Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Библиографы испытывали давление господствующей идеологии, сталкивались с редакторскими и цензурными препонами выполнения профессионального долга, даже при формальном отражении какой-либо темы. Особенно в советскую эпоху, когда, с одной стороны, понуждались составлять по поводу обнародования каждого "гениального" произведения вождя народов многочисленные рекомендательные списки и обзоры, а в 19-50-80-е гг. - указатели на казенные темы типа "Победоносное знамя нашей эпохи". А с другой стороны вынуждены были отказывать читателям в необходимой информации из-за ее отсутствия в доступных печатных источниках.
В годы расцвета и признания библиографии, прежде всего библиотечной, не так уж много задумывались о библиографии как профессии. Даже сферы ее бытования - книжная торговля, издательское, архивное дело, средства массовой информации - воспринимались как автономные. Объектом внимания был библиограф как субъект библиографии, но не профессия в целом. Специальная подготовка библиографов в 1940-1950-е гг. длилась недолго, но дала хорошие результаты, потому что профессионализм библиографии был ограничен рамками библиотечного дела. В это время появляется библиотекарь-библиограф. Углубление и совершенствование собственно библиографической подготовки ограничивалось отраслевой подготовкой. Это был путь, который мог подвести отечественных библиографов к глубокому оперированию методиками поиска блоков знания и установления смысловых связей там и так, где их мог не установить пользователь. В этом и состоит общественная роль профессии.
Предпосылкой для формирования специфики современного российского библиотечно-информационного образования выступает история библиотечного дела в России, которая сформировала социальное и культурное поведение отечественного специалиста как субъекта профессиональной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации действует многоступенчатая система профессиональной подготовки библиотечных работников, которая включает подготовку специалистов со средним библиотечным образованием (колледжи культуры и искусств), высшим библиотечным образованием (академии, университеты, институты культуры и искусств; кафедры гуманитарных вузов), специалистов высшей квалификации (аспирантура), и различные формы их переподготовки (система дополнительного профессионального образования). Все это составляет систему непрерывного образования библиотечных работников.
Для современной теории и практики библиотечного профессионального образования существенное значение имеет то, что динамика социокультурной среды, изменения в общественно-производственной сфере обусловили необходимость внедрения новых образовательных технологий. Отрасль может работать в режиме устойчиво-опережающего развития только в контексте существенного обновления философии образования. Модульное проектирование содержания обучения позволяет полнее отразить инновационные процессы, адаптировать учебные планы и программы к уровню подготовки обучаемых с учетом их базового образования, формировать познавательно-профессиональные навыки, развивать способности обучаемых к трансформированию приобретенных навыков в профессиональные умения. Современная система образования характеризуется активным поиском адекватной таким целям совокупности способов, приемов обучения, что способствует развитию вариативности, совершенствованию подходов к образовательной деятельности. На первый план выходят не репродуктивные, а творческие формы обучения, активное вовлечение заданного материала в конкретные ситуации, что позволяет студентам получать практический опыт на базе личного участия в них.
Современный мир переживает период перехода от эры индустриальной к эре информационной. Это время глобальных изменений характеризуется масштабностью информационных процессов, компьютеризацией всех видов человеческой деятельности, формированием информационных систем и сетей, призванных обеспечить каждому индивиду доступ ко всему богатству информационных ресурсов общества. Формирование информационного общества оказало значительное влияние на условия профессиональной деятельности библиографов, требующей существенного повышения уровня информационно-библиографического обеспечения потребителей информации всех областей социальной деятельности, расширения сферы библиотечно-библиографических услуг, улучшения их качества без привлечения дополнительных кадровых ресурсов . Освоение современных компьютерно - телекоммуникационных технологий предусматривает одновременное воспитание информационной культуры личности и чувства ответственности, связанного с применением современных технологий. При высоком уровне информационной культуры граждан уменьшится количество случаев распространения недостоверной информации .
В последние годы преподавание информационной культуры введено во многих вузах культуры и искусства, а также вузах технического и естественнонаучного профиля. Широкое распространение она получает и в средних специальных учебных заведения. Ее охотно вводят в образовательный процесс старших классов средних школ, гуманитарных лицеев, колледжей в качестве факультатива.
Особые трудности возникают в преподавании информационной культуры для будущих библиотекарей-библиографов. И структурное построение, и предметное наполнение дисциплины должно иметь специфику, чтобы, с одной стороны, избежать дублирования с предметами, дающими профессиональные знания, умения, навыки, а с другой, формировать более углубленное представление о мире информации, синтезировать профессиональные библиотечно-библиографические знания в общую мировоззренческую картину.
Проблема определения места информационной культуры в профессиональной подготовке библиотекаря-библиографа заключается в дилемме: как рассматривать эту дисциплину -- как пропедевтическую (вводную) или как синтезирующую (обобщающую)? В практике преподавания четкости в этом вопросе пока нет. С одной стороны, информационная культура дает систему базовых понятий, таких как информационная культура мира, информационное общество, инфосреда, рассматривает законы распространения информации в материальном мире и закономерности восприятия ее человеком и трансляцию в личностное знание, акцентируя внимание на личностном подходе к информационным явлениям и процессам. Эти знания впоследствии могут служить ориентирами при профессиональном их углублении. Но чтение курса в этом случае осложняется некоторой неподготовленностью студентов, отсутствием фундаментальных базовых знаний, получаемых в курсах философии, социологии, психологии, педагогики и др.
С другой стороны информационную культуру нельзя ограничивать рамками пропедевтического курса. Его образовательные возможности гораздо шире и интереснее. Он может, в свете новой парадигме высшего образования, выполнять задачи формирования у студента системного мышления, владения "философией" информационной культуры личности (специалиста). Как обобщающий, синтезирующий, он поможет студенту связать воедино полученные знания, увидеть закономерности развития информационной культуры личности на примере профессионально-образовательных программ подготовки специалиста информационной сферы. Сегодня это особенно важно, так как направленность библиотечной высшей школы на традиционно аналитическую культуру мышления настолько превалирует в содержании обучения, что имеет уже отрицательный эффект.
Информационную культуру библиографа невозможно воспитать лишь средствами одной дисциплины. Она должна формироваться силами всех дисциплин общенаучного и специального циклов, на всем протяжении обучения неявно, подспудно, подтекстово, создавая у студентов информационную картину мира и заставляя их вырабатывать адекватное информационное поведение. Более того, в этом процессе главную роль играет не только содержание и методы подачи материала, сколько личность самого педагога, помогающего каждому студенту раскрыть себя. Обучение информационной культуре осуществляется в ходе справочно - библиографического, информационно - библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также навыков и опыта самостоятельной работы с книгой и информационными ресурсами.
Личностно-ориентированная модель образования, опирающаяся на приоритет развивающейся личности, создает большие возможности для инновационного творчества в решении сущностной, содержательной стороны многих библиотечных проблем, расширяет возможности самореализации личности в профессиональной сфере.
Изменяется методика проведения традиционных форм занятий. В рамках групповых дискуссий, научно-практических конференций учебного характера студенты приобретают умение выступать перед аудиторией с докладами по актуальным проблемам библиотечно-библиографической работы, высказывать собственное суждение, оценки. Знания, полученные по различным профессиональным дисциплинам и в ходе самостоятельного освоения различных разделов учебной программы по курсу, интегрируются, обобщаются и закрепляются. Это помогает развитию творческих, гностических, интеллектуальных, коммуникативных, риторических способностей библиографов, расширяет круг знаний, получаемых в процессе совместной работы, обмена мнениями, взаимного рецензирования докладов, оказывает позитивное влияние на профессиональную эрудицию. В ходе библиографической практики закрепляются и расширяются знания и умения, полученные в институте, развивается профессиональное мировоззрение.
При подготовке специалистов библиотечного и информационного дела важно создать определенную нравственную атмосферу, раскрыть перед ними систему ценностей, сопоставить их представление с действительностью. Например, опыт такой работы представлен в Ставропольском государственном университете. Студенты первого курса, начинающие изучение цикла библиографических дисциплин, работают с листом опроса "Библиографоведение: личностно-профессиональные аспекты восприятия" с позициями: сфера ваших интересов в области библиографической деятельности; имена и труды известных библиографов; деловой и социальный статус библиографа; личные достижения в информационно-библиографической деятельности; будущее библиографической профессии . Библиотечно-информационное образование, а затем создание библиографической информации в рамках профессиональной деятельности накладывают отпечаток на исследовательскую работу ученого в каждой данной области науки. Навыки профессиональной библиографической деятельности влияют и на подход ученого к литературе, в частности, к художественной литературе. Кроме того библиотечно-информационное образование вводит в круг знаний специалиста разнообразные источники библиографического разыскания - не только каталоги и картотеки, но и библиографические издания, библиографию библиографических источников.