздника 263 Читать

Монументальное искусство в сфере раннего советского праздника 265 Читать

Два принципа организации праздничного пространства. М. Добужинский и Н. Альтман 270 Читать

Театр в празднике. Две формы участия 277 Читать

V. Эстетические противоречия раннего советского массового праздника 282 Читать

История сценария неосуществленного пролетарского празднества 292 Читать

VI. Эволюция советского массового праздника в 20‑е и 30‑е годы. Основные формы и типы. Эстетико-культурная и социальная проблематика 300 Читать

Первомайский субботник как новая форма пролетарского праздника 300 Читать


Еще одна форма участия профессионального театра в празднике 306 Читать

Инсценировка и ее эволюция к зрелищу 312 Читать

Опора на клубный самодеятельный кружок и переход к новой системе подготовки празднеств 349 Читать

«Политический карнавал». Возникновение, содержание, эволюция 356 Читать

Индустриальное зрелище. Достижения и старые просчеты 370 Читать

Вместо заключения 381 Читать

{3} Предисловие


Праздникам отводится важная и значительная роль в жизни нашей страны. Они — составная часть идеологической работы КПСС и одновременно фактор в совершенствовании социалистических форм общения, в строительстве нового быта и развитии художественной самодеятельности.

В последние годы, насыщенные великими праздничными юбилеями, проблема праздника стала особенно актуальной. Установление 5‑дневной рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращение трудового дня до 6 часов для ряда профессий, уменьшение продолжительности ночной работы — все это, сегодня юридически закрепленное в новой Конституции СССР (статья 41) в качестве неотъемлемого права граждан страны, привело к увеличению свободного времени. Тем самым улучшились условия для отдыха трудящихся и более активного участия их в общественной и культурной жизни.

Провозглашенная нашей партией программа строительства коммунизма требует учета и анализа всех факторов воспитания нового человека. Досуг — один из этих факторов. Увеличение свободного времени ставит перед обществом задачу его рационального использования, т. е. такой его организации и такого эстетического оформления, которые способствовали бы коммунистическому воспитанию, развитию в людях творческих сил.

Таким образом, изучение свободного времени вообще и праздничного в частности имеет не только теоретический, но и практический интерес. Поэтому в разработку и исследование этой проблемы включаются сегодня как научные работники, так и практики — руководители партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций. Закономерно и то, что в нашей высшей школе появилась новая отрасль образования, нацеленная на подготовку организаторов, оформителей и режиссеров массовых праздников и представлений.

По мере построения коммунизма, превращения человека во всесторонне развитую, гармоническую личность будет происходить принципиально более глубокое участие {4} его в строительстве нового общества, а проблема личности станет центральной проблемой. В связи с этим возрастет и значение научного рассмотрения праздника как одного из специфических проявлений свободного времени, которое выступает, по определению К. Маркса, «пространством» развития способностей человека.