Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, работая с детьми над рассказом Э.Шима «Брат и младшая сестра», мы провели беседу о том, как они относятся к членам своей семьи, внимательны ли к младшим братьям и сёстрам. Анализируя поведения Сани, дети говорят о том, почему он не заметно для маленькой Вари подкладывает ей в кузовок то землянику, то грибы, то малину. Он не ждал за это похвалы ни от неё, ни от взрослых. Это делалось им по внутреннему побуждению – он старший, а старшие всегда помогают младшим.
В беседе с детьми по рассказу Е.Пермяка «Самое страшное», где перед детьми ставится вопрос об отношении к старшим, к товарищам, о мнимой храбрости, проявившейся в жестокости, дети должны выявить своё отношение к Вове, осудить его поступки и сказать, что он должен сделать, чтобы вернулось к нему доброе отношение всех окружающих. После работы над данным произведением, мы попросили ребят поразмышлять над следующими вопросами:
- Наблюдали ли вы в жизни что-либо похожее на ту ситуацию, которая описана в рассказе Е. Пермяка?
- Была ли в вашей жизни ситуация, когда приходилось выбирать между тем, что хочется, и тем, что надо делать?
При этом беседу с учащимися мы построили так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это способствовало воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и помогло лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им адекватную и правильную оценку.
При знакомстве учащихся с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети пришли к выводу, что «плохо быть равнодушными, равнодушие порождает бездушие, чёрствость».
В процессе методической работы учащимся предлагалось решить нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга.
Так, например, при обсуждении рассказа Г. Снегирева «Скворец» мы предложили детям сделать следующий выбор:
1) ручного скворца жалко, но не надо его искать в зимнем лесу, можно замерзнуть и простудиться;
2) улетевшую птицу необходимо найти, иначе она погибнет.
Или в ходе беседы по рассказу В.Катаева «Цветик-семицветик» учащимся предлагалось решить такие нравственные задачи:
– Как правильно поступить? Последний лепесток от волшебного цветка потратить на какие-нибудь материальные ценности (сладости, игрушки, одежду) или помочь человеку, который попал в беду?
– Если бы у вас оказался цветик-семицветик, какие желания вы бы загадали.
В данной работе задача учителя не только обратить внимание детей на проявление тех или иных нравственных качеств, но и работать над определениями понятий: что такое доброжелательность и справедливость в человеческих отношениях, что такое товарищество и дружба, что такое честность.
Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа, а часто вспомнить и о своем личном опыте.
Интересным в методическом плане явилась работа по составлению учащимися 4 класса этических словариков. Для данной работы мы выбрали рассказ Виля Андреева «Белый лес». Данное произведение изучается учащимися как региональный компонент, поэтому оно не включено в учебник по литературному чтению. На предыдущем уроке учащиеся были ознакомлены с биографией писателя, а также с содержанием произведения. Затем осуществлялся анализ произведения, который способствовал более глубокому проникновению учащихся в содержание произведения, выявлению отношений между главными героями, причинами их поступков. Нами был сделан акцент на выявление нравственных качеств у главных героев этого произведения, чтобы на этом примере способствовать развитию этих качеств у учащихся данного класса. Далее последовала подготовительная работа, которая включала в себя беседу о нравственных качествах, в ходе которой проводилась работа с иллюстрациями, позволяющая выявить представления учащихся о дружбе, товариществе, взаимопомощи (см. рис. 1 и 2).
Рис. 1 Рис. 2
Анализ ситуаций, представленных на иллюстрациях осуществлялся через ряд вопросов:
- Ребята, какая ситуация изображена на картинках?
- Как вы думаете, кто из мальчиков поступает правильно? Почему вы так считаете?
- С кем из мальчиков вы хотели бы дружить? Почему?
Далее осуществлялась беседа о нравственных качествах. Она включала в себя следующие вопросы:
- Как вы думаете, что такое нравственные качества?
- Какие качества человека относят к нравственным качествам?
- Нужны ли эти качества человеку? Почему?
- А есть ли данные качества у вас? В чем они проявляются
В ходе анализа иллюстраций и беседы учащиеся смогли самостоятельно дать определение нравственным качествам (это качества человека, определяющие его правильное, положительное поведение в обществе) и определить какие качества личности можно отнести к нравственным.
Далее проводился подробный анализ характеров главных героев произведения Виля Андреева «Белый лес». В ходе анализа учащиеся отвечали на следующие вопросы:
- Вспомните, кто является главными героями произведения Виля Андреева «Белый лес»?
- Дайте характеристику героям Яшке и Павлуше.
- Чем похожи и чем отличаются эти герои?
- Как вы думаете, обладают ли нравственными качествами эти герои? Какими? Почему вы так решили?
В ходе данных вопросов учащиеся выделили, что герои Яшка и Павлуша обладают таким нравственным качеством, как товарищество. Товарищество – это качество человека, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми. Затем учащимся предлагалось, исходя из данного определения, доказать примерами из текста, что мальчики обладают этим качеством. Далее задавались следующие вопросы:
- Кто из мальчиков обладает этим качеством в полной мере?
- Как вы думаете, есть ли это качество у вас? У ваших родных? Почему?
В конце урока осуществлялась работа с этическим словариком. Так как данное занятие было первым, на котором использовался данный вид словаря, вначале учащимся был дан инструктаж, в ходе которого объяснялось, как правильно работать со словарем. В качестве наглядности на слайде был представлен образец заполнения первой страницы словаря.
Таблица 3– Этический словарик
Качество | Определение | Герой | Признаки | Есть ли у меня | Есть ли у родных |
Товарищество | Качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми | Павел Яшка | Общие интересы – совместные игры, Павел помогал Яшке, когда тот упал с дерева | | |
После заполнения таблицы был проведен итог урока в форме беседы. Затем учащимся был дан инструктаж о выполнении домашнего задания: подобрать иллюстрацию, которая иллюстрировала нравственное качество – товарищество. В ходе данного занятия была отмечена большая активность учащихся. На этапе анализа произведения многие учащиеся давали точные и развернутые ответы на вопросы. Особый интерес вызвала работа с этическим словариком.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Приведем отрывки из урока по сказке «Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (подробный конспект данного урока представлен в приложении №4).
Учитель: На прошлом уроке вы закончили изучать главу «Крутим барабан времени». Дома вы составляли карты мыслей по темам: «дружба» и «счастье или счастливое детство». Поделитесь картами ваших мыслей в группах и составьте одну общую карту мыслей в группе. (Счастье или счастливое детство: игрушки, благополучие родителей, много друзей, хорошее питание, одежда по сезону, возможность учиться ….
Дружба: общение, играть вместе, отношения, взаимная привязанность, общие интересы, единодушие, доброта, отзывчивость, честность, верность, помощь).
- Из ваших высказываний можно сделать вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Настоящее счастье – это когда у человека есть самое главное - дом, семья, самое нужное в жизни, если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют. Нужно ценить эти понятия на протяжении всей жизни.
Учитель: Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь).
- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!». К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям) .
- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро).
После того, как учащиеся познакомились с главными героями, мы просим ответить их на вопросы:
- Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с. 86).
- Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа, любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса).
- Как характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари –добра, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать; Фриц – развитый мальчик, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый.)
- Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это советник суда Дроссельмейер – необыкновенно искусный мастер, загадочный, нео6ычный человек.Мари – тонко чувствующая, добрая девочка.)
- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика? (То, что Мари предпочла всем остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно не отличался внешней красотой, зато обладал лицом, которое светилось добродушием, глазами, которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, благовоспитанностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось Мари), характеризует Мари как человека чувствующего, глубокого, который умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживать истинную, то есть душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства).
- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите в паре друг другу.
- Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же мысленно оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и сочувственно. Она огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала ему сломанную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья, подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала утешать и убаюкивать, чем вызвала смех брата Фрица.)
- Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер? (Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал зaмечание отца, который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат никогда не оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер принял сторону Фрица: Щелкунчик не вызвал в ней сочувствия).
В качестве домашнее задания учащимся было предложено составить словесные портреты главных героев сказки, прочитать самостоятельно главы «Любимец», «Чудеса», «Битва», для того, чтобы можно было на следующем уроке поделиться своим впечатлением о прочитанном.