Файл: 2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений особенности коммуникативных.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.
Еланцева, Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников Текст / Н.Д.
Еланцева. – Москва : Начальная школа плюс , 2008. – 684 с.
15.
Ерошенков,
И.Н.
Культурно-досуговая деятельность в современных условиях Текст / И.Н. Ерошенков. – Москва : НГИК, 2004. – с.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст / И.А. Зимняя. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 376 с.
35 17. Иванов, ДА. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст / Д.И. Иванов. – Москва : Чистые пруды,
2007. – 432 с.
18.
Кабдолова, КЛ. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования Текст / КЛ. Кабдолова. – Москва
: Открытая школа, 2004. – 642 с.
19.
Казарцева, ОМ. Культура речевого общения теория и практика обучения Текст / ОМ. Казарцева. – Москва : Наука, 2001. – 781 с.
20.
Ковалева, АИ. Социализация личности норма и отклонение Текст АИ. Ковалева. – Москва : народное образование, 2002. – 154 с.
21.
Ковалев, ГА. Об одной из форм психологической помощи учителями родителям в совершенствовании общения с детьми Текст / ГА.
Ковалев. – москва : Общение и развитие психики, 2001. – 465 с.
22.
Кабуш, ВТ. Человек Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся Текст / ВТ. Кабуш. – Минск : Красная птица,
2000. – 381 с.
23.
Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх Текст / А.А. Максимова. – Москва : Начальная школа, 2005. – 511 с.
24.
Михайлова, ИМ. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности Тест / ИМ.
Михайлова. – Москва : Псков. ПГПУ, 2005. – 377 с.
25. Монастырская,
Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы Текст / Т.В. Монастырская. – Волгоград Учитель, 2009. – 263 с.
26.
Мурик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения Текст / А.В. Мурик. – Москва : Академия, 2006. – 411 с.
27.
Мурик, А.В. Социальная педагогика Текст / А.В. Мурик. – Москва : Академия, 2008. – 544 с.
28.
Павлова, ЕД. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся Текст / ЕД. Павлова.
– Москва : Искусство и образование, 2007. – 565 с.
29. Рождественский, НС. Речевое развитие младших школьников Текст / НС. Рождественский. – Москва : Просвещение, 2000. – 381 с.
30.
Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды Текст / Р.Г.
Салахутдинов. – Казань : РИЦ Школа, 2002. – с.
31.
Сальникова, С.А. Ключевые компетенции в современном образовании Текст / С.А.Сальникова. – Москва : Красная звезда, 2011. – 455 с.
32.
Свенцицкий, А.Л. Социальная психология Текст / А.Л.
Свенцицкий. – Москва : ТК Велби, Проспект, 2005. – 312 с.
33. Сергеев, ГА. Компетентность и компетенции в образовании Текст / ГА. Сергеев. – Владимир : Издательство Владимирского государственного университета, 2010. – 522 с.
36 34. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности Текст / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – Москва : АРКТИ, 2007. – 642 с.
35. Психодиагностика. Тесты и методики Текст / Под ред. В.
Надеждиной. - Минск Харвест, 2011. — 640 с.
36. Соколов, ЭВ. Культура и личность Текст / ЭВ. Соколов. – Москва : Наука, 2002. – 469 с.
37.
Стефановская, ТА. Педагогика наука и искусство Текст / ТА.
Стефановская. – Москва : НГИК, 2008. – 609 с.
38.
Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности Текст / Т.В.Сытенко. – Москва : Школьные технологии, 2006. – 320 с.
39.
Эльконин, ДБ. Психология обучения младшего школьника Текст / ДБ. Эльконин. – Москва : Знание, 2000. – 531 с.
40. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. – М Владос, 1998. – 496 с.
41.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст / Н. Ф. Талызина. – 3 – е изд, стереотип. – М Издательский центр Академия, 2003. – 288 с.
42. Педагогическая психология учебное пособие Текст / Под общ. ред. И. А. Зимней. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.- 480 с.
43.
Айсмонтас, Б. Б Педагогическая психология Хрестоматия Учебное пособие для студентов Текст / Б. Б. Айсмонтас. - МГППУ, 2004. -
374 с.
37 Приложение А обязательное) Иллюстративная часть Актуальность темы заключается в том, что коммуникативная компетентность стала одним из основных показателей качества работы специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень сформированности ключевых представлений, знаний и навыков в сфере межличностного взаимодействия на социально и профессионально приемлемом уровне. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и психосоциологическиеисследования, эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности педагогов средних образовательных учреждений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психологической науки на потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки педагогического состава. Именно поэтому представляется актуальным исследование коммуникативной компетентности педагогов средней школы, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике. Приложение А продолжение)
38 Методологический аппарат исследования. Цель ВКР – изучение особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Объект ВКР – коммуникативные компетенции. Предмет ВКР – особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы.
39 Приложение А (продолжение) Гипотеза ВКР – мы предполагаем, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы.
40 Приложение А (продолжение) Задачи исследования ВКР:
1) Провести теоретический анализ коммуникативных компетенций;
2) Изучить особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы
3) Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению коммуникативных компетенций педагогов средней школы
4) Дать психологические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций для педагогов.
41 Приложение А продолжение) Методики исследования
1) Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков);
2) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева);
3) Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко.
42 Приложение А продолжение) База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Березовская средняя школа № 4" Юридический адрес 662521, Красноярский край, Березовский район, поселок городского типа Березовка, Солнечная улица, дома Приложение А (продолжение) Психологические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций педагогов. В качестве рекомендаций педагогам предложен психологический тренинг по развитию коммуникативных компетенций.
44 Приложение А (продолжение) Рисунок 1 – Показатели коммуникативной импульсивности педагогов по методике Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)» Высокий уровень импульсивности Средний уровень импульсивности Приложение А (продолжение) Рисунок 2 – Показатели эффективности педагогических коммуникаций по методике Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты
А.А. Леонтьева)» Высокая оценка эффективности педагогических коммуникаций Средняя оценка эффективности педагогических коммуникаций Приложение А (продолжение) Рисунок 3 – Показатели общей коммуникативной толерантности по методике Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко Высокий уровень коммуникативной толерантности Средний уровень коммуникативной толерантности Приложение Б справочное) Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности
(В.А.
Лосенков) Инструкция. Предлагаемый тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного вами ответа. В тесте нет плохих или хороших ответов. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову. Опросник
1. Если выберетесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет гнет, не всегда.
2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адреса) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
3. Вы всегда выполняете свои обещания а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения а) очень часто б) довольно часто в) довольно редко г) почти никогда.
5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой ада, всегда владею б) пожалуй, всегда Приложение Б (продолжение)
48 в) пожалуй, нет гнет, не владею.
6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение а) такое случается очень часто б) бывает время от времени в) такое случается редко г) такого вовсе не бывает.
7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком ада, определенно мог бы б) пожалуй, мог бы в) скорее всего, не мог бы гнет, определенно не мог бы.
9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь ада, всегда б) часто в) редко гнет, почти никогда.
10. Вы подчеркнуто, равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас, например, в автобусе или трамвае атак я реагирую почти всегда б) так я реагирую довольно часто в) я редко так реагирую г) я никогда так не реагирую.
11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях ада, часто б) иногда в) редко г) почти никогда. Приложение Б (продолжение)
49 12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно вас упрекает а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя а) согласен, именно так оно и есть б) скорее всего это так в) с этим я вряд ли соглашусь г) я с этим определенно, несогласен. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться а) наверняка так б) весьма вероятно в) маловероятно г) почти невероятно.
16. Обычно вас трудно вывести из себя а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет
17. У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы а) такие желания возникают у меня часто б) такие желания возникают, время от времени в) у меня редко возникают подобные желания г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.
18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши собственные взгляды еще не вполне определились ада, часто замечаю б) иногда замечаю Приложение Б (продолжение) в) замечаю довольно редко гнет, никогда не замечаю.
50 19. Случается ли, что какое-то дело вам так надоедает, что не закончив его, выберетесь за новое ада, так часто случается б) иногда так бывает в) так бывает довольно редко г) так почти никогда не случается.
20. Вы несколько неуравновешенный человека) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет. Обработка результатов В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника. В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов. Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4. Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют балла шкале 2 –
3 балла, шкале 3 – 2 балла и шкале 1 – 4 балла. Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов. Анализ результатов Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности Пи, тем выше импульсивность. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина Пи находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть, выражена сильно если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Приложение Б (продолжение) Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.
51 Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца. Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.
52 Приложение В справочное) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева) Назначение. Диагностическая цель методики заключается в определении аудиторной атмосферы, активности, выраженности познавательного интереса у обучаемых, а также некоторых проявлений стиля педагогической деятельности. Инструкция. Экспертам, имеющим опыт общения с аудиторией, предлагается карта коммуникативной деятельности. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку следует проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки. Карта коммуникативной деятельности
1.
Доброжелательность
7 6 5 4 3 2 1
Недоброжелательность
2.
Заинтересованность
7 6 5 4 3 2 1
Безразличие
3.
Поощрение инициативы
7 6 5 4 3 2 1
Подавление инициативы обучаемых
4.
Открытость свободное
7 6 5 4 3 2 1
Закрытость (стремление держаться выражение чувств, за социальную роль, боязнь своих отсутствие маски) недостатков, тревога за престиж)
5.
Активность (все время в
7 6 5 4 3 2 1
Пассивность не управляет общении, держит обучаемых процессом общения, пускает его на в тонусе) самотек)
6.
Гибкость (легко схватывает и
7 6 5 4 3 2 1
Жесткость (не замечает изменений разрешает возникшие в настроении аудитории, направлен проблемы, конфликты) как бы на себя)
7.
Дифференцированность
7 6 5 4 3 2 1
Отсутствие дифференцированности индивидуальный подход) в в общении (нет индивидуального общении подхода к обучаемым) Приложение В продолжение)
53 Обработка данных Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности. Интерпретация данных Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, занятие достигает поставленной цели.
35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно, в активном взаимодействии сторон.
20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме. Он легко входит в контакт с обучаемыми, ноне все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часто собравшихся, остальные же выступают в основном в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, ноне всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива проявляется Приложение В продолжение)
Еланцева, Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников Текст / Н.Д.
Еланцева. – Москва : Начальная школа плюс , 2008. – 684 с.
15.
Ерошенков,
И.Н.
Культурно-досуговая деятельность в современных условиях Текст / И.Н. Ерошенков. – Москва : НГИК, 2004. – с.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст / И.А. Зимняя. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 376 с.
35 17. Иванов, ДА. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст / Д.И. Иванов. – Москва : Чистые пруды,
2007. – 432 с.
18.
Кабдолова, КЛ. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования Текст / КЛ. Кабдолова. – Москва
: Открытая школа, 2004. – 642 с.
19.
Казарцева, ОМ. Культура речевого общения теория и практика обучения Текст / ОМ. Казарцева. – Москва : Наука, 2001. – 781 с.
20.
Ковалева, АИ. Социализация личности норма и отклонение Текст АИ. Ковалева. – Москва : народное образование, 2002. – 154 с.
21.
Ковалев, ГА. Об одной из форм психологической помощи учителями родителям в совершенствовании общения с детьми Текст / ГА.
Ковалев. – москва : Общение и развитие психики, 2001. – 465 с.
22.
Кабуш, ВТ. Человек Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся Текст / ВТ. Кабуш. – Минск : Красная птица,
2000. – 381 с.
23.
Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх Текст / А.А. Максимова. – Москва : Начальная школа, 2005. – 511 с.
24.
Михайлова, ИМ. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности Тест / ИМ.
Михайлова. – Москва : Псков. ПГПУ, 2005. – 377 с.
25. Монастырская,
Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы Текст / Т.В. Монастырская. – Волгоград Учитель, 2009. – 263 с.
26.
Мурик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения Текст / А.В. Мурик. – Москва : Академия, 2006. – 411 с.
27.
Мурик, А.В. Социальная педагогика Текст / А.В. Мурик. – Москва : Академия, 2008. – 544 с.
28.
Павлова, ЕД. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся Текст / ЕД. Павлова.
– Москва : Искусство и образование, 2007. – 565 с.
29. Рождественский, НС. Речевое развитие младших школьников Текст / НС. Рождественский. – Москва : Просвещение, 2000. – 381 с.
30.
Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды Текст / Р.Г.
Салахутдинов. – Казань : РИЦ Школа, 2002. – с.
31.
Сальникова, С.А. Ключевые компетенции в современном образовании Текст / С.А.Сальникова. – Москва : Красная звезда, 2011. – 455 с.
32.
Свенцицкий, А.Л. Социальная психология Текст / А.Л.
Свенцицкий. – Москва : ТК Велби, Проспект, 2005. – 312 с.
33. Сергеев, ГА. Компетентность и компетенции в образовании Текст / ГА. Сергеев. – Владимир : Издательство Владимирского государственного университета, 2010. – 522 с.
36 34. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности Текст / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – Москва : АРКТИ, 2007. – 642 с.
35. Психодиагностика. Тесты и методики Текст / Под ред. В.
Надеждиной. - Минск Харвест, 2011. — 640 с.
36. Соколов, ЭВ. Культура и личность Текст / ЭВ. Соколов. – Москва : Наука, 2002. – 469 с.
37.
Стефановская, ТА. Педагогика наука и искусство Текст / ТА.
Стефановская. – Москва : НГИК, 2008. – 609 с.
38.
Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности Текст / Т.В.Сытенко. – Москва : Школьные технологии, 2006. – 320 с.
39.
Эльконин, ДБ. Психология обучения младшего школьника Текст / ДБ. Эльконин. – Москва : Знание, 2000. – 531 с.
40. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. – М Владос, 1998. – 496 с.
41.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст / Н. Ф. Талызина. – 3 – е изд, стереотип. – М Издательский центр Академия, 2003. – 288 с.
42. Педагогическая психология учебное пособие Текст / Под общ. ред. И. А. Зимней. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.- 480 с.
43.
Айсмонтас, Б. Б Педагогическая психология Хрестоматия Учебное пособие для студентов Текст / Б. Б. Айсмонтас. - МГППУ, 2004. -
374 с.
37 Приложение А обязательное) Иллюстративная часть Актуальность темы заключается в том, что коммуникативная компетентность стала одним из основных показателей качества работы специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень сформированности ключевых представлений, знаний и навыков в сфере межличностного взаимодействия на социально и профессионально приемлемом уровне. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и психосоциологическиеисследования, эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности педагогов средних образовательных учреждений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психологической науки на потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки педагогического состава. Именно поэтому представляется актуальным исследование коммуникативной компетентности педагогов средней школы, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике. Приложение А продолжение)
38 Методологический аппарат исследования. Цель ВКР – изучение особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Объект ВКР – коммуникативные компетенции. Предмет ВКР – особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы.
39 Приложение А (продолжение) Гипотеза ВКР – мы предполагаем, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы.
40 Приложение А (продолжение) Задачи исследования ВКР:
1) Провести теоретический анализ коммуникативных компетенций;
2) Изучить особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы
3) Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению коммуникативных компетенций педагогов средней школы
4) Дать психологические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций для педагогов.
41 Приложение А продолжение) Методики исследования
1) Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков);
2) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева);
3) Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко.
42 Приложение А продолжение) База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Березовская средняя школа № 4" Юридический адрес 662521, Красноярский край, Березовский район, поселок городского типа Березовка, Солнечная улица, дома Приложение А (продолжение) Психологические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций педагогов. В качестве рекомендаций педагогам предложен психологический тренинг по развитию коммуникативных компетенций.
44 Приложение А (продолжение) Рисунок 1 – Показатели коммуникативной импульсивности педагогов по методике Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)» Высокий уровень импульсивности Средний уровень импульсивности Приложение А (продолжение) Рисунок 2 – Показатели эффективности педагогических коммуникаций по методике Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты
А.А. Леонтьева)» Высокая оценка эффективности педагогических коммуникаций Средняя оценка эффективности педагогических коммуникаций Приложение А (продолжение) Рисунок 3 – Показатели общей коммуникативной толерантности по методике Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко Высокий уровень коммуникативной толерантности Средний уровень коммуникативной толерантности Приложение Б справочное) Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности
(В.А.
Лосенков) Инструкция. Предлагаемый тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного вами ответа. В тесте нет плохих или хороших ответов. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову. Опросник
1. Если выберетесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет гнет, не всегда.
2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адреса) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
3. Вы всегда выполняете свои обещания а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения а) очень часто б) довольно часто в) довольно редко г) почти никогда.
5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой ада, всегда владею б) пожалуй, всегда Приложение Б (продолжение)
48 в) пожалуй, нет гнет, не владею.
6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение а) такое случается очень часто б) бывает время от времени в) такое случается редко г) такого вовсе не бывает.
7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком ада, определенно мог бы б) пожалуй, мог бы в) скорее всего, не мог бы гнет, определенно не мог бы.
9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь ада, всегда б) часто в) редко гнет, почти никогда.
10. Вы подчеркнуто, равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас, например, в автобусе или трамвае атак я реагирую почти всегда б) так я реагирую довольно часто в) я редко так реагирую г) я никогда так не реагирую.
11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях ада, часто б) иногда в) редко г) почти никогда. Приложение Б (продолжение)
49 12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно вас упрекает а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет.
14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя а) согласен, именно так оно и есть б) скорее всего это так в) с этим я вряд ли соглашусь г) я с этим определенно, несогласен. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться а) наверняка так б) весьма вероятно в) маловероятно г) почти невероятно.
16. Обычно вас трудно вывести из себя а) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет
17. У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы а) такие желания возникают у меня часто б) такие желания возникают, время от времени в) у меня редко возникают подобные желания г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.
18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши собственные взгляды еще не вполне определились ада, часто замечаю б) иногда замечаю Приложение Б (продолжение) в) замечаю довольно редко гнет, никогда не замечаю.
50 19. Случается ли, что какое-то дело вам так надоедает, что не закончив его, выберетесь за новое ада, так часто случается б) иногда так бывает в) так бывает довольно редко г) так почти никогда не случается.
20. Вы несколько неуравновешенный человека) определенно да б) пожалуй, дав) пожалуй, нет г) определенно нет. Обработка результатов В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника. В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов. Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4. Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют балла шкале 2 –
3 балла, шкале 3 – 2 балла и шкале 1 – 4 балла. Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов. Анализ результатов Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели импульсивности Пи, тем выше импульсивность. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина Пи находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть, выражена сильно если величина Пи от 35 до 65, то уровень средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Приложение Б (продолжение) Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим.
51 Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца. Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует учесть особенности локуса субъективного контроля.
52 Приложение В справочное) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева) Назначение. Диагностическая цель методики заключается в определении аудиторной атмосферы, активности, выраженности познавательного интереса у обучаемых, а также некоторых проявлений стиля педагогической деятельности. Инструкция. Экспертам, имеющим опыт общения с аудиторией, предлагается карта коммуникативной деятельности. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку следует проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки. Карта коммуникативной деятельности
1.
Доброжелательность
7 6 5 4 3 2 1
Недоброжелательность
2.
Заинтересованность
7 6 5 4 3 2 1
Безразличие
3.
Поощрение инициативы
7 6 5 4 3 2 1
Подавление инициативы обучаемых
4.
Открытость свободное
7 6 5 4 3 2 1
Закрытость (стремление держаться выражение чувств, за социальную роль, боязнь своих отсутствие маски) недостатков, тревога за престиж)
5.
Активность (все время в
7 6 5 4 3 2 1
Пассивность не управляет общении, держит обучаемых процессом общения, пускает его на в тонусе) самотек)
6.
Гибкость (легко схватывает и
7 6 5 4 3 2 1
Жесткость (не замечает изменений разрешает возникшие в настроении аудитории, направлен проблемы, конфликты) как бы на себя)
7.
Дифференцированность
7 6 5 4 3 2 1
Отсутствие дифференцированности индивидуальный подход) в в общении (нет индивидуального общении подхода к обучаемым) Приложение В продолжение)
53 Обработка данных Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 49 до 7 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности. Интерпретация данных Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределят свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, занятие достигает поставленной цели.
35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно, в активном взаимодействии сторон.
20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме. Он легко входит в контакт с обучаемыми, ноне все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часто собравшихся, остальные же выступают в основном в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, ноне всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива проявляется Приложение В продолжение)