Файл: Первая. Общетеоретические вопросы праздника как социальноэстетического феномена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 589
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
{9} Часть перваяОбщетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена
I. Постановка проблемы. О понятии праздника
II. Проблема праздника в научной литературе XIX – XX вв.Краткий обзор общих концепций праздника
III. Праздник и общение. К вопросу о социальной сущности праздника
IV. «Праздничное время», «праздничное мироощущение» и «праздничная свобода»
{133} V. Праздник и искусство. К вопросу о специфике праздничного выразительно-игрового поведения
{178} Часть втораяПраздник и революция
I. Празднества Великой Французской революции 1789 – 1793 гг.
II. Праздничность социалистической революции как понятие марксистско-ленинской эстетики
III. Октябрьская революция и зарождение советского массового празднества
IV. Ранний советский массовый праздник. Его праздничность, функции и обрядово-зрелищные формы
V. Эстетические противоречия раннего советского массового праздника
38 Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX веков (Очерки по истории народных верований). М., 1957, с. 14.
39 Веселовский А. Н. Румынские, славянские и греческие колядки М., 1883.
40 См.: Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. I – III. СПб., 1903, 1905.
41 Миллер В. Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал М., 1884.
42 См. по этому поводу: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, Шкловский Виктор. Тетива. М., 1970.
43 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. II. СПб., 1905, с. 1 – 2.
44 Там же, с. 39 – 40.
45 Там же, с. 345.
46 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. II, с. 338 – 339.
47 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. II, с. 340, 342, 343 – 344.
48 См.: Фрэзер Джемс. Золотая ветвь, вып. 1 – 4. М.‑Л., 1926.
49 См.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники, с. 92.
50 Пиотровский Адриан. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969, с. 178, 181.
51 Там же, с. 179.
52 См.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники…
53 Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX веков.
54 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники…, с. 11.
55 См.: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 7 – 16, 20 – 22, 119 – 120, 165 – 167.
56 Под влиянием концепции М. Бахтина построено уже немало интересных работ, посвященных изучению праздничной культуры: Кампарс П. П., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М., 1967, Белкин А. Русские скоморохи. М., 1975, Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976, Вулис А. Метаморфозы комического. М., 1976, и др.
57 Huizinga J. Homo ludens. Proeve eener bepaling van het spel-element der cultuur. Haarlem, 1958. Дается в переводе В. Ошиса.
58 Там же.
59 Там же.
60 Там же.
61 Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974, с. 206.
62 Pieper J. In tune with the world A theory of festiviti. R. a. С. Winston. N. Y., 1965.
63 Bollnow O.‑F. Neue Geborgenheit. Das Problem einer Uberwindung des Existentialismus. Stuttgart, 1955.
64 Cox H. G. Feast of fools. A theological essay on festiviti and fantasy. Harvard univ. press, 1969.
65 Цит. по реферату И. Б. Роднянской «Кокс Х. Г. Праздник шутов. Теологический очерк празднества и фантазии». («Современные концепции культурного кризиса на Западе». М., 1976, с. 115).
66 Там же, с. 118.
67 Цит. по реферату И. Б. Роднянской, с. 138, 139 – 140.
68 Там же, с. 119 – 120.
69 Там же, с. 141 – 142.
70 Там же, с. 142.
71 Роднянская И. Б. Кокс Х. Г. Праздник шутов…, с. 150.
72 Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 11.
73 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 414.
74 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 18.
75 Там же, т. 23, с. 62.
76 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 70.
77 Липе Юлиус. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. М., 1954, с. 159.
78 Там же.
79 Липе Юлиус. Происхождение вещей…, с. 184.
80.: Семенов Ю. П. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1962, с. 412.
81 Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М., 1965, с. 84.
82 См.: Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — «Философские проблемы исторической науки». М., 1969; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
83 См. об этом: Левинсон А. Традиционные ценностные системы и город. — «Урбанизация и рабочий класс в условиях научно-технической революции». М., 1970, с. 152 – 163.
84 «История и психология». М., 1971, с. 218 – 220.
85 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 25.
86 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 216.
87 См.: Левада Ю. Я. Социальная природа религии, с. 109.
88 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 24.
89 Там же.
90 См: Левада Ю. Н. Социальная природа религии, с. 109 – 113.
91 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 12.
92 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 300 – 301.
93 Bollnow O.‑F. Neue Geborgenheit. Das Problem einer Uberwindung des Existentialismus. Stuttgart, 1955, S. 209 – 210.
94 См.: «Современные концепции культурного кризиса на Западе». М., 1976, с. 115, 126 – 127.
95 Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970, с. 19 – 44.
96 «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. 1. М., 1957, с. 180 – 181.
97 См.: Бравич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971, с. 50, 67.
98 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 15.
99 Там же, с. 15 – 16.
100 Там же, с. 12.
101 Баткин Л. М. Смех Панурга и философия культуры — «Вопросы философии», 1967, № 12, с. 121.
102 Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976, с. 138.
103 Там же, с. 140.
104 Bollnow O.‑F Neue Geborgenheit…, S. 217.
105 Ibid., S. 218.
106 Ibidem.
107 Bollnow O.‑F. Neue Geborgenheit…, S. 219 (курсив наш. — А. М.)
108 Bollnow O.‑F. Neue Geborgenheit…, S. 221.
109 Bollnow O.‑F. Neue Geborgenheit…, S. 221.
110 Ibid., S. 223.
111 Ibid., S. 225 – 226.
112 Ibidem.
113 Ibid., S. 226.
114 Ibid., S. 230.
115 Ibid., S. 231.
116 Ibid., S. 231.
117 Ibid., S. 229.
118 Слепцов Василий. Неизданные страницы. — «Литературное наследство», т. 71. М., 1963, с. 361 – 365.
119 Там же, с. 366 – 367.
120 Там же, с. 367.
121 Там же. См. по этому поводу у К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наслаждения пролетариата, — из-за длинного рабочего дня, в силу чего потребность в наслаждении была доведена до высшей точки, а с другой стороны, благодаря качественной и количественной ограниченности доступных для пролетариев наслаждений, — приобрели свою нынешнюю грубую форму» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 419).
122 Слепцов Василий. Неизданные страницы, с. 365.
123 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 13.
124 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 16.
125 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 16.
126 Шкловский Виктор. Тетива. М., 1970, с. 264.
127 Высказывая эту правильную и очень важную для нас мысль, Шкловский не вдается в ее объяснение. Между тем ясно, что комическое в религиозном сознании, которое еще не затронуто разложением, а именно в архаическом религиозном сознании, имеет священный характер и является атрибутом культа. Обо всем этом подробно писала О. М. Фрейденберг в статье «Идея пародии» (см. рукописный «Сборник статей в честь Сергея Александровича Шеблева» (1926), который находится в Гос. Библиотеке СССР им. В. И. Ленина).
128 Шкловский Виктор. Тетива, с. 264, 269, 271, 289, 288, 264.
129 См: Гуревич А. Смех в народной культуре средневековья. — «Вопросы литературы», 1966, № 6, с. 207 – 213.
130
Мортон А. Л. Английская утопия. М., 1956, с. 30 – 31.
131 Мортон А. Л. Английская утопия М., 1956, с. 31.
132 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле…, с. 84.
133 Цит. по: Роллан Ромен. Собр. соч. в 14‑ти т., т. 14. М., 1958, с. 257.
134 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 120.
135 Руссо Жан-Жак. Избран. соч. в 3‑х т., т. I. М., 1961, с. 166.
136 Роллан Ромен. Собр. соч. в 14‑ти т., т. 14. М., 1958, с. 253.
137 Рафалович С. Эволюция театра. — «Театр. Книга о новом театре» СПб., 1908, с. 222.
138 «Русские пропилеи», т. 6. М., 1919, с. 108 – 109.
139 «Вестник театра», 1919, № 26.
140 «Вестник театра», 1919, № 31 – 32.
141 Там же, № 26.
142 «Вестник театра», 1919, № 44.
143 Иванов Вяч. Предисловие. — В кн.: Р. Роллан. Народный театр. Пг. — М., 1919, с. VIII.
144 «Театр. Книга о новом театре». СПб., 1908, с. 274.
145 «Вестник театра», 1919, № 4.
146 «Вестник», 1919, № 26.
147 «Театр. Книга о новом театре», с. 275.
148 См.: Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики М., 1968, с. 531 – 609.
149 Таиров Александр. Записки режиссера. М., 1921, с. 174 – 175.
150 Таиров Александр. Записки режиссера, с. 182 – 183.
151 «Вестник театра», 1919, № 45, 46.
152 «О театре». Тверь, 1922, с. 97, 99.
153 Радлов Сергей. Статьи о театре. 1918 – 1922. Пг., 1923, с. 39, 40.
154 «Жизнь искусства», 1919, № 110.
155 «Жизнь искусства», 1920, № 394.
156 «Жизнь искусства», 1921, № 688 – 689 – 690.
157 Цит. по: «История советского театра», т. I. Л., 1933, с. XXIV.
158 Керженцев П. М. Творческий театр. Пг., 1920, с. 99 – 100.
159 Керженцев П. М. Творческий театр, с. 106 – 107.
160 Там же, с. 106.
161 «Массовые театрализованные представления и праздники». М., 1965, с. 4.
162 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 9 – 10.
163 Плеханов Г. В. Соч., т. XIV, с. 54.
164 Там же, т. V, с. 317.
165 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 188, 189.
166 Плеханов Г. В. Соч., т. V, с. 316.
167 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II, с. 110.