Файл: 2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений особенности коммуникативных.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 По окончании упражнения анализируются конкретные особенности поведения участников дискуссии, соответствующие разным стилям поведения. Делаются выводы о продуктивности. Психологический тренинг – это особая форма групповой работы, со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути он представляет форму обучения, приобретения новых навыков, освоения иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания.
СПТ – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать навыки построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения [6, 876c]. Эффективная работа СПТ – группы предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы. Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают становиться в позицию клиента и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, проходных упражнениях когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что, по сути, видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний. Это важно помнить на этапе планирования работы, отбора участников. Самое лучшее – предварять работу СПТ-группы специальной клиентской группой, позволяющей участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч с будущими участниками. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания [14, 255c]. Принцип добровольности Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, это значит, что не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, отработки навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии. Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно и может быть опасно для его психического здоровья.
30 Люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию для того, чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Человек должен определить, нужно ли это ему Готов ли он сейчас к этому Время и частота проведения Оптимальный объем СПТ в академических часах – от 24 до 40. Оптимальная продолжительность рабочего дня – от 8 до 10 академических часов (6 – в самом крайнем случае. Понятно, что это может быть реализовано только тогда, когда занятия проходят в специально отведенные для этого дни, больше ничем для участников незанятые каникулы, выходные, в дни, освобожденные от другой работы. Чтобы тренинг был эффективным, только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия, а не совмещать их с уроками или рабочими делами, тем более что занятие, длящееся менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу никакого отношения. Активное обучение предполагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта. Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями [14, 241c]. Как часто следует встречаться группе Если занятия короткие – 4-5 часов, то желательно каждый день или несколько разв неделю. Если занятия длинные, часовые, можно встречаться разв неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан закрыть участников тренинга, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только пожеланию, а не из-за нерешенной там проблемы.
Тренинговая программа Тренинг – это не только упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника, но прежде всего это определенная концепция человеческих отношений, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим. Итак, первый шаг – осознание участниками тренинга того взгляда на мир человеческих отношений, который тренер желает осуществить в своей работе. Второй шаг – выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема основана на очень простой логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами, завершение контакта. В соответствии сними и строится работа СПТ-группы. Психологический тренинг (по Петровской) – это средство воздействия, направленное на расширение знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Предполагается обучение знаниям, умениям, навыкам в совершенствовании межличностных отношений.
31
Сформированность таких навыков поможет участникам группы повысить собственную компетентность в отношении мотивов социального поведения, позволит улучшить понимание других людей, осмыслить помехи общения и опробировать способы преодоления этих помех. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания. Участие в тренинге может быть только добровольным. Форма проведения – дискуссионные группы, где предметом обсуждения являются реальные отношения участников. Происходит анализ собственной динамики, решаются частные задачи, такие как установление валидной коммуникации, те. участники группы должны свободно и точно информировать о своих чувствах, адекватно воспринимать свое место в системе внутригрупповых отношений. Решается еще одна задача – налаживается обратная связь, обязательно должен быть климат психологической безопасности, участники должны использовать не свои обычные модели поведения, а те, которые ими не используются в реальной жизни [22, 31c].
Т-группа – это группа, имеющая ограничения по количеству участников (от 7 до 15 чел. Желательно, чтобы это были незнакомые между собой люди. Сроки проведения от ух дней до 2 месяцев. Обязательная позиция – это позиция тренера. По своим функциям тренер обязан обеспечить в группе атмосферу доверия и открытости демонстрация участникам группы модели желаемого поведения предполагает терпимость, открытость и поддержку искренности у других, принцип здесь и теперь не только невозможность обсуждения вне группы того, что здесь происходит, но обсуждаются только те события, которые имеют место быть в настоящем. Цель Т-групп – это совершенствование социально-психологической компетентности участников. Принципы работы тренинговой группы
1. Принцип активности – в тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия, это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений или наблюдение за другими по специальной схеме. Этот принцип является ключевым в СПТ. Поэтому тренинг относят к интерактивным формам обучения.
2. Принцип исследовательской позиции – участники входе тренинга открывают для себя какие-то закономерности, которые уже известны в психологии, и что особенно важно, открывают свои личностные особенности, они исследуют, им не дают психологическую закономерность в готовом виду, у них есть возможность самостоятельно это прочувствовать, пропустить через себя, открывая свои личностные особенности
3. Принцип объективации поведения – принцип осознания. Универсальное средство объективации – обратная связь. В качестве обратной связи используются не только высказывания других участников, но и технические средства (виде и аудиозаписи.
32 4. Принцип партнерского общения – такое общение, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, атак же их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия и откровенности [5, 343c]. Выводы по второй главе В целях выявления коммуникативных компетенций педагогов средней школы было организовано исследование, в котором приняли участие педагоги МБОУ «БСШ №4» По результатам проведенных исследований было выявлено, что у большинства педагогов уровень коммуникативной импульсивности находится на среднем уровне, что свидетельствует о целенаправленности, ясности ценностных ориентаций, проявлении настойчивости в достижении поставленных целей, стремлении доводить начатое дело до конца. Оценка эффективности педагогических коммуникаций находится на среднем и высоких уровнях, что их коммуникативная деятельность довольно свободна по форме. Уровень коммуникативной толерантности находится на высоком уровне, что обусловлено тем, что они либо не воспринимают различий между собой и другими, либо не испытывают негативных переживаний из-за этого. В качестве рекомендаций педагогам предложен психологический тренинги упражнения по развитию коммуникативных компетенций.
33
Заключение
Теоретическое и эмпирическое исследование, проведенное нами по проблеме изучения особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы, проанализировав несколько различных направлений исследований особенностей коммуникативных компетенций, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с богатой и хорошо разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении коммуникативных компетенций огромны и неоспоримы. Были выявлены особенности коммуникативных компетенций педагогов. Значение коммуникативных компетенций является неотъемлемой частью в деятельности педагогов средней школы. Так как, необходимо обладать навыками работы и передачи информации знать особенности коммуникативной среды уметь использовать принципы делового общения при планировании и анализе своих действий определять цели и стратегии контактов учитывать намерения и способы коммуникации коллеги партнеров менять по мере необходимости собственные речевые тактики и стратегии и т. д. Для выполнения заданной цели была проведена следующая работа мы изучили и проанализировали литературу по проблеме исследования. Подобрали методы и методики диагностики коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Провели эмпирическое исследование, а также разработали рекомендации по улучшению коммуникативных компетенций. Таким образом, проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование позволило выполнить все поставленные задачи, а результаты, полученные входе исследования, подтверждают нашу гипотезу, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы. Полученные результаты и сформулированные на их основании выводы не претендуют на исчерпывающее представление рассматриваемой проблемы. Теоретический и практический материал требует дальнейшего развития и уточнения.
34 Список использованных источников
1.
Андреева, ГМ. Социальная психология Текст / ГМ. Андреева.
– Москва : Аспект пресс, 2008. – 303 с.
2.
Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе Текст / Л.В. Байбородова. – Москва : Ярославль, 2003. – 513 с.
3.
Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе диагностика, коррекция, педагогическая поддержка Текст / М.Р. Битянова. – Москва : Педагогический поиск, 2005. – 667 с.
4.
Богуславская, И. Деятельность классного руководителя в современной школе Текст / И. Богуславская. – Москва : Народное образование, 2004. – 422 с.
5.
Буева, Л.П. Человек деятельность и общение Текст / Л.П.
Буева. – Москва Красная звезда, 2008. – 712 с.
6.
Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников Текст / Л.Н. Булыгина. – Москва : Вопросы психологии, 2010.
– 297 с.
7.
Василькова, Ю.В. Социальная педагогика Текст / Ю.В.
Василькова. – Москва : Академия, 2000. – с.
8.
Волкова, Л. Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры Текст / Л. Г. Волкова. – Москва : Искусство и образование, 2007. – 105 с.
9.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст / Л.С.
Выготский. – Москва : Педагогика–Пресс, 2002. – 254 с.
10.
Гейхман, Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала Текст / Л.К. Гейхман. – Москва : Профессиональное образование, 2006. –
410 с.
11. Георгиевский, А.В. Проведение праздников в начальных классах Текст / А.В. Георгиевский. – Москва : Просвещение, 2001. – 160 с.
12.
Дереклеева, НИ. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе Текст / НИ. Дереклеева. – Москва : Академия, 2005. – 398 с.
13.
Дубровина, МВ. Индивидуальные особенности школьников Текст / М.В.Дубровина. – Москва : Наука и искусство, 2005. – 511 с.
1 2 3 4 5 6