Файл: Роль и значение классификации документной информации Архивного фонда Российской Федерации для организации ее поиска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· государственных объединений и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, религиозных объединений и организаций;

- негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий, промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации;

- физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие).

2) по видам носителей, способам и технике закрепления информации.

Письменные и графические документы на бумажных носителях хранятся в общих и специализированных архивах и организуются по архивным фондам организаций и физических лиц, их образовавших, а также по архивным коллекциям.

Аудиовизуальные и машиночитаемые (электронные) документы хранятся в специализированных архивах или в специализированных отделах общих архивов.

3) по срокам хранения:

- Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;

- Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;

- Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых фондах;

- Архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда РФ, находящиеся на временном и депозитарном хранении в государственных архивах.

Постоянное хранение — бессрочное хранение документов в архивном учреждении, государственном музее, библиотеке или же в архиве негосударственного учреждения.

Временное хранение - хранение документов АФ РФ до их передачи на постоянное хранение.

Депозитарное хранение документов - временное хранение документов

негосударственной части Архивного фонда РФ в учреждении ФАА, музее, библиотеке в течение срока и на условиях, оговоренных в договоре с собственником документов.

По истечении срока депозита, установленного в договоре, совсем не обязательно последует передача документов на постоянное хранение - это зависит от воли их собственника. Услуги по депозиту, как правило, оказываются государственными архивами за плату. Отраслевые фонды, по сути, представляют собой исторические архивы, сложившиеся при ведомствах, которые имеют право временного (в т.ч. депозитарного) хранения документов государственной части Архивного фонда РФ. При этом сроки, условия хранения документов в ведомстве закрепляются специальным соглашением между Росархивом и ведомством.


Отраслевые фонды с правом депозитарного хранения документов государственной части Архивного Фонда Российской Федерации:

1. Государственное геологическое предприятие “Российский геологический фонд” Комитета РФ по геологии и использованию недр

2. Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной Среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

3. Центральный картографо-геодезический фонд Центральной Федеральной службы геодезии и картографии России

4. Центральный государственный фонд стандартов и технических условий Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации

5. Российский государственный фонд кинофильмов Комитета РФ по кинематографии

6. Министерство иностранных дел РФ

7. Служба внешней разведки РФ

8. МВД СССР (по Постановлению СМ СССР от 27.12.84)

9. Для Министерства Обороны СССР решением СМ от 09.08.79 был установлен предельный срок хранения - 75 лет

10. Минсредмаш СССР (по Постановлению СМ от 18.06.87)

11. Академия наук СССР.
1.2. Сеть архивов Российской Федерации
Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия. Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов там же. Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации.



Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом. Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу. Первый фактор - это законодательное регулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого фактора стали федерализация системы государственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов. Второй фактор - это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.


Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.






Глава 2. Роль и значение классификации документов в поиске информации в Архивном фонде РФ



2.1. Классификация документов в пределах Архивного фонда РФ
Классификация архивных документов на первом уровне, то есть в пределах Архивного фонда РФ, предполагает их распределение по сети архивов. Научными признаками классификации документов в пределах Архивного фонда РФ являются:

1) Классификация документов по формам собственности.

Архивные документы могут находиться в государственной (федеральной и субъекта федерации), муниципальной или частной собственности. Документы, отнесенные к федеральной собственности, хранятся в федеральных государственных архивах, архивах федеральных музеев и библиотек, архивах организаций Российской академии наук, архивах федеральных организаций, имеющих право депозитарного хранения (отраслевые архивные фонды). Документы, относящиеся к собственности субъекта РФ, хранятся в государственных архивах, центрах документации, архивах государственных музеев и библиотек субъекта РФ. Документы, относящиеся к муниципальной собственности, хранятся в архивных учреждениях муниципальных образований (архивных отделах, муниципальных архивах), архивах муниципальных музеев и библиотек. Форма собственности архивных документов устанавливается законом и определяется, как правило, тем, в деятельности каких органов и учреждений (федеральных, субъектов федерации или муниципальных) они образовались или образуются.

Архивные документы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи или дарения. Передача этих документов из одной формы собственности в другую определяется законодательством РФ.

В целом к государственной или муниципальной собственности относятся:

- архивные фонды и архивные документы государственных учреждений, организаций, предприятий и государственных институтов, действовавших на территории России на всем протяжении ее истории, а также учреждений религиозных конфессий до момента отделения церкви от государства;

- архивные фонды и архивные документы органов государственной власти, местного самоуправления, прокуратуры, государственных и муниципальных организаций, действующих на территории РФ;