Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
2.1. Содержание работы на уроках внекласного чтенияв аспекте темы исследования
Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников формирования нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.
По мнению Усманова Р.А., «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственную мысль, выраженное в этом произведении» [53, с. 39].
Выбор произведений в курсе «Литературное чтение» отличается разнообразием тематик, стилем, языком стихотворений, сказок, рассказов. Материал и содержание занятий, дают возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Уроки литературного чтения – богатый источник переживаний, личного интеллектуально – эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читателя, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему. Оценка, по определению Следзевского И.В., есть «условие установления связей между знаниями и переживаниями». Мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает способность идентифицировать себя с героем произведения или другим человеком[48, с. 26].
Чувства, возникающие у школьника по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально–эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному героювыражается в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц.
Однако, как отмечает Чечет В. В., «…отношение к герою и его оценка у младшего школьника основывается, прежде всего, на анализе его отдельных поступков и очень редко – качеств, проявляющихся в них»[56, с. 31]. Это объясняется тем, что при чтении художественного произведения дети сосредотачивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствует достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед учителем задачу помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, учитель помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов.
В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.
Формирование нравственных ценностей у детей происходит и во внеурочное время. На таких занятиях постоянно возникают определенные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на занятиях рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе. Отношение ученика к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и, в то же время, требовательность друг к другу, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.
Итак, формирование нравственных качеств детей происходит как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у учащихся эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.). Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент на базе МКОШИ имени И. К. Каниди, г. Беслан, Правобережный район РСО-Алания. В эксперименте приняли участи учащиеся 4 «а» и 4 «б» класса.
Цель эксперимента:выявить условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности и проверить на практике влияние литературоведческой деятельности на формирование нравственных качеств обучаемых.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
I этап - первый констатирующий эксперимент.
II этап – формирующий эксперимент,
III этап – второй констатирующий эксперимент.
Цель первого констатирующего эксперимента – выявление первоначального уровня сформированности нравственных качеств младших школьников (в обоих классах).
Для этого мы использовали такие методы как: беседа по сюжетному рассказу метод незаконченных рассказов [приложение 1]; беседа по вопросам, беседа с использованием морального выбора [приложение 2]; анкета, диагностический метод «работа над ошибками» [приложение 3].
Данные первого констатирующего эксперимента были занесены в таблицу №2.
Таблица 2– Уровни сформированности нравственных качеств младших школьников
Проанализировав, результаты первого констатирующего эксперимента видим, что к началу эксперимента уровни сформированности нравственных качеств в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:
–с низким уровнем сформированности
в контрольном классе - 68%,
в экспериментальном - 68%;
–со средним уровнем сформированности нравственных качеств
в контрольном классе - 12%,
в экспериментальном - 20%;
–с высоким уровнем сформированности нравственных качеств
в контрольном классе - 20%,
в экспериментальном - 12%.
Результаты анкетирования, бесед и диагностического метода, посвященных вопросам первоначального уровня сформированности нравственных качеств младших школьников, потребовали проведенияопытно-экспериментальной работы, направленной на формирование нравственных качеств учащихся посредством проведения занятий по литературному чтению во внеурочное время.
2.2. Формы и приемы работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 4 класса во внеурочное время
Вторым этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента. Опытно – экспериментальная работа велась в течение 2017 – 2018 учебного года. Основная цель – формирование нравственных качеств
За основу была взята программа «Литературное чтение», которая обеспечивается учебниками «Родная речь» авторов В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.Ф.Климановой[26] и в дополнение к учебникам книги этих же авторов «Читаем сами, обсуждаем вместе», «Семейное чтение», «Родная речь. Читаем сами, обсуждаем вместе» [27, 28]. Данная программа направлена на введение ребенка в мир художественной литературы, на расширение кругозора детей, позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих и культурных ценностей.
Экспериментальная работа включала в себя непосредственный контакт с литературными жанрами фольклором: художественные произведения устного народного творчества, стихотворения, рассказы, статьи в которых отражаются темы родной природы, о взаимопонимании и помощи близким людям, о предательстве и дружбет.д.
В ходе формирующегося эксперимента особый акцент был сделан на формирование таких нравственных качеств, как ответственность и доброжелательность,так как именно эти качества в ходе контрольного этапа оказались на самом низком уровне сформированных нравственных качеств учащихся 4 класса.
Известно, что художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев.
Книги, в которых затрагиваются вопросы морали, являются источником для выработки этических норм необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
В своей опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что, рекомендуя книги для чтения, учитель должен знать, какие образцы нравственного поведения будут предложены школьникам для осмысления.
Мы старались подбирать рассказы, в которых в схожих ситуациях герои выбирают различные способы поведения. Так, например, после чтения рассказа А. Раскина «Как папа делил пирожное» мы познакомили ребят с рассказом Б. Никольского «Высшая мера наказания». В первом рассказе два брата разделили два своих пирожных на шестнадцать человек – всех своих товарищей, которые жили вместе с ними в детском лагере. Во втором рассказе молодой солдат хотел потихоньку от своих товарищей съесть присланный ему шоколад. Мы попросили учащихся подумать и ответить на следующие вопросы:
Было ли вам жаль Сенькова или нет? Почему?
Какого наказания вы ждали от сержанта?
Не считаете ли вы, что с Виктором Сеньковым поступили слишком жестоко?
Были ли нарушены его права?
Почему рассказ называется «Высшая мера наказания»"?
После прочтения произведений, мы попросили учащихся сравнить поведение героев, выразить свое отношение к главным действующим лицам двух рассказов. Совместно с учениками приходим к выводу о том, что у каждого человека есть свой высший суд – его совесть. Этот суд подсказывает человеку, как поступить, какой сделать выбор.
На уроках внеклассного чтения дети учатся сравнивать, выделять общее из ряда различных явлений, анализировать. Для этого необходимо поставить перед детьми проблемную ситуацию, которая требует от ребенка активных мыслительных действий. Она должна содержать вопрос, который требует мобилизации имеющихся знаний, работы с фактами, умения рассмотреть и оценить поступки людей с точки зрения нравственности. Естественно, что проблемные ситуации должны быть близкими, значимыми и интересными для детей. В то же время, надо сделать так, чтобы проблемный вопрос был достаточно сложным для детей. Следует избегать постановки вопросов, требующих лишь механического воспроизведения текста, не заставляющих думать.
Так, проблемные ситуации могут быть связаны с обсуждением вопроса о мотиве и результате поступка, о разном поведении в одинаковых ситуациях и, наоборот, об одинаковом поведении в разных ситуациях, с выбором поведения. Вопросы должны быть интересны для детей, затрагивать их ум и чувство, заставлять их в поисках ответа обращаться к фактам. Не следует бояться, если ученик в беседе выскажет неправильное мнение и будет его отстаивать. Важно выслушать всех, сопоставить разные высказывания. Дети постепенно будут приучаться вырабатывать и отстаивать свои взгляды, изменять неправильное представление под влиянием убедительных доводов.
Для школьников всех классов являются важными проблемы, связанные с проявлением дружбы, товарищества. Верность дружбе, умение пожертвовать чем-то дорогим ради друга, ложное товарищество, ябедничество – все эти вопросы актуальны для детей, обсуждение их вызывает интерес и помогает детям усвоить нравственную норму.
В беседе учитель может поставить перед детьми примерно такие вопросы, вокруг которых и строится обсуждение: за что люди ценят дружбу и товарищество? Что значит быть верным товарищем? Как можно помочь товарищу? Что значит «выручить» товарища? Расскажи о своем товарище, о вашей дружбе, о ваших общих радостях и огорчениях.В процессе такой работы нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
2.1. Содержание работы на уроках внекласного чтенияв аспекте темы исследования
Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников формирования нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.
По мнению Усманова Р.А., «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственную мысль, выраженное в этом произведении» [53, с. 39].
Выбор произведений в курсе «Литературное чтение» отличается разнообразием тематик, стилем, языком стихотворений, сказок, рассказов. Материал и содержание занятий, дают возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Уроки литературного чтения – богатый источник переживаний, личного интеллектуально – эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читателя, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему. Оценка, по определению Следзевского И.В., есть «условие установления связей между знаниями и переживаниями». Мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает способность идентифицировать себя с героем произведения или другим человеком[48, с. 26].
Чувства, возникающие у школьника по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально–эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному героювыражается в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц.
Однако, как отмечает Чечет В. В., «…отношение к герою и его оценка у младшего школьника основывается, прежде всего, на анализе его отдельных поступков и очень редко – качеств, проявляющихся в них»[56, с. 31]. Это объясняется тем, что при чтении художественного произведения дети сосредотачивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствует достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед учителем задачу помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, учитель помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов.
В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.
Формирование нравственных ценностей у детей происходит и во внеурочное время. На таких занятиях постоянно возникают определенные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на занятиях рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе. Отношение ученика к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и, в то же время, требовательность друг к другу, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.
Итак, формирование нравственных качеств детей происходит как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у учащихся эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.). Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент на базе МКОШИ имени И. К. Каниди, г. Беслан, Правобережный район РСО-Алания. В эксперименте приняли участи учащиеся 4 «а» и 4 «б» класса.
Цель эксперимента:выявить условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности и проверить на практике влияние литературоведческой деятельности на формирование нравственных качеств обучаемых.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
I этап - первый констатирующий эксперимент.
II этап – формирующий эксперимент,
III этап – второй констатирующий эксперимент.
Цель первого констатирующего эксперимента – выявление первоначального уровня сформированности нравственных качеств младших школьников (в обоих классах).
Для этого мы использовали такие методы как: беседа по сюжетному рассказу метод незаконченных рассказов [приложение 1]; беседа по вопросам, беседа с использованием морального выбора [приложение 2]; анкета, диагностический метод «работа над ошибками» [приложение 3].
Данные первого констатирующего эксперимента были занесены в таблицу №2.
Таблица 2– Уровни сформированности нравственных качеств младших школьников
Уровни сформированности | 4 «А» контрольный | 4 «Б» экспериментальный | ||
| Кач. | Количест. | Кач. | Количест. |
Высокий | 20% | 5 чел. | 12% | 3 чел. |
Средний | 12% | 3 чел. | 20% | 5 чел. |
Низкий | 68% | 17 чел. | 68% | 16 чел. |
Проанализировав, результаты первого констатирующего эксперимента видим, что к началу эксперимента уровни сформированности нравственных качеств в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются:
–с низким уровнем сформированности
в контрольном классе - 68%,
в экспериментальном - 68%;
–со средним уровнем сформированности нравственных качеств
в контрольном классе - 12%,
в экспериментальном - 20%;
–с высоким уровнем сформированности нравственных качеств
в контрольном классе - 20%,
в экспериментальном - 12%.
Результаты анкетирования, бесед и диагностического метода, посвященных вопросам первоначального уровня сформированности нравственных качеств младших школьников, потребовали проведенияопытно-экспериментальной работы, направленной на формирование нравственных качеств учащихся посредством проведения занятий по литературному чтению во внеурочное время.
2.2. Формы и приемы работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 4 класса во внеурочное время
Вторым этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента. Опытно – экспериментальная работа велась в течение 2017 – 2018 учебного года. Основная цель – формирование нравственных качеств
За основу была взята программа «Литературное чтение», которая обеспечивается учебниками «Родная речь» авторов В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.Ф.Климановой[26] и в дополнение к учебникам книги этих же авторов «Читаем сами, обсуждаем вместе», «Семейное чтение», «Родная речь. Читаем сами, обсуждаем вместе» [27, 28]. Данная программа направлена на введение ребенка в мир художественной литературы, на расширение кругозора детей, позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих и культурных ценностей.
Экспериментальная работа включала в себя непосредственный контакт с литературными жанрами фольклором: художественные произведения устного народного творчества, стихотворения, рассказы, статьи в которых отражаются темы родной природы, о взаимопонимании и помощи близким людям, о предательстве и дружбет.д.
В ходе формирующегося эксперимента особый акцент был сделан на формирование таких нравственных качеств, как ответственность и доброжелательность,так как именно эти качества в ходе контрольного этапа оказались на самом низком уровне сформированных нравственных качеств учащихся 4 класса.
Известно, что художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев.
Книги, в которых затрагиваются вопросы морали, являются источником для выработки этических норм необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
В своей опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что, рекомендуя книги для чтения, учитель должен знать, какие образцы нравственного поведения будут предложены школьникам для осмысления.
Мы старались подбирать рассказы, в которых в схожих ситуациях герои выбирают различные способы поведения. Так, например, после чтения рассказа А. Раскина «Как папа делил пирожное» мы познакомили ребят с рассказом Б. Никольского «Высшая мера наказания». В первом рассказе два брата разделили два своих пирожных на шестнадцать человек – всех своих товарищей, которые жили вместе с ними в детском лагере. Во втором рассказе молодой солдат хотел потихоньку от своих товарищей съесть присланный ему шоколад. Мы попросили учащихся подумать и ответить на следующие вопросы:
Было ли вам жаль Сенькова или нет? Почему?
Какого наказания вы ждали от сержанта?
Не считаете ли вы, что с Виктором Сеньковым поступили слишком жестоко?
Были ли нарушены его права?
Почему рассказ называется «Высшая мера наказания»"?
После прочтения произведений, мы попросили учащихся сравнить поведение героев, выразить свое отношение к главным действующим лицам двух рассказов. Совместно с учениками приходим к выводу о том, что у каждого человека есть свой высший суд – его совесть. Этот суд подсказывает человеку, как поступить, какой сделать выбор.
На уроках внеклассного чтения дети учатся сравнивать, выделять общее из ряда различных явлений, анализировать. Для этого необходимо поставить перед детьми проблемную ситуацию, которая требует от ребенка активных мыслительных действий. Она должна содержать вопрос, который требует мобилизации имеющихся знаний, работы с фактами, умения рассмотреть и оценить поступки людей с точки зрения нравственности. Естественно, что проблемные ситуации должны быть близкими, значимыми и интересными для детей. В то же время, надо сделать так, чтобы проблемный вопрос был достаточно сложным для детей. Следует избегать постановки вопросов, требующих лишь механического воспроизведения текста, не заставляющих думать.
Так, проблемные ситуации могут быть связаны с обсуждением вопроса о мотиве и результате поступка, о разном поведении в одинаковых ситуациях и, наоборот, об одинаковом поведении в разных ситуациях, с выбором поведения. Вопросы должны быть интересны для детей, затрагивать их ум и чувство, заставлять их в поисках ответа обращаться к фактам. Не следует бояться, если ученик в беседе выскажет неправильное мнение и будет его отстаивать. Важно выслушать всех, сопоставить разные высказывания. Дети постепенно будут приучаться вырабатывать и отстаивать свои взгляды, изменять неправильное представление под влиянием убедительных доводов.
Для школьников всех классов являются важными проблемы, связанные с проявлением дружбы, товарищества. Верность дружбе, умение пожертвовать чем-то дорогим ради друга, ложное товарищество, ябедничество – все эти вопросы актуальны для детей, обсуждение их вызывает интерес и помогает детям усвоить нравственную норму.
В беседе учитель может поставить перед детьми примерно такие вопросы, вокруг которых и строится обсуждение: за что люди ценят дружбу и товарищество? Что значит быть верным товарищем? Как можно помочь товарищу? Что значит «выручить» товарища? Расскажи о своем товарище, о вашей дружбе, о ваших общих радостях и огорчениях.В процессе такой работы нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.