Файл: Философия Философские проблемы техники и технических наук Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философия
Философские проблемы техники и технических наук
Содержание
Вопрос 1 2
Вопрос 2 3
Вопрос 4 5
Вопрос 5 7
Вопрос 6 8
Вопрос 8 11
Вопрос 10 13
Вопрос 11 14
Вопрос 12 15
Вопрос 13 17
Вопрос 14 20
Вопрос 17 25
Вопрос 18 28
Вопрос 19 30
Вопрос 20 32
Вопрос 21 35
1. Повреждение клеток мозга у животных 36
2. Загрязнение окружающей среды 36
Вопрос 22 37
Вопрос 23 39
Вопрос 24 41
Вопрос 1
Современная специфика, системное место и общая структура раздела «Философские вопросы техники и технических наук» аспирантского курса «История и философия науки».
Формирование опыта проведения социогуманитарной экспертизы у будущего специалиста мы рассматриваем как системный эффект, возникающий под влиянием всей системы деятельности вуза, в том числе и дидактических новшеств. В соответствии с предложенной моделью социальная компетентность инженера проявляется в том, что он, создавая технический проект, продуцирует опыт человекоориентированной проектировочной деятельности, то есть опыт по своей сути социальногуманитарный. Он основан на принятии решения только в единстве рационального аспекта и его социально-гуманитарных последствий.
Предполагаемый курс уже сейчас условно делится на три больших блока.
Первый блок - общефилософские и методологические проблемы науки.
Второй блок - философские проблемы той конкретной науки, в рамках которой работает аспирант (соискатель).
Третий блок - история науки. Это может быть физика, математика, химия, биология, экономика, медицина и отдельно техника, если предполагается получение степени кандидата технических наук.
Таким образом, существующий опыт научной деятельности, а также современное развитие педагогической мысли приводят к пониманию актуальной потребности в изменении смысловых акцентов в подготовке специалистов - специалистов, компетентных не только технически, но и социально. Основой таких новаций может быть специальная система профессионально контекстных учебных задач, ре шение которых предполагает социогуманитарную экспертизу.
Несмотря на критичное отношение большинства ученых и педагогов к реформе в целом, данное преобразование вполне оправдано и не умаляет, а скорее возвеличивает философию в глазах ученых.
Как ни парадоксально, но данный курс не - сужает привычные рамки философии, а скорее коррелирует взгляд исследователя-практика и фокусирует внимание на тех исключительно философских вопросах, с которыми сталкивается (но над которыми чаще всего не задумывается) молодой ученый.
Вопрос 2
Основы современного требования, проблемы возможности, целесообразности и необходимости создания новой философии техники.
Философия техники, vladvladimirov4 собака яндекс ру или философия технических и технологических наук, — в настоящее время уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки.
Это направление требует дальнейшей разработки, так как весьма актуально исследование наиболее общих закономерностей развития техники, инженерной и технической деятельности, проектирования и реализации проектов, анализ развития технических наук, а также понимание их места в человеческой культуре и современном обществе. Технонауки в современном мире выдвинулись на передний план цивилизационного развития с переходом к шестому технологическому укладу, разворачиванием четвертой промышленной революции, формированием системы «умных» городов, домов, фабрик, сети и энергии.
Важными являются этические аспекты реализации технических проектов, поскольку техногенная цивилизация породила множество глобальных проблем (образовательных, психологических, коммуникативных и пр.), требующих анализа и связанных не только с созданием, но и использованием техники с учетом последствий этих процессов.
Отметим основные проблемы, весьма актуальные в науке и сегодня:
1) исследование взаимосвязи и взаимодействий между наукой и техникой;
2) изучение внешних и внутренних факторов влияния культуры в целом на развитие техники (предвосхитившее идеи, позднее выдвинутые в рамках экстернализма и интернализма);
3) разработка теории изобретательства и анализ факторов стимулирования инженерного творчества, которые развиваются в современных концепциях креативности.
Все эти проблемы и задачи неизбежно расширяют философию техники до философии деятельности.
Современный человек должен быть не только более образованным, профессиональным, креативным, но и гуманным, нравственным. Необходимо личностное развитие самого человека как субъекта деятельности, а не общие декларации и призывы к модернизации общества, инновационной деятельности.
Следует создавать национальные программы, предусматривающие развитие общей культуры, образования, науки, общественного менталитета и духовного мира человека с целью создания новой философии техники.
Вопрос 3
Основы истории философии техники. Содержательное (Ф. Бэкон) и содержательно-формальное (Э. Капп) начало философии техники.
Философия техники — это, особая философская дисциплина, которая призвана изучать духовные и мировоззренческие (онтологические, гносеологические, экзистенциальные) аспекты технонауки и технического мира, сущности техники и этапов ее эволюции.
Появление в XVII в. современного общества дает основу для выделения двух исторических этапов в осмыслении техники – дотехногенного и техногенного.
В дотехногенные времена техногенные феномены, ремесленное производство всегда были в поле общественного внимания, строительство пирамид фараонов в Древнем Египте, дорог и водопроводов в Древнем Риме.
В культурной сфере внимание к техногенным феноменам отражают: щит Ахиллеса у Гомера; библейская история о Каине и Авеле; мифы о Прометее, Дедале, Икаре; семь чудес света.
Все это не отменяет того, что техногенная проблематика не играла существенной роли в дотехногенной культуре.
В доказательство, у Аристотеля к технике можно отнести только указание на то, что природные объекты возникают сами, а искусственные – делают люди; после Аристотеля эта тема в древней философии не развивалась.
Первое развернутое, философски значимое представление о технике в истории развития техногенного общества находим у Ф. Бэкона.
Известнейшая цель философии Ф. Бэкона – создание новых, приносящих практическую пользу наук – достигается только через технику, где «знание – сила» не на словах, а на деле. В этом плане, наука только средство, цель – техника.
Исходный интерес Э. Каппа – человеческая история, преодолевающая зависимость от внешнего мира, через культивирование пространства (земледелие) и времени (язык).
В последующей ФТ Э. Каппа – в развитие идей Аристотеля, Протагора, Л. Фейербаха – преобразование мира систематически разъясняет «принцип органопроекции»: форма орудий аналогична человеческим органам.
Вначале создаются простейшие орудия – где рука занимает особое место – потом сложные.
Критики находят отсутствие аналогий (колесо, кривошипный механизм); в ответ можно было, например, услышать, что речь идет о частях целого. Органопроекция пересекается с бионикой (наукой о «технических решениях» природы).
Вопрос 4
Проблема выделения и основные исторические традиции/подходы к технике (техногенным феноменам).
В своем историческом развитии техника прошла долгий путь, главными вехами которого можно считать последовательное формирование и смена следующих ее основных форм: техники случая, ремесленной техники, машинной техники и информационной техники.
В рамках последней из этих форм техническое развитие своими разрушительными последствиями ставит современное человечество перед гамлетовским выбором: быть или не быть. термин "техника" с самого начала своего появления объединил в своем содержании два основных аспекта:
а) орудия труда, все те инструменты или артефакты (искусственные создания человека), с помощью которых человек преобразовывает действительность, приводя ее в соответствие со своими постоянно растущими потребностями;
б) совокупность навыков, умений, приемов, методов, операций и т.д., необходимых для приведения в действие орудий и успешного осуществления той или иной деятельности, направленной на достижение определенных целей и решения конкретных задач.
Техника как один из существенных аспектов культуры, а, следовательно, и как одна из важнейших разновидностей творческой человеческой деятельности прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно, на наш взгляд, выделить четыре основных, а именно: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику и современную (информационную) технику
На первом из указанных исторических этапов техника носила еще сугубо случайный характер, т.е. была, говоря словами Х.Ортеги-и-Гассета, "техникой случая". И в самом деле, исторически первые средства или орудия случайно находились, а не сознательно изобретались.
На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и намного разнообразнее, а технология их изготовления - достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготавливать необходимые для своей работы орудия.
В основе машинной техники лежит инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Вот, собственно, почему она как