Файл: Здесь на помощь приходит библиография.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение.

Для создания целостного представления образа библиографической профессии были выявлены личностные и профессиональные качества библиографа, рассмотрена его информационная культура, профессиональная компетентность.

Изучив историю и современное состояние формирования библиографической профессии, можно сделать вывод, что первоначально библиографами именовали людей, составляющих библиографические пособия, это были профессионалы в своем деле, высоко уважаемые специалисты. Но адаптация продуктов информационных технологий к библиотечно-информационному делу, введение новой техники в библиотеки привели к повышению роли библиографической профессии в информатизации общества, к усложнению профессиональных качеств библиографа, выдвинули специфические требования к его профессиональной компетентности, знаниям и умениям, личным качествам. Библиограф должен знать информационно-поисковые языки, владеть навыками анализа документального потока, ориентироваться в совокупных информационных ресурсах, уметь создавать и использовать БД. В библиотечной сфере профессия библиографа всегда считалась элитарной. Но модернизация подготовки библиографических кадров, особенно информационной составляющей, обусловленная изменениями их информационно-библиографической деятельности, поставила вопрос о педагогических инициативах и поиске нетрадиционных форм деятельности по обучению и формированию компетентной профессиональной элиты. Главным слагаемым успеха деятельности библиографа является удовлетворенность своей работой и желание учится, что невозможно без любви к профессии.

В наши дни библиотечная профессия составляет особую социально-профессиональную группу в обществе. Её особенность в её многофункциональности - потому что она требует деления по содержанию технологических процессов и уровням к их выполнению. Кроме того, в связи с развитием технической базы происходит технизация профессии, которая предполагает использование новых технологий. Всё это способствует большей социальной направленности библиотечной профессии на человека, на удовлетворение любых информационных потребностей пользователя.


Уважаемой и престижной профессия библиографа станет только тогда, когда профессиональные знания будут приведены в соответствие с меняющимися потребностями общества и адаптированы к новым требованиям самой профессии. Это возможно, если есть внутренняя мотивация и желание учиться.

Сейчас остро стоит вопрос о будущем библиографа как профессионала. В плане справочного обслуживания особый интерес вызывают две основных, часто противопоставляемых друг другу позиций. Смысл первой позиции сводится к тому, что на смену справочному обслуживанию в скором времени придут полностью автоматизированные средства доступа к информации, которые позволят исключить библиографов из системы обслуживания пользователей в традиционном ее понимании как системы межличностного взаимодействия пользователь-библиограф. Если библиотеки, трансформировавшись из социального института в программно-технические комплексы, поставят библиотечных специалистов перед необходимостью стать персоналом, обслуживающим технику, организующим сетевые ресурсы, то библиографы, естественно станут выполнять ряд новых функций.

Вторая позиция относительно будущего библиографической специализации состоит в том, что справочное обслуживание в обозримом будущем продолжает оставаться одновременно одной из базовых функций библиотеки и основным организационным средством интеллектуального доступа к информации. Информационные же технологии и средства выдвигают новые требования к библиографам в контексте повышения уровня их профессионализма.

Можно предположить, что профессия библиографа, как и других информационных посредников, станет в обществе одной из основных. Основная функция профессии не изменится: помощь пользователям в нахождении релевантной информации в условиях ее неограниченной физической доступности (И.Г. Моргенштерн). На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что профессиональное сознание нужно формировать еще на стадии обучения будущих специалистов.

Развитие компьютерных технологий не вытеснило библиотеку, а, напротив, дало новый импульс для развития электронного информационного поиска, создания новых автоматизированных библиотечных систем, связанных с формированием и поиском различных информационных продуктов, пополнения библиотечных фондов электронными медийными носителями. Современная библиотека немыслима без информационно-коммуникационных технологий. Электронные каталоги, сеть Интернет, электронная доставка документов - наша повседневная работа. Несмотря на все сложности с финансированием, новая техника поступает в библиотеки. Но даже самая

замечательная техника не станет работать, если рядом с ней не будет грамотного пользователя.

Библиография не может исчезнуть, а ее практическое бытование в условиях новых технологий заставляет задуматься о сохранении профессионализма и расширении общественных задач библиографии, обогащении ее методико-методологического аппарата.

Список литературы.

1. Аскарова, В.Я. Библиотекарь-библиограф - профессия XXI век [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// yandex.ru/yandsearch?clid=122138&text.

2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текс]: Метод. пособ. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 14.

3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 8-9.

4. Бакалова, С. Л. Библиотека и библиотекарь в современном информационном пространстве: профессиональный конкурс библиотечных компьютерных презентаций [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/09/5.doc.

5. Беспалова, Э.К. Библиография: новый этап осмысления [Текст] / Э.К. Беспалова // Библиография. - 2005. - №1. - С. 65.

6. Библиография: общий курс [Текст]/ под. ред. О.П. Коршунова. - М.: Книга, 1981. - C.10

7. Библиотечная энциклопедия [Текст]/ под. ред. Ю.А. Гриханова// РГБ.- М.: Пашков дом, 2007. - С. 179.

8. Библиотечно-библиографическое образование [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://libpers.narod.ru/liblean.htm.

9. Борисов, К.А. Перспективная модель библиографического поиска в интернете [Текст]// Библиография. - 2009. - №1. - С. 64-65.

10. Бородина, С.Д., Кормишина, Г.М. Коммуникационная культура библиотек [Текст]: науч.-практ. пособие. - М.: Либерея-Бибинфом, 2008. - 127 с.

11. Владиславлев, И.В. Мемуары [Текст] / И.В. Владиславьев // Совет. библиотековедение. - 1992. - №2. - С. 103-104.

12. Ганзикова, Г.С. Подготовка студентов к справочно-библилографическому обслуживанию в библиотеке [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://lib.permregion.ru/konf191004/ganzikova.htm.