Файл: Первая. Общетеоретические вопросы праздника как социальноэстетического феномена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

{3} Предисловие

{9} Часть перваяОбщетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена

I. Постановка проблемы. О понятии праздника

II. Проблема праздника в научной литературе XIX – XX вв.Краткий обзор общих концепций праздника

III. Праздник и общение. К вопросу о социальной сущности праздника

IV. «Праздничное время», «праздничное мироощущение» и «праздничная свобода»

{133} V. Праздник и искусство. К вопросу о специфике праздничного выразительно-игрового поведения

{178} Часть втораяПраздник и революция

I. Празднества Великой Французской революции 1789 – 1793 гг.

II. Праздничность социалистической революции как понятие марксистско-ленинской эстетики

III. Октябрьская революция и зарождение советского массового празднества

IV. Ранний советский массовый праздник. Его праздничность, функции и обрядово-зрелищные формы

V. Эстетические противоречия раннего советского массового праздника

VI. Эволюция советского массового праздника в 20‑е и 30‑е годы. Основные формы и типы. Эстетико-культурная и социальная проблематика

{381} Вместо заключения


168 См.: Узнадзе Д. Психологические исследования. М., 1966.

169 В характеристике праздничного поведения автор во многом отталкивается от идеи двуплановости поведения в случае игрового и художественного действия, выдвинутой Ю. М. Лотманом (см. его книгу «Структура художественного текста». М., 1970, с. 80 – 86).

170 Берковский Н. Я. Литература и театр. М., 1969, с. 425.

171 Там же, с. 419.

172 Берковский Н. Я. Литература и театр, с. 425, 426.

173 См.: Воинова З. Хэппенинг и его теоретики. — «Современное буржуазное искусство. Критика и размышления». М., 1975, с. 176 – 214.

174 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 419.

175 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 120.

176 Там же, т. 20, с. 346, 347.

177 Там же, т. 8, с. 122.

178 Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции. М.‑Л., 1933, с. 30.

179 Цит. по: Роллан Ромен. Собр. соч. в 14‑ти т., т. 14. М., 1958, с. 259.

180 См.: Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции, с. 104.

181 Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции, с. 82, 85.

182 Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции, с. 59.

183 «Речи и письма живописца Луи Давида». М.‑Л., 1933, с. 101 – 104.

184 Руссо Жан-Жак. Избр. соч., т. I. М., 1961, с. 168.

185 Эмбер Агнесса. Луи Давид живописец и член Конвента. М.‑Л., 1939, с. 59.

186 Тьерсо Жюльен. Празднества и песни Французской революции. Пг., 1917, с. 168 – 169.

187 Цит. по: Тьерсо Жюльен. Празднества и песни Французской революции, с. 208.

188 Озуф М. От термидора до брюмера. Революция говорит о самой себе, — «Век просвещения». Москва — Париж, 1970, с. 306.

189 Там же, с. 309.

190 Там же, с. 310 – 315.

191 Богораз-Тан В. Г. Христианство в свете этнографии. М.‑Л., 1928, с. 75 – 76.

192 См.: Там же, с. 77.

193 Цит. по: Тьерсо Жюльен. Празднества и песни Французской революции, с. 113 – 115.

194 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 607.

195 См.: Баталов Э. Воображение и революция. — «Вопросы философии», 1971, № 1.

196 «Вопросы философии», 1971, № 1, с. 77 – 78.


197 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 122.

198 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 287.

199 Там же, т. 1, с. 418.

200 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 123.

201 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 55.

202 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 208 – 209.

203 Там же, т. 20, с. 263.

204 Там же, т. 41, с. 70.

205 Там же, с. 81.

206 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 103 – 104 (курсив наш. — А. М.).

207 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 475 – 476.

208 «Правда», 1922, 8 октября.

209 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 103.

210 См. об этом: Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания о Ленине. М., 1969, с. 31 – 32.

211 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 55, с. 203 (С последней репликой Ленина перекликается следующее суждение М. Рейснера: «Один из печальнейших признаков нашей (российской. — А. М.) отсталости… неумение смеяться… Север и рабство, нищета и холод выморозили смех на долгие времена… Только красный смех мятежа пробегал багровыми змеями по лицу Руси. Только бескровной усмешкой бритой хари смеялись ее былые усмирители. А так — больше стонали, пели и ругались». — «Эрмитаж», 1922, № 2, с. 5).

212 Н. К. Крупская вспоминала, что Ленин был очень недоволен проведением «комсомольского рождества» (с 25 декабря 1922 г. по 6 января 1923 г. в Москве и ряде других городов по решению комсомола проводилось антирелигиозное празднество карнавального типа, сопровождавшееся озорством, осмеянием и оскорблением чувств верующих на улицах и в храмах, куда молодежь врывалась силой) «Мне раз влетело от Владимира Ильича, — писала она, — за то, что Главполитпросвет дал деньги на “комсомольское рождество”. Владимир Ильич требовал длительных, углубленных форм антирелигиозной пропаганды» (Крупская Н. К. Из атеистического наследия. М., 1964, с. 194).

213 Луначарский А. О народных празднествах. — «Вестник театра», 1920, № 62.

214 Луначарский А. О народных празднествах, с. 4. Подробнейшее обоснование того, почему в ситуации революции пролетариата складываются благоприятные условия для празднества, мы находим в других местах литературного и публицистического наследия Луначарского. Приведем некоторые из этих аргументов. 1) «Есть в революции, — пишет Луначарский, — нечто колоссальное, сразу всякому ощутимое, именно героизм, огромный порыв к будущему, переоценка всех ценностей и т. п.». С такими особенностями Октябрьской революции, как «потрясающий старый мир титанизм», «пламенные мечты о будущем», «самопожертвование во имя целого», он и связывал закономерность рождения массовых празднеств (см.: Луначарский А. В. О задачах театра в связи с реформой Наркомпроса. — «Культура театра», 1921, № 4, с. 2). Нарком просвещения принимал во внимание ту перестройку, тот сдвиг, который совершался благодаря революции в сознании и чувствовании людей: «Как после землетрясения, все выглядит по-новому. Не развалины вокруг, но новая жизнь, вызванная этим… буйно прорывается отовсюду. На все приобретается новая точка зрения, все обновлено и вовне и внутри». Иначе говоря, он учитывал состояние праздничности как условия зарождения празднеств (см.: Луначарский А. В. Статьи о советской литературе. М., 1958, с. 97). И последний, может быть, главный аргумент, приводимый Луначарским в качестве обоснования закономерности рождения революционных празднеств: «В обычное время мы делаем быт, а историю делают государственные деятели». Но в эпохи революционные «все или почти все начинают делать историю» (цит. по: «Вопросы литературы», 1972, № 10, с. 172).


215 Луначарский А. О народных празднествах (курсив наш. — А. М.).

216 Луначарский А. О народных празднествах, с. 4.

217 Там же.

218 Луначарский А. О народных празднествах, с. 4.

219 Луначарский А. О народных празднествах, с. 4 – 5.

220 См: «Декреты Советской власти», т. I. М., 1957, с. 404 – 405.

221 Цит. по: «Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20‑х годов. Материалы, документы, воспоминания». М., 1962, с. 55.

222 Брюсов В. Избр. соч. в 2‑х т., т. 1. М., 1955, с. 453.

223 «Красная новь», 1929, № 3, с. 202 – 203.

224 Маяковский Владимир. Полн. собр. соч. в 13‑ти т., т. I. М., 1955, с. 136.

225 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 201.

226 Тодорский А. Год — с винтовкой и плугом. М., 1956, с. 66, 67, 69.

227 Рид Джон. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1958, с. 35 – 36.

228 Рид Джон. 10 дней, которые потрясли мир, с. 36.

229 Луначарский А. Первый первомайский праздник после победы — «Красная Нива», 1926, № 18, с. 8.

230 Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М., 1968, с. 212.

231 Луначарский А. Первый первомайский праздник…, с. 8.

232 «Красная газета» (веч. вып.), 1927, 11 ноября.

233 О том, что сделала четырехлетняя империалистическая война с прежними верованиями русского народа, можно себе представить по записям, сделанным С. З. Федорченко на фронте со слов солдат: «Я такой глупый был, что спать ложился, а руки на груди крестом складывал… На случай, что во сне преставлюсь… А теперь ни бога, ни черта не боюсь». «Истинная правда, товарищ, что терпеть скоро нельзя станет Теперь тебе “эй” кличут, а скоро по-собачьему на свист идти прикажут. Дал я себе зарок — до малого сроку дотерпеть. А не будет перемены, начну, братцы, по-умному бунтовать. Есть у меня человечек один, обучит» «Я бы сам каку войну выдумал, для справедливости Чтобы на год муку принять и другим грозы наделать. Да чтоб потом на белом свете всем хорошо жилось. Коль и загубила б нас та война, так детям да внукам, может, вольготнее зажилось бы… Знаю супротив кого война надобна» «Думаю я, скоро дело сменится. Мы с покорностью идем, покуда греха боимся. А грехи разрешим — и другие нам пути найдутся». «Одно есть на свете самое наинужное, по-моему, — чтобы праздник был Только ради праздника и труд-то подымаешь» (Федорченко С. З. Народ на войне. М., 1925, с. 46, 8, 30, 40, 42).


234 Рейснер М. Старое и новое. — «Красная новь», 1922, № 2, с. 276.

235 Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления, с. 209.

236 К‑ъ. Первое мая. Впечатления очевидца. — «Известия Петроградского Совета…», 1918, 4 мая.

237 Маяковский Владимир. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1957, с. 277.

238 Луначарский А. Первый первомайский праздник…, с. 8.

239 Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления, с. 210 – 211.

240 Там же, с. 208 – 209.

241 См.: Ростовцева И. Участие художников в организации и проведении праздников 1 Мая и 7 Ноября в 1918 году. — «Агитационно-массовое искусство первых лет Октября». М., 1971.

242 Луначарский А. Первый первомайский праздник…, — Там же, с. 8.

243 Блок Александр. Собр. соч. в 8‑ми т., т. 6. М., 1963, с. 11, 12, 14.

244 Там же, с. 360, 363, 425, 367, 14.

245 Блок Александр. Собр. соч. в 8‑ми т., т. 6, с. 437.

246 Маяковский Владимир. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1956, с. 125.

247 Там же, с. 23.

248 Ленин. В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 201 – 202.

249 Там же, с. 202.

250 Там же, с. 203.

251 Садофьев Илья. Динамо-стихи. Пг., 1918, с. 28.

252 См.: Рихтер З. Первая годовщина. — «Вчера и сегодня». М., 1960, с. 27.

253 См.: «Массовые празднества». Л., 1926, с. 56.

254 Асеев Н. Собр. стихотворений, т. 1. М.‑Л., 1928, с. 158 – 159.

255 Продолжительное время автором этой эмблемы считали Е. Чехонина, много сделавшего для ее популяризации. После воспоминаний С. Герасимова («Искусство», 1957, № 7) ее возникновение связывают уже с именем Е. Камзолкина, а отчасти Н. Кузнецова и А. Лео. Но характерно, что еще в 1917 г. эта эмблема была своего рода гербом Саратовского губернского исполкома Официальное утверждение серпа и молота в качестве государственной эмблемы произошло 19 июня 1918 г. (см.: Борисовский Б. Символ единства трудящихся. — «Московский художник», 1974, 20 июня).

256 Имя создателя «красной звезды» до сих пор не установлено. Но известно, что официальное утверждение этой эмблемы произошло раньше утверждения «серпа и молота», а именно 19 апреля 1918 г. и в качестве нагрудного знака для воинов РККА, причем середину его занимало изображение молота и плуга (см.: Борисовский Б. Кто автор первой советской эмблемы? — «Московский художник», 1974, 10 апреля).


257 Керженцев В. После праздника — «Искусство», 1918, № 6 (10), с. 3.

258 Там же.

259 Маяковский Владимир. Полн. собр. соч., т. 2, с. 145.

260 Там же.

261 Керженцев В. После праздника, с. 3 – 4.

262 Рихтер З. Первая годовщина, с. 25 – 26.

263 «Агитационно-массовое искусство первых лет Октября». М., 1971, с. 89 – 90.

264 Рихтер З. Первая годовщина, с. 26.

265 «Агитационно-массовое искусство…», с. 88.

266 Пумпянский Л. Октябрьские торжества и художники Петрограда. — «Пламя», 1919, № 35, с. 13.

267 Тугендхольд Я. Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930, с. 18.

268 «Вестник театра», 1919, № 23, с. 7, 8.

269 «Жизнь искусства», 1920, № 439 – 441.

270 «Жизнь искусства», 1920, № 439 – 411.

271 Пиотровский А. И. За советский театр! Л., 1925, с. 51 – 52.

272
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36