Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ние потребовало бы огромных материальных затрат, оказалось бы абсолютно неэффективным и в конечном итоге привело бы к перма- нентному застою, если не к регрессу, в науке, технике и культуре. В силу генетических и когнитивных различий между людьми образовательная система должна быть гибкой и многоуровневой, она должна адапти- роваться к эволюционирующей биологии человеческих популяций и их культуре, а не к мифологическим представлениям об абсолютном равенстве людей, которое реально может быть только формально- юридическим.

174
Примечания
1 Примером может служить предложенное еще в 1699 г. Д.Локком определение: «По- знание представляется мне нечем иным, как восприятием (перцепцией) взаимос- вязей и согласованием или несогласованием, столкновением между какими-либо из наших идей» (
Локк Д. Избр. филос. произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1960. С. 514).
2
См., например:
Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М., 1967.
3
Винер Н. Кибернетика. М., 1968. С. 201.
4
Конечно, генетические механизмы распознавания и передачи информации, меха- низмы транскрипции и трансляции, обеспечивающие «сборку» белка, не требуют апелляции к внешнему наблюдателю, к некоему «гомункулусу». В силу вышеизло- женного применительно к живой материи тезис американского философа Д.Серла о том, что «вычисление не является внутренне присущим свойством мира», пред- ставляется ошибочным. См.:
Серл Д. Открывая сознание заново. М., 2002. С. 196.
5
Лоренц К. По ту сторону зеркала // Эволюция. Язык, Познание. М., 2000. С. 63.
6 В последние десятилетия получило интенсивное развитие компьютерное модели- рование эволюции адаптивного поведения искусственных организмов (аниматов), представленных в виде программ. Это моделирование позволяет исследовать от- дельные аспекты когнитивной эволюции,
какой она могла бы быть в некоторых идеальных условиях
. Соответствующие исследования, в частности, показывают, что управление поведением (выбором действий) обладающих мотивациями искус- ственных организмов, которое базируется только на трех весьма простых заданных программах, эволюционирует путем порождения более высокого уровня управле- ния — метапрограммы, которая осуществляет выбор (запуск или выключение) уже имеющихся программ (в зависимости от мотиваций). Метапрограмма формирует более эффективную, более адаптивную стратегию поведения искусственных орга- низмов, способствующую их выживанию и размножению. Так, например, в условиях недостатка пищевых ресурсов метапрограмма отключает программу «скрещиваться» и включает программы «питаться» и «отдыхать». В случае наличия больших пищевых ресурсов она запускает все три программы. Более подробно см.:
Редько В.Г. Эволю- ционная кибернетика. М., 2001. С. 113–121.
7
Идеальной моделью, а скорее даже просто полезной эвристической метафорой того, как реально могла происходить когнитивная эволюция простейших организ- мов, обладавших специализированными нервными тканями, по-видимому, может служить эволюция операционных систем семейства Windows — от Windows 95 до Windows XP — для IBM-совместимых персональных компьютеров. Нетруд- но заметить, что эволюция Windows до настоящего времени сопровождалась главным образом такими модификациями, которые (кроме повышения надеж- ности) позволяли вновь разрабатываемым версиям этой операционной системы
(т.е. метапрограммам) интегрировать и управлять работой все большего числа принципиально новых приложений, новых программ более низкого уровня, обе- спечивающими выполнение новых интеллектуальных функций. Так, например,
Windows 98 интегрировала и стала управлять работой браузера, она объединила работу Windows и ресурсы Web (Интернета и электронной почты) в едином пред- ставлении, а Windows XP позволила записывать файлы различных форматов на


175
DVD или CD диски, не прибегая к помощи дополнительных программ, не являю- щихся частью Windows. Конечно, эволюция операционных систем Windows — это эволюция программируемых человеком логических устройств, обновление которых возможно только благодаря конструированию все более высокотехнологичных интеллектуальных физических устройств, все более совершенного «железа» — про- цессоров, системных плат, модулей памяти и т.д. Однако у нас нет оснований со- мневаться в возможностях биологической эволюции порождать все более сложные и адаптивно эффективные когнитивные системы.
8
Более подробно см.:
Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. СПб., 2003. С. 164–166.
9
См.:
Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М., 1982 С. 432.
10
См.:
Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 3. С. 94.
11
Гены-регуляторы (или информационные гены) включаются временно, когда их экспрессия необходима, и выполняют важные управляющие функции.
12
По-видимому, подобного рода генетические механизмы могут обеспечить постепен- ную смену в человеческих популяциях доминирующего когнитивного типа мышле- ния, т.е. переход от пространственно-образного к статистически преобладающему знаково-символическому (логико-вербальному) мышлению. Историки (которые обычно либо игнорируют, либо не уделяют достаточного внимания эволюции менталитета человеческих популяций) иногда все же фиксируют нарастание сугубо когнитивных проблем, которые действуют на протяжении жизни нескольких по- колений в качестве участвующих в отборе
постоянных факторов окружающей среды.
Характерным примером может служить новые реалии рыночной экономики, с кото- рыми столкнулось растущее население западноевропейских городов в эпоху позднего средневековья. Как отмечает Ф.Бродель, французский историк школы «Анналов», эти реалии заставляли людей (в подавляющем большинстве своем — абсолютно не- грамотных)
учиться считать, так как неумение считать создавало дополнительные
трудности для выживания. «Повседневная жизнь — это обязательная школа цифр: словарь дебета и кредита, натурального обмена, цен, рынка, колеблющихся курсов денег захватывает и подчиняет любое мало-мальски развитое общество. Такие технические средства становятся тем наследием, которое в обязательном порядке передается путем примера и опыта. Они определяют жизнь людей день ото дня, на протяжении всей жизни, на протяжении поколений и веков. Они образуют окружаю- щую среду человеческой истории во всемирном масштабе» (
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 507–508).
13
Более подробно об этом см:
Огурцов А.П. Биологические метафоры, в которых живет культура // Биология и культура. М., 2004.
14
Подробнее об этом см.:
Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. С. 99–120.
15
Различные сенсорные области являются локализованными участками сенсорной карты тела, которая простирается вертикально через кору головного мозга. Впер- вые сенсорная карта была составлена канадским нейрохирургом В.Пенфилдом в
30-е гг. прошлого века. Перед тем, как оперировать своих пациентов, страдавших эпилепсией, Пенфилд стимулировал различные части их мозга с помощью электро- дов для того, чтобы локализовать местоположение соответствующих нервных клеток (нейронов). В результате ему удалось обнаружить, в какой области мозга представлена часть тела, которой касались или двигали. Сенсорная карта не от- ражает точно размер частей тела, а главным образом их чувствительность. Плечи и ноги представлены в сенсорной карте в виде весьма незначительной пространст-

176
венной области, несмотря на их длину. Напротив, лицу и кистям рук, которые обладают высокой чувствительностью, отводится в ней гораздо большее простран- ство — особенно кончикам пальцев.
16
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1995. С. 31–32.
17
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. С. 286.
18
Там же. С. 318.
19
Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии // Эволюция.
Язык. Познание. М., 2000. С. 32–33.
20
Подробнее об этом см.:
Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. С. 173–174.
21
Эта кооперация низкоуровневых и высокоуровневых процессов переработки ког- нитивной информации может создать иллюзию
непосредственной вовлеченности в когнитивные структуры восприятия «канонов культурной деятельности». (См., например:
Вартовский М. Модели. Репрезентации и научное понимание. С. 219.)
Понятно, что эта иллюзия возникает благодаря чрезмерно широкой и «синкретич- ной» трактовки восприятия. Она также свидетельствует об отсутствии аналитически детальных представлений о когнитивных структурах, обеспечивающих эффектив- ность человеческого познания.
22
См.:
Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. С. 145.
23
На это обстоятельство обращал внимание еще в середине прошлого века амери- канский психолог Р.Арнхейм: «Элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга» (
Арнхейм Р. Визуальное мышление
// Хрестоматия по общей психологии. М., 1981. С. 107).
24
Более подробно о когнитивных типах мышления см.:
Меркулов И.П. Эпистемология.
Т. 1. С. 139–151.
25
Исследования когнитивных психологов, изучавших оперативные возможности визуального мышления людей, свидетельствуют, в частности, о наличии линейной зависимости между объемом производимого визуального преобразования образов в кратковременной памяти и затраченного на это преобразование времени. Так, например, оказалось, что мысленное вращение двух и трехмерных визуальных об- разов объектов в диапазоне от 0 до 60 градусов происходит с одинаковой скоростью, а на вращение трехмерных образов в диапазоне от 60 до 180 градусов требуется гораздо больше времени, чем на вращение двухмерных, т.е. скорость переработки относительно большего массива когнитивной информации резко падает. Практи- чески линейная зависимость времени реакции испытуемого от угла поворота была обнаружена не только для трехмерных перцептивных образов, но и для других визуально воспринимаемых форм. Скорее всего, лишь относительно небольшие объемы мысленных визуальных преобразований позволяют нашей когнитивной системе обрабатывать их в кратковременной памяти как преобразования целостных перцептивных образов. Если же объем параллельно производимых мысленных пре- образований перцептивных образов превышает некоторый предел, то их скорость резко падает. Исследования также показали, что в случае мысленных преобразований перцептивных представлений время реакции на воображаемые события оказывается практически тождественным времени реакции на текущие, перцептивно восприни- маемые события. Более подробно см., например:
Солсо Р. Когнитивная психология.
С. 186–188, 289–290.
26
Эксперименты с лабиринтом позволили также выявить заметную генетическую изменчивость внутри отдельных популяций крыс по когнитивным способностям.
Поскольку способность к обучению зависит главным образом от интеллекта (как


177
интегративной характеристики когнитивных способностей), то, основываясь на замерах времени, необходимого отдельным особям для того, чтобы добраться до источника пищи в лабиринте, исследователям удалось отделить внутри популя- ции группу «умных» крыс от «глупых». Искусственный селективный отбор по когнитивным способностям в течении семи поколений привел к выделению двух неперекрещивающихся субпопуляций, причем самые «глупые» крысы из группы
«интеллектуалов» оказались умнее, чем самые «умные» из группы «дураков». Ряд других экспериментов с обучением крыс в лабиринте, однако, показывают, что окружающая среда, если она предоставляет более богатые возможности для приобре- тения разнообразного опыта, может в некоторой степени улучшить их когнитивные способности. Более подробно см., например:
Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 3. М., 1990. С. 56–57.
27
См., например:
Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М.,
1930. С. 134–143.
28
Campbel B.G. Human Evolution. An Introduction to ManҐs Adaptations. Chicago, 1966.
P. 311.
29
Новейшие исследования работы живого человеческого мозга с помощью сканеров магнитного резонанса позволили выявить, в частности, весьма любопытные корре- ляции между изучением иностранных языков и конфигурацией нейронных структур, образующих зоны Брока и Вернике. Оказалось, что в случае изучения иностранных языков в раннем детстве конфигурации этих зон не меняется. В случае же изучения иностранных языков в зрелом возрасте конфигурация зоны Брока удваивается, а конфигурация зоны Вернике остается неизменной.
30
См.:
Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 3. С. 18–19. Соответствующие генетические исследования, в частности, показывают наличие довольно сильной корреляции между скоростью хромосомной эволюции и видообразованием, причем оба эти процесса у приматов протекают весьма быстро. В связи с этим возникает вопрос, как могла происходить фиксация селективно ценной хромосомной пере- стройки в популяциях древних гоминид, которая положила бы начало образованию нового вида Homo? По мнению генетиков, «такая ситуация может создаваться, когда брат и сестра наследуют от одного из своих родителей одну и ту же перестройку и производят в инцестном браке гомозиготное потомство». Поскольку древние гоми- ниды жили небольшими группами (40-60 человек), вероятность близкородственных скрещиваний значительно увеличивалась. Не означает ли это, что «новые виды приматов берут свое начало от одной пары особей? Или более конкретно: реально ли, что все человеческие существа происходят от одной предковой пары? Как это ни удивительно, миф об Адаме и Еве как паре прародителей человечества может со временем получить научное обоснование» (
Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 3. С. 14–15).
31
Более подробно см., например:
Glucksberg S. Language and Thought // The Psychology of Human Thought. P. 233–236. Неудивительно, что язык новахо весьма успешно использовался американцами в качестве военного кода в период Второй мировой войны, так как закодированные на этом языке сообщения не поддаются расшиф- ровке с помощью стандартных статистических методов.
32
См., например:
Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования.
Тбилиси, 1985. Т. 4. С. 224–236.
33
Более подробно см.:
Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999. Гл. 2.


178 34
В философии сознания этой позиции придерживались Д.Деннет, Дж.Фодор и др.
См.:
Dennett D.C. The logical geography of computational approaches: A view from the east pole // The Representation of Knowledge and Belief (M. Brand & R. Harnish, eds).
Arizona: Univ. of Arizona Press, 1986;
Fodor J.A. Computation and reduction // Minnesota
Studies in the Philosophy of Science. 9. Minnesota, 1978.
35
Это направление возникло в начале 1980-х гг. главным образом благодаря усилиям
«Исследовательской группы по изучению параллельной распределенной обработки информации» (PDP Reseach Group). В 1986 г. членами этой группы (Д.Мак-Клеланд,
Д.Румелхарт, Д.Хинтон, П.Смоленский и др.) была сформулирована новая концеп- ция коннекционизма в качестве альтернативы классической «символьной парадиг- ме». См.:
McClelland J.L., Rumelhart D.E., Parallel Distributed Processing, Exploration in the Microstructure of Cognition // Psychological and Biological Models. Vol. I. Cambridge
(Mass.): MIT Press, 1986.
36
Согласно теории коммуникации, событие А передает некоторое количество ин- формации о появлении другого события В, если в результате фиксации события В происходит изменение оценки вероятности события А. Таким образом, информация, сообщаемая некоторым событием, всегда имеет некий пропозициональный смысл независимо от того, в какой форме она выступает — в виде генетического кода или кодов когнитивной информации, создаваемой на основе сигналов, извлекаемых из окружающей среды.
37
См, например:
Glucksberg S. Language and Thought // The Psychology of Human Thought.
Cambridge, P. 218.
38
См.:
Pylyshyn Z.W. What the mind’s eye tells the mind’s brain: A critique of mental imagery
// Psychological Bulletin. 1973. Vol. 80. P. 1–24; Validating computational models: A critique of Anderson’s indeterminacy of representation claim // Psychological Review. 1979. Vol.
86. P. 383–394.
39
См.:
Anderson J.R. Cognitive Psychology and its Implication. N. Y., 1980. Относительно данных, подтверждающих наличие внутренней пропозициональной репрезентации содержания мышления (и восприятия), см., например:
Fodor J.A. The Language of
Thought. N. Y., 1975.
40
Использование нашей когнитивной системой двойного кодирования при переработ- ки вербальных стимулов, обозначающих смысл конкретных перцептивных образов и представлений, было выявлено, в частности, при очень быстром предъявлении испытуемым наборов картинок и слов. Оказалось, что испытуемые запоминали большее количество картинок, но порядок предъявления стимулов воспроизво- дился ими лучше для слов. Более подробно см.:
Солсо Р. Когнитивная психология.
С. 282–285.
41
Так, например, при проведении наиболее правдоподобной кривой, кроме имеющих- ся числовых данных, очень важно использовать общие теоретические представления о том, как должна вести себя эта кривая при значениях аргумента, весьма близких к нулю, при больших значениях аргумента; необходимо также исследовать, проходит ли кривая через начало координат, пересекает ли она координатные оси, касается ли их и т.д.
42
Эксперименты психологов, в частности, показывают, что вероятность ошибок при решении испытуемыми силлогистических задач значительно снижается, если участвующие в выводах термины обладают перцептивными репрезентациями.
Количество ошибок в силлогистических выводах увеличивается, если растет число альтернатив, генерируемых набором посылок.