Файл: 2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений особенности коммуникативных.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива проявляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения. При очень низких оценках (7-10 баллов) всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной. Эффективному взаимодействию обучающихся могут препятствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения. Это такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости. Для исследования уровня коммуникативной толерантности педагогов применялся опросник Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко. Цель Выявление уровня коммуникативной толерантности педагогов. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998), позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной коммуникативной толерантности фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях терпеть не могу этого человека, он меня раздражает своим присутствием, меня трясет от него, меня все в нем возмущает. О высоком уровне свидетельствуют выражения типа мне очень импонирует этот деловой партнер, с этим человеком легко общаться. О среднем уровне говорят высказывания типа не всея принимаю в этом человеке, иногда он невыносим, «кое-что меня в нем раздражает. Уровень типологической коммуникативной толерантности
- выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах меня раздражает такой тип людей, я не стал бы жить водной комнате с нацменом, лучше не иметь дела с клиентами-пенсионерами». Средний уровень проступает в оборотах речи такие работники вызывают
21 противоречивые чувства, если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера. О высоком уровне типологической коммуникативной толерантности свидетельствуют выражения обычно представители этой нации - хорошие люди, обожаю такой тип мужчин. Уровень профессиональной толерантности проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело породу деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом в рабочей обстановке. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека ив значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности. Опросник содержит 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
2.2 Анализ результатов исследования В результате проведенного исследования коммуникативных компетенций педагогов средней школы нами были получены следующие результаты Применение методики Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности
(В.А.
Лосенков)» позволило выявить уровень коммуникативной импульсивности. Основные результаты исследования занесены в таблицу 1. Таблица 1 – Данные респондентов по методике Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)»
№
И.Ф.респондента
Баллы Уровень
1 Наталья Р.
48 средний
2 Александра П средний
3 Татьяна Г.
51 средний
4 Ольга С.
61 средний
5 Светлана Ч.
48 средний
6 Валентина О.
47 средний
22 7 Наталья О.
68 высокий
8 Людмила Д.
55 средний
9 Ольга Я.
49 средний
10 Нина Г.
47 средний
11 Елена Г.
45 средний
12 Маргарита Б.
68 высокий
13 Жанна И.
47 средний
14 Елена В.
53 средний
15 Елена Г.
57 средний
16 Людмила И.
49 средний
17 Татьяна К.
45 средний
18 Елена С.
52 средний
19 Ксения М.
36 средний
20 Мария Ф.
40 средний
21 Татьяна С.
45 средний
22 Ирина О.
52 средний
23 Анна Г.
56 средний
24 Анна М.
62 средний
25 Наталья К.
57 средний
26 Юлия Ш.
49 средний
27 Ирина К.
48 средний
28 Наталья С.
57 средний
29 Любовь К.
47 средний
30 Елена П.
47 средний Анализ результатов исследования, представленный на рис. 1 показал, что 7% педагогов принимавших участие вопросе имеют высокий уровень коммуникативной импульсивности, что характеризуется недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов, увлекаются то одним, то другим. Также 93% педагогов имеют средний уровень коммуникативной импульсивности. Люди со средним уровнем коммуникативной импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
23 Рисунок 1 - Показатели коммуникативной импульсивности педагогов Таким образом, по результатам исследования потенциала коммуникативной импульсивности можно сделать общий вывод, что у подавляющего большинства респондентов (93% педагогов) преобладает средний уровень коммуникативной импульсивности, что свидетельствует о целенаправленности, ясности ценностных ориентаций, проявлении настойчивости в достижении поставленных целей, стремлении доводить начатое дело до конца. Рассмотрим следующие результаты исследования эффективности педагогических коммуникаций. Использование методики Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева)» позволил выявить оценку активности и выраженности познавательного интереса у обучаемых, а также некоторых проявлений стиля педагогической деятельности. Результаты исследования занесены в таблицу 2. Таблица 2 – Данные испытуемых по методике Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева)»
№
И.Ф.респондента
Баллы Уровень
1 Наталья Р.
40 высокий
2 Александра П средний Высокий уровень импульсивности Средний уровень импульсивности Татьяна Г.
24 средний
4 Ольга С.
23 средний
5 Светлана Ч.
23 средний
6 Валентина О.
25 средний
7 Наталья О.
21 средний
8 Людмила Д.
39 высокий
9 Ольга Я.
35 высокий
10 Нина Г.
42 высокий
11 Елена Г.
30 средний
12 Маргарита Б.
24 средний
13 Жанна И.
43 высокий
14 Елена В.
35 высокий
15 Елена Г.
42 высокий
16 Людмила И.
33 средний
17 Татьяна К.
39 высокий
18 Елена С.
39 высокий
19 Ксения М.
43 высокий
20 Мария Ф.
38 высокий
21 Татьяна С.
31 средний
22 Ирина О.
37 высокий
23 Анна Г.
34 средний
24 Анна М.
36 высокий
25 Наталья К.
35 высокий
26 Юлия Ш.
34 средний
27 Ирина К.
38 высокий
28 Наталья С.
33 средний
29 Любовь К.
35 высокий
30 Елена П.
32 средний Согласно проведенному исследованию, представленному на рис. 2 эффективности педагогических коммуникаций, можно сделать выводы, что
53% педагогов характеризуются высокой оценкой эффективности педагогических коммуникаций. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию обучающихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятия проходят продуктивно, в активном взаимодействии сторон. Средняя оценка эффективности педагогических коммуникаций составляет у 47% педагогов, что характеризуется как вполне удовлетворительно овладевших приемами общения. Их коммуникативная деятельность довольно свободна по форме.
25 Рисунок 2 – Показатели эффективности педагогических коммуникаций Таким образом, анализируя проведенное исследование можно сделать следующие выводы
- высокая оценка эффективности педагогических коммуникаций (53% педагогов) характеризует дружескую, непринужденную атмосферув аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует.Занятия проходят продуктивно, в активном взаимодействии сторон
- средняя оценка эффективности педагогических коммуникаций описывает педагогов как вполне удовлетворительно овладевших приемами общения. Их коммуникативная деятельность довольно свободна по форме. Они легко входят в контакт собучаемыми, ноне все оказываются в поле их внимания. В импровизированных дискуссиях они опираются на наиболее активную часть учеников, остальные же выступают в основном в роли наблюдателей. Занятия проходят оживленно, ноне всегда достигаются поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. Рассмотрим результаты исследования уровня общей коммуникативной толерантности педагогов, а также анализ коммуникативной толерантности по основным блокам анкеты. Для исследования уровня коммуникативной толерантности педагогов применяли методику Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, которая позволила выявить уровень коммуникативной толерантности. Основные результаты занесены в таблицу 3. Высокая оценка эффективности педагогических коммуникаций Средняя оценка эффективности педагогических коммуникаций Таблица 3 – Данные испытуемых по методике Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко
№
И.Ф.респондента
Баллы Уровень
1 Наталья Р.
34 высокий
2 Александра П высокий
3 Татьяна Г.
43 высокий
4 Ольга С.
39 высокий
5 Светлана Ч.
32 высокий
6 Валентина О.
39 высокий
7 Наталья О.
31 высокий
8 Людмила Д.
43 высокий
9 Ольга Я.
51 средний
10 Нина Г.
24 высокий
11 Елена Г.
34 высокий
12 Маргарита Б.
28 высокий
13 Жанна И.
51 средний
14 Елена В.
48 средний
15 Елена Г.
38 высокий
16 Людмила И.
48 средний
17 Татьяна К.
55 средний
18 Елена С.
59 средний
19 Ксения М.
56 средний
1 2 3 4 5 6
20 Мария Ф.
60 средний
21 Татьяна С.
61 средний
22 Ирина О.
38 высокий
23 Анна Г.
53 средний
24 Анна М.
55 средний
25 Наталья К.
28 высокий
26 Юлия Ш.
56 средний
27 Ирина К.
48 средний
28 Наталья С.
31 высокий
29 Любовь К.
46 средний
30 Елена П.
20 высокий Анализ результатов исследования, представленный на рис. 3 показал, что 53% респондентов (16 педагогов) обладают высоким уровнем развития коммуникативной толерантности и 47% опрошенных (14 педагогов) средним уровнем развития коммуникативной толерантности.
27 Рисунок 3 – Показатели общей коммуникативной толерантности Таким образом, можно сделать вывод о том, что у педагогов принявших участие вопросе проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что они либо не воспринимают различий между собой и другими, либо не испытывают негативных переживаний из-за этого.
2.3 Рекомендации Для развития коммуникативных компетенций я могу предложить несколько упражнений и методик. Упражнение. Метафора Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала желающему предлагают быть предметом творчества, выйти в середину круга. Задание участникам Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя Какую картину можно было бы пририсовать к этому образу, какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей вводной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда. Упражнение. Я тебя понимаю Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2—3 мин в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в Высокий уровень коммуникативной толерантности Средний уровень коммуникативной толерантности данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Упражнение. Ролевое общение Группа делится на участников и наблюдателей. Участники (не более 10 человек) садятся вкруг, в середине которого кладется стопка конвертов с заданиями. Содержание каждого задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми. Ведущий предлагает всем взять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своего конверта до момента окончания дискуссии и анализа. Задается тема дискуссии (например, Нужен ли психолог в школе. Кроме участия в дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Наблюдатели стараются определить разные стили общения участников, анализируя конкретное вербальное и невербальное поведение каждого. Индивидуальные задания для дискуссии — содержимое отдельных конвертов — могут носить следующий характер. Ты как минимум два раза выскажешься вовремя дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны стем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя Ты как минимум два раза выскажешься вовремя дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением заранее намеченного тобой вопроса. Постарайся вести разговор в нужном для тебя направлении Будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь, и очень много пережил Как минимум пять раз постараешься влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы в своих словах вынести какие-то оценки конкретным участникам дискуссии например, начинающиеся со слов Ты — ...»). В основном будешь, ориентироваться на то, чтобы давать оценки членам группы. Не менее трех раз выскажись входе дискуссии. Внимательно слушай других и каждую свою реплику начинай с пересказа своими словами того, что говорил предыдущий оратор (например, Правильно ли я тебя понял, что. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим, как можно более полно выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы. Вспомни, как обычно выглядит твое поведение вовремя дискуссий, постарайся, чтобы на сей раз, все было иначе. Попробуй изменить свой обычный способ поведения на более совершенный. Тебе не дается никакого задания, веди себя вовремя дискуссии так, как ты обычно ведешь себя вовремя групповых обсуждений.