Файл: 2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений особенности коммуникативных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 Проблема учителя является самой важной в системе гуманно- личностного педагогического мышления, которое стало характерным для современного образования. Учитель создает вокруг себя свое образовательное поле, в котором определяется общение учителя с учеником. Однако общение не всякого склада, а такое, в котором ученик добровольно входит в духовную общность с учителем, находит в учителе убежище, опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Такое притягивающее образовательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей педагогической практике. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений [22, 87c]. Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков
1) социально – психологический
2) нравственно – этический
3) эстетический
4) технологический. К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление
(самопрезентационное умение, рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства – вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия – внушения, убеждении. В нравственно – этический блок входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения [29, 344c]. В эстетический блок входят умения гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного. В технологический блок входят умения использовать учебно- воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность. Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность [19, 73c]. Какой же учитель эмоционально привлекает учащихся


15 Им интересен учитель, обладающий профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-этической культурой, педагогическим мастерством, включая искусство общения. К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее
1) потребность в общении с детьми
2) его положительная эмоциональная тональность
3) доминирующее переживание чувства удовлетворения им
4) взаимное сближение учителя и учащихся
5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты
6) конструктивное решение межличностных противоречий
7) гуманизм и демократизм общения
8) эстетика общения. Выявлены мнения школьников о педагоге.Учащиеся назвали самые важные качества учителя. Прежде всего, они хотят, чтобы на уроке было интересно, чтобы учитель был доброжелательным, с чувством юмора. На втором месте оказались уважение к учениками справедливость. В третьем ряду стоят требовательность и хорошее знание предмета, затем любовь к детям , спокойствие , терпение . Ученики хотят доброго, доброжелательного, с чувством юмора и интересно ведущего уроки учителя. Еще, по их мнению, учитель должен уважать ученика, быть справедливыми требовательным. Учитель, сумевший зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников, без труда завоюет их любовь и уважение. Интересно, что такие важные для учителей качества, как спокойствие и терпение учащиеся оценили невысоко. Возможно, это произошло потому, что они выделили как основное качество учителя уважение. А оно уже предполагает, что учитель не позволит себе повысить голос на ученика и терпеливо, не перебивая, выслушает ученика до конца, при этом давая советы по той или иной ситуации [26, 134c]. Итак, по мнению учащихся, хороший учитель обладает чувством юмора, интересно ведет уроки, требовательный и одновременно уважает учеников и много знает. Думаем, что, если учитель и дети улыбаются на уроке, значит, нет напряжения, значит, детине трясутся от страха, не боятся учителя, они (и учитель, и дети) в хорошем настроении, а в хорошем настроении всё лучше получается. Смех и улыбка создают на уроке ту необходимую доброжелательную атмосферу для установления отношений дружбы и сотрудничества между учителем и учениками. В такой атмосфере легко работается. Именно поэтому дети так ценят это качество. Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными коммуникантами– улыбками, одобрением. Тактика учителя должна быть не наказывающая, а поощряющая, воодушевляющая, щадящая достоинство каждого ребенка. Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников – говорит
Ш.А.Амонашвили. Педагогическая Улыбка как духовное состояние учителя, как качество его духа, сопровождает его постоянно, он наращивает в себе её мощь, он сам становится Улыбкою и распространяет вокруг себя добро и надежду. Это состояние и есть самое важное, в нем обилие даров его духа. А ученик в этот момент переживает радость, облегчение, успех, успокоение, то,


16 что именно сейчас ему нужно было. Дети, как и все люди, стремятся к получению положительных эмоций. Плохое настроение учителя быстро передаётся детям, угнетает их. Стремление детей к положительным эмоциям проявляется также в том, что ученики больше всего любят, когда учитель ставит хорошие оценки, улыбается, шутит.
По мнению школьников, самые плохие качества учителя – это злость, непонимание, несправедливость, имеет любимчиков. Сточки зрения школьников, неправильно, когда учитель кричит, злится, ругается, ставит двойки, много задаёт, зовет директора, читает нравоучения [27,233c]. Таким образом, прежде всего, учителю необходима четкая личностная направленность – быть понятыми принятым школьниками. Учитель должен прислушиваться к мнению школьников. Учителю требуется умение произвести на детей положительное впечатление. Важно, чтобы детям была очевидна логика поведения и справедливость требований педагога. Более надежно непосредственное их соучастие в выдвижении целей, в выборе форм и методов работы, подведении итогов. Педагог должен входить в класс нес готовым планом, ас готовностью его изменить. В развитии социально – персептивной культуры учащихся решающую роль играет гуманность повседневного педагогического общения, построенного на взаимопонимании. Каждый урок, каждая встреча учителя с детьми должны строиться на взаимопонимании и взаимном сотрудничестве. Выводы по первой главе
1   2   3   4   5   6

Коммуникативная компетентность
– сложное социально- психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия сними Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.
Стили педагогического общения находят свое выражение в типах педагогического руководства деятельностью воспитанников авторитарном – общение строится на дисциплинарном воздействии и подчинении демократическом – общение и деятельность предполагают творческое сотрудничество либеральном – имеет место попустительство, отсутствует система в организации деятельности детей и необходимого контроля.
Выбор стиля педагогического руководства определяется гибкостью, вариативностью техники педагогического общения, зависит от конкретных условий, особенностей воспитанников и их деятельности.

17 Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводиться к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике.

18 Глава
2 Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы
2.1 Организация и методы исследования Для изучения особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы нами было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «БСШ № 4». В исследовании принимали участие 30 педагогов в возрасте отлет, из них
- 17% педагогов в возрасте 25-35 лет, 50% педагогов в возрасте 36-45 лет, 33% педагогов в возрасте 46-60 лет
- 17% педагогов со стажем педагогической деятельности 1-10 лет, 50% педагогов со стажем 10-25 лет, 33% педагогов со стажем 26-40 лет. В исследовании были использованы следующие методики
- Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А.
Лосенков) (Приложение Б
- Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева) (Приложение в
- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) Приложение Г. Для выявления потенциала коммуникативной импульсивности применялся опросник Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенков). Цель Выявление уровня коммуникативной импульсивности педагогов. Опросник состоит из 20 утверждений, которые связывают импульсивность с коммуникативным процессом. Он содержит 4 варианта ответов, из которых респондент выбирает один. Импульсивность понимается как особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внеш. обстоятельств или эмоций.Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности, тем выше импульсивность. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина Пи находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть, выражена сильно если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня.Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и


19 деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим. Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца. Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. Для исследования эффективности педагогических коммуникаций применялся опросник Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева). Цель Определение аудиторной атмосферы, активности, выраженности познавательного интереса у обучаемых, а также некоторых проявлений стиля педагогической деятельности. Экспертам, имеющим опыт общения с аудиторией, предлагается карта коммуникативной деятельности. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку следует проводить по предлагаемой шкале от 1 до 7. Затем подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности. Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, занятие достигает поставленной цели.
35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно, в активном взаимодействии сторон.
20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме. Он легко входит в контакт собучаемыми, ноне все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают в основном в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, ноне всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны