Файл: 1. 2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолжности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 914
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Политика предоставления коммерческого кредита (отсрочки платежа за поставленный товар) должна быть направлена на оптимизацию реализации продукции предприятия и притока денежных средств в результате погашения дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что изменение условий предоставления коммерческого кредита может быть вызвано острой нехваткой денежных средств у предприятия-продавца.
Предприятие может предложить покупателю своей продукции:
1) скидку за предоплату;
2) частичную предоплату (сочетание предоплаты и продажи в кредит);
3) передачу на реализацию, при которой предприятие-продавец сохраняет права собственности на товары до их фактической реализации партнером сделки — торговым предприятием;
4) поэтапную оплату (выставление промежуточного счета), предполагающую оплату по мере выполнения заказов или работ;
5) предоставление банковской гарантии, предполагающей возмещение банком суммы погашения дебиторской задолженности в случае неисполнения своих обязательств дебитором;
6) гибкое ценообразование:
- с целью защиты от инфляционного обесценения доходов от реализации продукции цены могут быть привязаны к общему индексу инфляции или зависеть от индекса инфляции для конкретных видов продукции;
- с целью получения доходов не ниже среднерыночных цены могут быть привязаны к стоимости альтернативных источников доходов;
- цены могут быть снижены за досрочную оплату поставленной продукции, так как скидки приносят больше пользы, чем штрафы.
Основные приемы управления дебиторской и кредиторской задолженностью приведены в таблице 1.1.
Таким образом, можно сказать, что управление дебиторской и кредиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для покупателей, пути ускорения возвращения долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. При этом учитывается номинальная стоимость неоплаченной продукции, степень вероятности не получить часть числящейся дебиторской задолженности и, как расчётный результат, реальная величина отсроченных доходов.
Таблица 1.1 - Основные приемы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
Алгоритм управления дебиторской и кредиторской задолженностью | Основные приемы управления |
Обоснование возможности возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей | Анализ заказов, оформления расчетов и установление характера дебиторской и кредиторской задолженностей |
Определение политики предоставления кредита и инкассации для разных групп заказчиков (поставщиков) и видов уcлуг (продукции) | Анализ дебиторов |
Анализ и ранжирование заказчиков (поставщиков) в зависимости от объемов заказов (закупок), истории кредитных отношений и предложенных условий оплаты | Анализ задолженности по видам услуг для определения невыгодных относительно инкассации услуг. |
Контроль расчетов с дебиторами (кредиторами) за отсроченную или просроченную задолженность и изучение причин несоблюдения договорной дисциплины | Оценка реальной стоимости, существующей дебиторской и кредиторской задолженностей |
Своевременное определение приемов ускорения долгов и уменьшения безнадежных долгов | Сокращение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов |
Обеспечение условий продажи (предоставления услуг), которые гарантируют поступление денежных средств | Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей. Определение размеров скидок при досрочной оплате |
Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации | Оценка возможности факторинга продажи дебиторской задолженности |
Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженностей необходимо придерживаться подробного плана, основные этапы которого:
-
Анализ дебиторской задолженности, который включает изучение размера долгов покупателей, их составных элементов и динамики. Полученные расчеты лучше оформить в виде таблицы или графика, тогда наглядно будет видно, какие изменения произошли за отчетный период.
-
Анализ кредиторской задолженности, включающий изучение ее размера, изменений в динамике, структуры. Особо важно определить, как изменились краткосрочные долги перед кредиторами (в сумме, доле). При росте удельного веса этого показателя в общем объеме задолженности перед кредиторами увеличиваются финансовые риски компании, поскольку такие долги требуется быстрее погашать. -
Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей на их сбалансированность. Этот этап очень важен, ведь долги перед кредиторами являются источником финансирования отсрочки платежа, предоставляемой покупателям.
Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженностей с целью установления баланса составляется таблица, в одной части, которой отображается пассивное сальдо (когда сумма долга перед кредиторами выше, чем должны покупатели) на конец и начало года, а также выводится размер произошедших изменений. В другой части таблицы высчитывается активное сальдо, демонстрирующее, насколько долги дебиторов больше, чем кредиторская задолженность.
Идеальным считается вариант, при котором размеры долгов кредиторов и дебиторов равны. Вызывающая опасение ситуация — когда имеется активное сальдо. Это свидетельствует о том, что для обеспечения потребностей дебиторов компания привлекает дополнительные средства, поскольку источника в виде задолженности кредиторам уже недостаточно.
-
Анализ средних сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженности. Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженностей в части установления сроков погашения проводится сравнение рассчитанных на предприятии данных с общеотраслевыми.
Так, рост срока оплаты долгов дебиторами говорит о внедрении в компании либеральной кредитной политики. В идеале она должна привести к увеличению объема реализации, при этом риск роста безнадежных долгов возрастает.
Увеличение среднего срока возврата долгов кредиторам свидетельствует об ухудшении платежеспособности компании. Но также это может свидетельствовать и о росте эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ведь у него на более долгий срок сохраняются в обороте средства, предназначенные для погашения долгов. Идеальным вариантом для компании будет ситуация, когда сроки погашения обоих видов задолженностей равны.
-
Оценка влияния изменений сумм кредиторской и дебиторской задолженности на финансовое состояние компании. Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженностей в данном разрезе определяются такие важные показатели, как финансовая устойчивость компании, имущественное положение, деловая активность, ликвидность и платежеспособность.
Управляемой и рациональной принято считать структуру кредиторской задолженности с преобладанием обязательств перед поставщиками товароматериальных ценностей, работ, услуг и покупателями по авансам, полученным в счет предстоящих поставок.
При формировании кредитной политики необходимо определить сумму финансовых ресурсов, авансируемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Если значительную долю кредиторской задолженности составляют авансы, полученные в счет предстоящих отгрузок, можно сказать, что предприятие имеет хорошую репутацию, и его продукция пользуется спросом.
Управление кредиторской задолженностью неразрывно связано с анализом соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей. В идеале отсрочка платежа по договорам с кредиторами в днях должна быть больше, чем отсрочка платежа, предоставленная дебиторам. Такие коммерческие условия дают возможность своевременно, без дополнительных расходов на неустойки и штрафы выполнять свои обязательства и обеспечивать достаточный для деятельности запас товаров и материалов.
Организация управления кредиторской задолженностью связана с повседневным исполнением требований кредиторов, что предполагает ранжирование поставщиков и иных заимодавцев по важности, а платежных документов - по срокам погашения (то есть фактически определяется приоритетность платежей) (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Управление долгами в зависимости от важности кредитора [30, с. 18]
Кредитор | Риск непогашения долга | Регулирование долга |
Банк | Ухудшение кредитной истории, повышение ставки кредитования, обращение взыскания на залог, досрочное взыскание долга | Увеличение срока погашения за счет роста ставки |
Налоговые органы | Блокировка счета, принудительное списание средств со счета | Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит |
Сотрудники | Снижение мотивации к труду, приостановка работы, необходимость выплаты материальной компенсации | Переговоры (хорошо действуют методы убеждения), поэтапная выплата |
Монопольные поставщики услуг | Отключение коммунальной услуги, снижение трафика | Гарантийные письма |
Прочие поставщики | Прекращение отпуска товаров в кредит | Переговоры, повышение цены за счет увеличения отсрочки |
По мнению автора, в первую, самую важную группу кредиторов следует включить сотрудников, банк и налоговые органы. Внутри этой группы первенство может быть отдано тому или иному кредитору в зависимости от конкретной ситуации. Например, для организации, плотно «завязанной» на кредиты, самым важным будет долг перед банком. Для организации, редко пользующейся банковскими кредитами, уже не столь критично испортить свою кредитную историю. Если организация работает в сфере розничных продаж и услуг, настроение персонала напрямую влияет на продажи, следовательно, лучше не огорчать сотрудников задержками по зарплате. Долг перед налоговиками опасен тем, что они могут заблокировать счета, из-за чего остановятся платежи в адрес всех остальных кредиторов.