Файл: 2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений особенности коммуникативных.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 2)коммуникативно-прогностическую оценка положительных и отрицательных сторон предстоящего общения
3)коммуникативно-программирующую подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
4)коммуникативно-организационную организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.);
5)коммуникативно-исполнительскую диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения) [28, 143c]. Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются
1) соционормативный опыт народной культуры
2) знание языков общения, используемых народной культурой
3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере
4) опыт восприятия искусства.
Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе стем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания. Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества.
Сигнификация – это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения [27, 233c]. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основой ее формирования является опыт общения с одной стороны, он социален (т.к. включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой, индивидуален (т.к. основан на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не формализованной. Формализованная коммуникативная компетенция – набор
10 более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей. Не бывает, по определению, коммуникативной компетенции вообще. Водной среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной группе это может быть не так. Рассмотрим пример. Предположим, есть абстрактный строитель- прораб. Будучи в своем коллективе, с помощью обсценной лексики и хорошо зная коллег, он может весьма эффективно управлять подчиненными. Попав в другую среду, например в среду ученых, он может заметить, что его коммуникативная компетенция близка к нулю. Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов. Одни компоненты водной ситуации могут повышать компетенцию конкретного человека, в другом отношении – понижать (как в примере с обсценной лексикой, 99c]. Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов
1) мотивационно-ценностный
– это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;
2) когнитивный – это информация, познания педагога
3) операциональный – применение знаний практическим образом
4)позиционно-ценностный
– отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога [4, 78c]. Таким образом, наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задачи работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.
1.2 Формирование коммуникативных компетенций Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития, но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге образовательной организации. Именно
11 он является основной фигурой при реализации на практике различных нововведений. Для успешного внедрения новшества, для решения задач, поставленных передним в новых условиях, педагог должен обладать профессиональной компетентностью на должном уровне [13, 77c]. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводиться к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это сердцевина профессионализма педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно – ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, неготов гибко управлять процессом взаимодействия входе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т.д. От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения сточки зрения решения проблем, удовлетворенность педагога и детей своим трудом. Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса [5, 87c]. Таким образом, коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня, от которой зависят персональный успех, конкурентоспособность и личная удовлетворенность, а также качество образования. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правили требований. Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
1) Правило постоянной готовности к пониманию. Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
2) Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слова без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
3) Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего сопровождения — мимикой, жестами, интонацией, позой.
12 4) Правило собственной неправоты. При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
5) Правило места и времени. Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
6) Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельства также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
7) Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
8) Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания. [7, 122c]. Рассмотрим структуру коммуникативной компетентности. Многие исследователи включают в структуру коммуникативной компетенции достаточно разноплановые элементы. Вместе стем среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности. Коммуникативные знания понимание того, что такое общение, знание его видов, фаз, закономерностей развития коммуникативных методов и приемов, их действия, возможностей и ограничений методов, эффективных в отношениях разных людей и разных ситуаций степени развития собственных коммуникативных умений и методов, эффективных и неэффективных в собственном исполнении. Коммуникативные умения речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, поддерживать обратную связь, преодолевать коммуникативные барьеры интерактивные умения умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, навык самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, активно слушать социально – перцептивные умения умения адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояние, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умение производить благоприятное впечатление. Коммуникативные способности умение давать социально- психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться социально- психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [18, 143c]. Говоря о коммуникативной компетентности, следует рассмотреть вопрос о педагогическом общении, ведь общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и всех участников образовательного процесса, содержанием которого являются
13 обмен информацией, познание личности партнера по педагогическому общению и организация совместной деятельности. Типы педагогического общения и профессиональных позиций педагога общение на основе увлеченности совместной деятельностью общение на основе дружеского расположения
3)общение-дистанция;
4)общение-устрашение;
5)общение-заигрывание;
6)общение-превосходство. Изданных типов общения мы можем отнести к гуманистически направленным общение на основе увлеченности совместной деятельностью, которое предполагает содружество, заинтересованность, сотворчество, коллективизм и общение на основе дружеского расположения. Оно наличествует тогда, когда есть мера в общении, а также целесообразность дружественности. Эти стили гуманистически направленного общения создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности детей. К не гуманистически направленным относятся общение – устрашение общение – заигрывание общение – превосходство. Это крайние формы педагогического общения, применимые в строго определенных ситуациях. Стиль общения – дистанции, скорее всего, можно отнести к нейтральному. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей [9, 675c]. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание типов общения в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Стили педагогического общения находят свое выражение в типах педагогического руководства деятельностью воспитанников авторитарном – общение строится на дисциплинарном воздействии и подчинении демократическом – общение и деятельность предполагают творческое сотрудничество либеральном – имеет место попустительство, отсутствует система в организации деятельности детей и необходимого контроля. Следует отметить, что в деятельности педагога, которому присущ демократический тип руководства, могут присутствовать и элементы авторитарного стиля например, при организации сложной деятельности, требующей строго порядка и дисциплины. Некоторые элементы либерального стиля допустимы при организации творческой деятельности
[15, 76c]. Таким образом, выбор стиля педагогического руководства определяется гибкостью, вариативностью техники педагогического общения, зависит от конкретных условий, особенностей воспитанников и их деятельности.
1.3 Особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы