Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но большинство библиографов принадлежит ко второму типу. Они стремятся дать точную информацию, по возможности насыщенную результатами научных разысканий. Специалистов этого типа можно охарактеризовать словами К.Д. Муратовой: "Библиограф, с интересом выполняющий свою работу, постепенно становится знатоком в избранной области".
По мнению И.Г. Моргенштерна, "характеристики индивидуальных черт библиографов встречаются в литературе, к сожалению, редко. Отнести к ним оценки типа "предан делу", "эрудирован" и т.п. нельзя - эти черты присущи каждому авторитетному специалисту. Иное дело, когда такие качества личности развиты до высочайшей, поражающих современников степени".
Библиограф испытывает большую, чем библиотекарь или книгопродавец ответственность перед читателем за результаты своего труда. Отказывая читателю в конкретном издании, библиотекарь, книготорговец обычно мотивируют это объективными причинами (нет в фонде, продано), добросовестный библиограф, вынужденный отказать в запрашиваемой информации, как правило, внутренне объясняет это собственным неумением и винит себя. Библиограф, особенно молодой, часто сталкивается с ситуациями неопределенности, отсутствия готовых решений - в процессах систематизации и предметизации документов, уточнения запросов читателей, уяснения их информационных потребностей.
Стремясь к беспристрастности, объективности, библиограф оказывается втянутым в личностные отношения, эмоциональное общение с читателем. У библиографа возникает возможность и необходимость проявить индивидуальный вкус в отборе и характеристике литературных явлений, конкретных произведений. Усугубляющая специализация библиотечного труда приводит к преимущественному развитию тех или иных профессионально значимых личных качеств работника. Профессиональные требования к знаниям, умениям и навыкам, а также к личным качествам специалистов, составляющие основу психофизической характеристики, формируется под влиянием комплекса факторов. Это универсальные, относящиеся ко всем группам специалистов требования; они составляют широкую платформу профессиональной подготовки. Конкретно - технологические условия и особенности деятельности по специальности обуславливают специфические требования, реализуемые в рамках вузовских специализаций, а затем в дальнейшей профессиональной практике. Компетентность в данном случае включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициативность, способность к сотрудничеству, к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Важными признаками развития профессиональной компетентности являются широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности, способность быстро и гибко применять свои знания и опыт для решения практических задач; наличие профессионально - нравственных качеств.
В таком понимании социально-профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека. В общем виде целостная социально-профессиональная компетентность может быть представлена в виде идеализированной модели.
Психологический портрет библиографа, в данном случае, меняется в зависимости от его специализации, прежде всего функциональной. Для библиографов, занятых процессами библиографирования, особенно составлением текущих библиографических пособий, характерны спокойствие, усидчивость, основательность. У них развита интуиция, позволяющая понимать потребности читателя, угадывать характер ошибок, неточностей в запросе; эвристический склад мышления, помогающий устанавливать ассоциативные связи внешне далеких явлений, подсказывающий небанальные пути поиска в неожиданных источниках; безупречный такт в общении с читателем, вызывающий его доверие. Т.е., при обслуживании читателей библиограф должен иметь высокий уровень информационной культуры.
Процессы информатизации все активнее охватывают библиотеки, и информационная культура начинает осознаваться библиографами как потребность сегодняшнего дня и как необходимый компонент профессиональной культуры. Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, а затем продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Исторически этот процесс начался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Соответственно, содержанием обучения являлись передача знаний и фактических сведений о структуре и составе фонда, о каталогах, картотеках, библиографических пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной подготовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой информационной среде, но и принимать участие в ее формировании и преобразовании, содействовать информационным контактам.
Изучение информационной культуры библиографов через совокупность выделенных связей людей с окружением предполагает обращение к их социокультурной жизнедеятельности, так как в обыденных и профессиональных формах деятельности люди предстают как носители культуры. Категориями информационной культуры личности можно считать умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять ее поиск во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно - поисковые системы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
В настоящее время изучение информационной культуры предполагает использование культурологической категории "образ жизни". Понятие "образ жизни" позволяет концептуально связать личность как субъект культуры с ее социокультурным окружением, охарактеризовать специфичные или типичные черты повседневной жизни членов определенной социокультурной группы, выявить типичные нормы и ценности, правила поведения, которыми члены группы руководствуются при осуществлении различных видов деятельности (производственной и непроизводственной). Определенным типам культур соответствуют и определенные образы жизни. Так информационной культуре соответствует информационный образ жизни, характеризующий динамику связей личности с информационной средой. Информационный образ жизни проявляется в "информационном поведении" личности, которое может носить активный или пассивный характер. Именно активное информационное поведение должно быть присуще библиографу. Становлению библиографа активным субъектом информационной деятельности способствуют: умение планировать рабочее время на ознакомление с различными документами, определять тематику рабочего чтения, развитые навыки динамического чтения, умение критически воспринимать, осмысливать и применять полученные знания в практической работе.
Вместе с тем социальная роль библиографа, как информационного посредника в системе "документ - потребитель информации", определяет специфику его информационной культуры. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, информационная деятельность является для би6лиографа профессиональной, так как библиографическая деятельность - область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. Во-вторых, уровень информационной культуры библиографа определяет его уровень квалификации. В-третьих, библиограф участвует как профессионал в формировании информационной культуры личности и в развитии информационной культуры общества. Для характеристики информационной культуры библиографа существенно, что он, в отличие от библиотекаря, оперирует исключительно или преимущественно библиографической (вторично-документальной) информацией. Для библиотекаря библиографические процессы являются неосновными, способствующими поиску и предоставлению пользователям первичных документов. Все это позволило выявить специфику информационной культуры библиографа, включающей большее количество компонентов, чем структура информационной культуры специалиста неинформационной сферы, рядового потребителя информации.
Информационную культуру специалиста определяют как культуру индивидуума, готового к творческой работе в условиях технолого - информационной культуры; ее дополняют информационная этика, информационное поведение, информационная компетентность. К составляющим информационно - технологической компетентности можно отнести компьютерную грамотность - сформированные функциональные навыки обработки данных, т.е. возможность применения электронной техники с целью сохранения, обработки и использования информации.
Особую роль в структуре информационной культуры библиографа - специалиста, который участвует в создании и распространение библиографической информации, играют эвристические и библиографические средства. Они находят отражение в комплексе знаний, умений и навыков, формирующих библиографическую культуру, культуру чтения и общения, компьютерную грамотность - важнейших компонентов технологической составляющей информационной культуры библиографа. Данные средства обеспечивают наиболее эффективное осуществление библиографической деятельности с оптимальными временными, материальными затратами и максимальными результатами.
Библиограф не только пользуется благами информационной культуры общества, но и играет в ней активную роль. Специфика информационной культуры современного библиографа включает способность синтезировать традиционные библиотечно-библиографические и новые информационные технологии для осуществления библиографической деятельности, способность адаптировать, совершенствовать и применять традиционные библиографические средства создания и распространения библиографической информации с помощью новых информационных технологий. Это предполагает формирование высокого уровня библиографической и компьютерной грамотности специалиста как организатора потоков информации, усвоение им требований профессиональной и компьютерной этики.
Чем выше уровень информационной грамотности сотрудников, тем успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры - процесс непрерывный. Только постоянное внимание к этому участку работы, использование всех возможных форм обучения и библиографических пособий дадут желаемый результат.
Высокий уровень информационной культуры личности позволяет обеспечить такое состояние духовной, интеллектуальной, моральной, этической, политической вооруженности человека, общества, государства, при котором никакие информационные воздействия на них не в состоянии вызвать деструктивные последствия на пути стойкого прогрессивного развития названных субъектов.