Файл: Здесь на помощь приходит библиография.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Умственная деятельность библиотечных специалистов опирается на сложную систему специальных знаний и умений, она включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Требования к темпу и интенсивности умственной деятельности не стабильны: имеет место состояние ожидания, перемежающееся интенсивной умственной нагрузкой, требующей подвижности и гибкости мышления. К повышенной эмоциональной напряженности приводит и перегрузка сенсорных каналов сигналами различного рода и влияния (люди, их жесты, поведение, буквы, печатный и рукописный тексты и т.д.).

Нервно-психическая напряженность в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности обусловлена комплексом факторов: широкими контактами с людьми; избытком информации; дефицитом времени; значительными волевыми усилиями при выполнении регламентированных действий; нестабильностью темпа и ритма работы.

Профессиональная пригодность означает полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей библиографа требованиям, предъявляемым конкретной работой. Состояние физического и психического здоровья позволяет установить, до каких пределов можно нагружать специалиста физически, какую работу он может выполнить, а какую не может по состоянию здоровья, в какой сфере производственной деятельности он может быть подвержен профессиональным заболеваниям. Состояние психического здоровья определяет: какую нагрузку на психику, нервное напряжение, темп работы может выдержать библиограф без ущерба для качества работы и своего здоровья.

Среди специалистов библиотечно-информационной сферы наблюдаются заболевания скелетно-мышечной системы. Сюда относятся артриты, остеохондрозы, сколиоз. Сохранение сидячей позы долгое время неблагополучно отражается на состоянии мышечной системы и внутренних органов.

Организация труда библиографов строится по двум вариантам. Первый характерен для большинства общедоступных и небольших специальных библиотек, в штате которых обычно один-два библиографа, работающих, как правило, в методико-библиографическом отделе (что характерно для ЦБС, где значительную долю в рабочем времени библиографов занимает организационно-методическая помощь подразделениям и филиалам) либо в читальном зале (что характерно для филиалов). У библиографов ограничено межбиблиотечное профессиональное общение, им очень редко удается выезжать на курсы повышения квалификации. Многие ЦБС и небольшие библиотеки не выписывают такие профессиональные журналы, как "Библиография" и "Мир библиографии". Поскольку у библиографов общедоступных библиотек в небольших городах и сельской местности нет перспектив роста по должности и тарифной сетке, наблюдается текучесть кадров, а должности библиографов зачастую занимают лица со средним специальным либо высшим неспециальным образованием.


При втором варианте, присущем научным универсальным и крупным специальным, вузовским библиотекам, библиографы сосредоточены преимущественно в библиографических подразделениях, которые в зависимости от выполняемых функций, характера и содержания работы именуются информационно-библиографическими, научно-библиографическими, справочно-библиографическими либо краеведческими. Штаты их могут достигать несколько десятков человек. Для библиографической службы таких библиотек характерна специализация библиографов (по областям знания и видам документов, по выполняемым функциям, по технологическим процессам). У сотрудников крупных библиотек больше возможностей для профессионального общения и непрерывного профессионального образования.

Библиограф становится профессионалом только тогда, когда он в совершенстве усвоит правила, овладеет методикой и секретами библиографического поиска.

Еще одной важной составляющей профессионализма является профессиональное сознание библиографа. Повышенный интерес к проблеме профессионального сознания, впервые отрефлексированного как важнейшая составляющая библиотечной методологии, приходится на начало 1990-х гг. В годы советской власти библиотечная идеология рассматривалась как производное от партийной: система профессиональных ценностей определялась пропагандистскими целями и задачами. Приоритет в изучении проблемы следует признать за Московской библиотечной ассоциацией. На ее конференциях были впервые поставлены вопросы об изучении профессионального библиотечного сознания, осуществлены его замеры.

По мнению Матлиной, С.Г. кризис библиотечного дела, считающийся производственным от состояния общества, можно оценить, прежде всего, как глубокую неадекватность профессионального сознания происходящими событиями. Наряду с негативными тенденциями: закрытием библиотек, трудностями их финансирования, коммерциализацией и пр., налицо появление новых, перспективных моделей библиотек, рост числа их пользователей, расширение нетрадиционных форм обслуживания и ассортимента услуг.

Профессиональное сознание оказалось не в состоянии осмыслить эту противоречивую картину. Изначально отличаясь слабой рефлексией, сознание практических работников большей частью заземлено на решение текущих конкретных задач, чему в немалой степени способствует неразвитая система межрегиональных коммуникаций. Профессиональное сознание теоретиков привычно дистанцировано от практики.



Собирая, накапливая, сберегая в течение длительного времени информационные ресурсы, библиотека выступает хранителем социальной памяти, воплощает преемственность культуры, соответствующие традиции. В этом качестве она остается стабильной, устойчивой, а значит консервативной структурой. Ее консерватизм обусловлен медленным обновлением ресурсов, достаточно постоянной читательской аудиторией с большей частью типизированными запросами, ритуализированным характером библиотечного обслуживания, включающего ряд повторяющихся действий, операций, церемоний.

Это обстоятельство неоднозначно влияет на библиотечное сознание. С одной стороны, оно обеспечивает благоприятные возможности "вхождения" в профессию, освоения и закрепления первоначальных профессиональных навыков. В то же время здесь таится опасность рутинизации, нежелание менять привычное представление.

Профессиональное сознание является частью общественного сознания, оно во многом покоится на особенностях национального характера, менталитета. Другая его составляющая связана с профессиональными особенностями, характером и условиями труда, сложившимися традициями деятельности. Здесь важно учитывать тот факт, что профессиональное сознание необходимо формировать еще на стадии обучения в вузах и средних учебных заведениях.

Для выявления статуса профессии в рамках написания работы было проведено исследование на тему "Факторы привлекательности профессии библиографа", на базе Омского государственного университета филологического факультета кафедры библиотечно-информационной деятельности. В анкетировании приняли участие студенты 1-го, 3-го и 4-го курсов в возрасте от 17-22 лет. Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. В работе приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях. Для определения статуса и значимости библиотечной профессии среди современной молодежи, обучающейся на данной специальности, респондентам предлагалось отметить факторы, которые привлекают и не привлекают их в избранной профессии.

Из числа опрошенных (общее количество - 40 человек): для 70% респондентов важным положительным фактором профессии библиографа стало общение с людьми; 32,5% отметили тот факт, что профессия соответствует их способностям; 27, 5% отвечающих признали, что в процессе трудовой деятельности существует возможность самосовершенствоваться. Среди отрицательных факторов на первом месте - небольшая зарплата (87,5%); низкая оценка важности труда (72,5%); невозможность достичь социального признания, уважения - 45%.


Что касается коэффициента значимости (КЗ) каждого из факторов, можно сделать следующий вывод: если посмотреть на результаты опрашиваемых, самый высокий КЗ = 0, 94, но этот фактор ("Мало оценивается важность труда") говорит о негативном значении для профессии, так как находится в колонке "Б" и на него ответили 72,5 % опрашиваемых. На втором месте КЗ=0,86, который также говорит о негативном отношении к этому фактору ("Небольшая зарплата"). Напротив, положительным респонденты посчитали фактор "Работа с людьми", в данном случае КЗ=0, 83.

Изменение ценностных ориентаций в обществе привело к изменению моральных норм и, как следствие, к деформации профессионального сознания. Идет утверждение новой модели "идеальной личности", достигающей экономического успеха не ценой большей отдачи сил, более эффективного труда.

Эффективность работы библиографа во многом определяется личностными свойствами специалиста, его компетентностью, инициативностью, целеустремленностью, самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию пользователя при вынужденных, объективно обусловленных отказах в получении необходимой информации, готовностью к непредвиденным ситуациям в процессе общения с читателями, способностью к сотрудничеству с ними.

Деятельность библиографа предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место пользователя, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия для успешного взаимодействия.

Среди психологических черт личности библиографа можно выделить:

* хорошую, профессионально разработанную память на существенные библиографические факты, реальную книжную продукцию, имена авторитетных деятелей, известных авторов;

* способность устанавливать связи между явлениями физического и духовного мира, людьми, документами;

* привычку видеть мир отраженным в произведениях печати и других документах, запоминать и вспоминать их;

* выработанную воспитанием и опытом убежденность в необходимости, социальной ценности своей деятельности.

Одним из важнейших личностных качеств является процесс профессиональной адаптации, который привлекает к себе внимание многих исследователей. Адаптацию в широком смысле трактуют как:


· процесс приспособления индивидных и личностных качеств человека к жизни и деятельности в изменившихся условиях существования;

· процесс активного взаимодействия личности и среды; процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущей, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды;

· процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и деятельности.

Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда - профессиональная среда", есть основание рассматривать профессиональную адаптацию библиографа как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание включает в себя все приведенные выше определения и вместе с тем не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе "профессионал - среда".

Адаптация к коллективу достигается быстрее, чем к должностным, профессиональным обязанностям. Адаптация молодого библиографа к библиотеке проходит путь утверждения себя как личности в коллективе до восприятия себя, прежде всего как профессионала, когда все отношения и все общение с окружающими переходят из области общечеловеческой в область профессиональную. Наиболее характерной для специалистов является адаптация преимущественно в одной сфере деятельности (либо в познании, либо в общении). Желательно, чтобы процесс адаптации библиографа проходил параллельно как в познании практических навыков работы, так и в установлении контактов в коллективе, развитии коммуникативных навыков общения.

В любых социально-исторических условиях в результате общения с книжным миром, коллегами и читателями происходит формирование личности библиографа. Постепенно сложились два типа библиографов, ревностно относящиеся друг к другу. Первым присуща потребность в создании библиографических изданий на актуальные темы и поспешность в ее удовлетворении и, как следствие множество ошибок и пропусков. Эти черты присущи библиографам ХХ века, которые вынуждены или привыкли готовить библиографические "однодневки" - пособия малых форм на злобу дня, заведомо неполные, с отчасти заимствованными библиографическими описаниями без проверки de visu.