Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

179 43
Так, например, наши оценки вероятности наступления тех или иных событий часто ошибочны, так как они базируются на ограниченной выборке. Весьма любо- пытные экспериментальные исследования когнитивных психологов (в том числе
Д.Канемана, нобелевского лауреата по когнитивной науке) мыслительных проце- дур принятия решений, в частности, показывают, что «рамки» принятия решений обусловлены представлениями людей о действиях, результатах и непредвиденных обстоятельствах, связанных с конкретным выбором», они зависят от формулировки проблемы, а также от норм, привычек и личных характеристик индивидуума. См.:
Kahneman D., Tversky A. Subjective probability: A judgment of representativeness // Cognitive
Psychology. 1972. № 3. P. 430–454; Intuitive predictions: Biases and corrective procedures
// TIMS Studies in Management Science. 1979. Vol. 12. P. 313–327.
44
Более подробно см., например:
Siegler R.S. How Knowledge Influences Learnig //
American Scientist. 1983. № 71. P. 631–638.
45
Характерно также, что выбор испытуемыми прототипов (т.е. наилучших образцов, примеров) соответствующих категорий цветов не зависит от культурных различий и используемых вербальных кодов — один и тот же цвет всегда оказывается про- тотипным образцом, экземплифицирующим соответствующие термины различ- ных естественных языков. Более подробно см.:
Berlin B., Kay P. Basic Color Terms:
Their Universality and Evolution. Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press, 1969;
Heiden E.P., Oliver D.C. The Structure of Color Space in Naming and Memory for Two
Languages // Cognitive Psychology. 1972. № 3. P. 3.
46
См.:
Сепир Э. Статус лингвистики как науки. Грамматист и его язык // Языки как образ мира. М., 2003. С. 127–156.
47
Там же. С. 155.
48
См:
Whorf B.L. Languages and Logic // Language, Thought and Reality: Selected writings of Bengamin Lee Whorf. Carroll J.B. (Ed.). Cambridge, 1956. P. 242–243.
49
См.:
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное и природа первобытного мышления. М.,
1937;
Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
50
См.:
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 207.
51
См., например:
Вейн А.М., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодей- ствия в процессах творчества, принцип метафоры // Интуиция, логика, творчество.
М., 1987. С. 57–58.
52
Результаты клинических исследований больных при поражениях мозга, в частности, показывают, что пространственно-временная организация психических процессов, протекающих в правом и левом полушариях, различна:
правое полушарие функционирует
в настоящем времени, опираясь на прошлое, в то время как левое — в настоящем с на-
правленностью в будущее. См.: Доброхотова Т.А., Брагина Н.И. Принцип симметрии- асимметрии в изучении сознания человека // Вопр. философии
. 1986. № 7.
53
Э
лиаде М. Космос и история. С. 32.
54
Там же. С. 36.
55
Там же. С. 38.
56
Там же. С. 56.
57
См., например, миф о смерти и воскрешении Эра (
Платон. Государство. 614е–
621в.)
58
См., например:
Schwartz S.P. Natural Kind Terms // Cognition. 1979. № 7. P. 301–315;
Fodor J.A., Garrett M.F., Walker E.T., Papkes C.M. Against Definitions // Cognition. 1980.
№ 8. P. 263–367;
Smith E.E., Medin D.L. Categories and Concepts. Cambridge (MA:
Harvard University Press), 1981.


59
Норман Д. Память и научение. М., 1985. С. 76.
60
См., например:
Nosofsky R.M. Attention, Similarity, and the Identification — Categorization
Relationship // J. of Experimental Psychology: General. 1986. Vol. 115. P. 39–57.
61
См.:
Brooks L.R. Nonanalytic Concept Formation and Memory for Instances // Cognition and Categorization. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. P. 169–211. Характерно, что дети в воз- расте приблизительно до 10 лет в процессе категоризации объектов ориентируются исключительно на прототипы, а не на сущностные признаки понятий. Это позволяет предположить, что прототипы многих классических понятий становятся известны людям до познания их сущности. Только с 10 лет и старше дети демонстрируют ясный сдвиг от прототипа к сущности как окончательному арбитру в выборе понятийного содержания, и в этом, бесспорно, проявляется влияние систематического образо- вания. Однако, несмотря на это, люди, как правило, продолжают придерживаться прототипов, которые у них ранее сформировались, на протяжении всей своей жизни, причем даже для четко определенных понятий.
62
«Создан ли миф субъектом или заимствован из коллективной традиции (причем между индивидуальным и коллективными мифами происходит постоянное взаи- мопроникновение и обмен), он различается лишь материалом образов, которыми оперирует; структура же остается неизменной, и именно благодаря ей миф выпол- няет свою символическую функцию» (
Леви-Стросс К. Структурная антропология.
С. 181).
63
Элиаде М. Космос и история. С. 214.
64
См.:
Rothenberg A. The Emerging Goddess. The Creative Process in Art, Science and other
Fields. Chicago, 1979.
65
Леви-Стросс К. Структурная антропология. С. 201.
66
Там же.
67
Исследования фольклора первобытных популяций, правда, обнаружили некоторые
«архаические» отклонения от логической схемы К.Леви-Стросса. В частности, оказалось, что иногда медиатор может сразу снять исходное противоречие, либо не выполнить свою функцию, либо даже вообще отсутствовать.
68
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 109.
69
Там же. С. 107.
70
Там же. С. 111.
71
Леви-Стросс К. Структурная антропология. С. 188.
72
Более подробно об информационной природе сознания см.:
Меркулов И.П. Эпи- стемология. Т. 1. Ч. 1, гл. IV.
73
Солсо Р. Когнитивная психология. С. 111.
74
Бехтерев В.М. Избр. тр. по психологии личности: В 2 т. Т. 1: Психика и жизнь. СПб.,
1999. С. 208.
75
Более подробно относительно когнитивных механизмов зарождения человеческой духовной культуры см.:
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. Ч. 1, гл. 4.

Оглавление
Предисловие ...................................................................................................................... 3
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ:
СНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .................................................................................. 5 1.1. Эмпирическая природа эпистемологических знаний ........................................ 6 1.2. Общий взгляд на познание ................................................................................ 10
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ............................... 19 2.1. Биологическая (когнитивная) эволюция как самопорождение когнитивных программ ......................................................... 22 2.2. Взаимосвязь когнитивной эволюции и нейроэволюции ................................. 25 2.3. Социокультурная среда как селективный фактор когнитивной эволюции человека ............................................................................ 34
ГЛАВА III. ВОСПРИЯТИЕ ........................................................................................... 38 3.1. Эволюция эпистемологических взглядов на восприятие ................................. 38 3.2. Как работают наши органы чувств .................................................................... 40 3.3. Когнитивные особенности восприятия как вида познания .................................................................................................... 45 3.3.1. Восприятие цвета ....................................................................................... 51 3.3.2. Зрительное восприятие движения ............................................................. 55 3.3.3. Восприятие пространства .......................................................................... 59 3.4. Кооперация восприятия с другими когнитивными способностями ............... 65
ГЛАВА IV. МЫШЛЕНИЕ .............................................................................................. 71 4.1. Логические и психологические концепции мышления ................................... 72 4.2. Эволюция мышления ......................................................................................... 77 4.2.1. Перцептивное мышление .......................................................................... 78 4.2.2. Знаково-символическое мышление .......................................................... 85 4.2.3. Человеческое знаково-символическое (логико-вербальное) мышление ............................................................................................................ 91 4.3. Мышление как информационный процесс .................................................... 102 4.4. Мышление и язык ............................................................................................ 116
ГЛАВА V. АРХАИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
............................................................ 124 5.1. Когнитивные особенности архаического мышления как мышления преимущественно пространственно-образного .......................... 127

5.2. Понятия и прототипы ...................................................................................... 134 5.3. Стратегии архаического мышления ................................................................ 139
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ .............................................................................................. 144 6.1. Эволюция сознания ......................................................................................... 145 6.2. Перцептивное и символьное (вербальное) сознание ..................................... 148
ГЛАВА VII. ПАМЯТЬ .................................................................................................. 161 7.1. Виды памяти ..................................................................................................... 162
Заключение ................................................................................................................... 169
Примечания .................................................................................................................. 174


Н
аучное издание
Меркулов Игорь Петрович
Когнитивные способности
Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН
Художник
В.К.Кузнецов
Технический редактор
А.В.Сафонова
Корректор
А.А.Гусева
Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.98 г.
Подписано в печать с оригинал-макета 17.03.05.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Ньютон.
Усл. печ. л. 11,43. Уч.-изд. л. 10,83. Тираж 500 экз. Заказ № 018.
Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор
Т.В.Прохорова
Компьютерная верстка
Ю.А.Аношина
Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119992, Москва, Волхонка, 14