Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Чтение на ощупь
Цель: Развитие навыков чтения на ощупь у ребенка с нарушением зрения.
Задачи:
Показать ребенку, как читать на ощупь, используя пластинки Брайля
Ознакомить ребенка с буквами и словами, составленными на пластинке.
Развить внимание, память и пространственное мышление ребенка.
Режимный момент:
Педагог садится рядом с ребенком и предлагает ему познакомиться с новым материалом на ощупь. Любопытный ребенок участвует в занятии, ощущая пластинку Брайля и изучая, как в ней выглядят буквы и слова. Они вместе составляют небольшие слова, направляя пальцы по поверхности пластинки. Ребенок с восторгом замечает, как буквы превращаются в слова, создавая иллюзию настоящего чтения. Ребенок улыбается и показывает педагогу, как он читает слова на ощупь.
Таким образом, взаимодействие педагога с ребенком посредством пластинок Брайля помогает ребенку с нарушением зрения развивать навыки чтения на ощупь и повышать активность во время занятий. Занятие проходит в радостной и дружелюбной атмосфере, способствуя позитивному эмоциональному фону и успешной адаптации ребенка в обществе.
3. Группу/класс. посещает ребенок с ЗПР (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с ЗПР
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Разработайте конспект фрагмента взаимодействия с ребенком/ режимного момента (в котором принимает участие данный ребенок). Смоделируйте ситуацию (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)).
Характеристика-портрет ребенка с ЗПР:
Ребенок Влад, 8 лет, мальчик. Ребенок с задержкой психического развития. При общении проявляет интерес, но медленно реагирует на окружающий мир. Имеет нарушения в речи, особенно в ее произношении. Объективно, ребенок отстает от своих ровесников по физическому развитию. Не очень уверенно чувствует свое тело в пространстве.
Ребенок неутомимо ищет поддержку взрослых, будучи замкнутым в коммуникации с окружающими детьми.
Особые образовательные потребности и специальные условия:
Первостепенная задача педагогов состоит в том, чтобы обеспечить Владу индивидуальную поддержку, подходящую ему как по возрасту, так и по психологическим возможностям. Наиболее важно включать его в образовательный процесс наравне с другими детьми, в то же время отмечая его прогресс и отдельные успехи в обучении.
Картотека статей журнала "Дефектология"
Картотека статей журнала "Дефектология" по вопросам психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР:
1. "Диагностика коммуникативных нарушений у детей с задержкой речевого развития" (автор: Смирнова Е.Н.)
2. "Использование игровых методов в диагностике затруднений в обучении у детей с задержкой психического развития" (автор: Иванова С.А.)
3. "Диагностика социальных навыков у детей с задержкой психического развития" (автор: Петрова О.В.)
4. "Применение компьютерных технологий в диагностике умственной отсталости у детей" (автор: Сидоров Д.А.)
5. "Диагностика функциональных нарушений у детей с задержкой психического развития" (автор: Григорьева М.А.)
Эти статьи посвящены вопросам диагностики различных аспектов психического развития детей с ЗПР. Они могут оказаться полезными для специалистов, работающих с детьми с такими нарушениями, в том числе для психологов, педагогов и медицинских работников.
Система психолого-педагогического сопровождения:
К системе психолого-педагогического сопровождения могут быть включены психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог. Участники педагогического процесса могут взаимодействовать на заседаниях, обменах информацией, на совместных мероприятиях. Примером того, как это может быть организовано, являются заседания с директором школы и учителями, на которых участвует и родитель Влада.
Направления коррекционно-развивающей работы:
Коррекция речи и развитие коммуникативных навыков.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие самостоятельности и социальной активности.
Методы, приемы, средства:
Работа с конкретным материалом, какой-то частью будущего урока (например, картинкой) в общей группе.
Работа в паре или в малой группе.
Деловые игры.
Рисование.
Формирование умения воспринимать и анализировать текст небольшой сложности.
Организация театрализованных постановок.
Пример взаимодействия и режимного момента:
Тема: развитие памяти ребенка
Цель: Развитие памяти у Влада.
Задачи:
Развить память и внимание ребенка через игры и упражнения.
Создать мотивацию для дальнейшего развития памяти.
Режимный момент:
Перед началом занятия педагог приветствует ребенка и проводит короткую беседу о том, что ожидается от занятия. Затем он включает нейромнемотрейнер, который предназначен для тренировки памяти. Ребенок настраивается на игру и начинает выполнение заданий. Педагог направляет его в работе, обеспечивая комфортную обстановку и чувство уверенности.
Пример взаимодействия:
Педагог: Влад, давай сделаем упражнение, которое поможет тебе запоминать цвета. Смотри, я покажу тебе картинку из кубиков разных цветов. Затем я скрою ее, и ты должен вспомнить, какие цвета на картинке были, и назвать их по порядку.
Ребенок: Хорошо.
Педагог предъявляет картинку и дает ребенку возможность ее рассмотреть. Затем он ее скрывает и обращается к ребенку: ну, Влад, какие цвета были на картинке?
Ребенок: были зеленый, красный и желтый.
Педагог: верно, очень хорошо запомнил! Может продолжим и добавим еще цветов на следующей картинке.
4. группу/класс посещает ребенок с нарушением интеллекта (легкая степень) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением интеллекта
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей нарушением интеллекта
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
Характеристика-портрет ребенка с нарушением интеллекта:
Ребенок с нарушением интеллекта может испытывать затруднения в понимании материала, медленно обучаться и плохо запоминать информацию. Обычно он имеет сниженный уровень абстрактного мышления, что ограничивает его способности к анализу и синтезу информации. Ребенок с нарушением интеллекта может иметь такие особенные образовательные потребности, как
повышенный уровень поддержки при обучении, индивидуальный подход к учебному процессу, использование специальных образовательных технологий и методик. Для такого ребенка может потребоваться также создание специальных условий обучения, специальных помещений и специального оборудования.
Картотека статей журнала «Дефектология»:
Картотека статей журнала "Дефектология" по вопросам психолого-педагогической диагностики детей с нарушением интеллекта:
1. "Особенности психолого-педагогической диагностики детей с олигофренией" (автор: Иванова Е.В.)
2. "Анализ методов диагностики интеллектуальных нарушений у детей дошкольного возраста" (автор: Петрова И.В.)
3. "Сравнение психологических тестов для диагностики умственной отсталости у детей школьного возраста" (автор: Сидорова О.Н.)
4. "Диагностика возможностей ребенка с нарушением интеллекта в развитии основных навыков" (автор: Григорьева Т.А.)
5. "Методика определения уровня интеллектуального развития детей с задержкой психического развития" (автор: Кузнецова Н.И.)
Эти статьи рассматривают различные аспекты и методики диагностики умственных нарушений у детей. Они могут быть полезными для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с такими детьми.
Специалисты, которые могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения, могут быть следующими: учителя-дефектологи, психологи, логопеды, педагоги-психологи, медицинские работники, социальные работники. Взаимодействие участников образовательного процесса может проходить на уровне разработки индивидуальных программ, планирование и проведение обучающих занятий, диагностики и коррекции нарушений, а также оказания психологической помощи и консультирования родителей.
Направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком могут включать в себя такие области, как развитие речи, логического мышления, внимания, памяти и мелкой моторики. Кроме того, может проводиться работа по усилению мотивации учебной деятельности и развитию самооценки.
Педагог может использовать различные методы и приемы в работе с данным ребенком: игровые формы обучения, индивидуальные задания, работу в небольших группах
, использование компьютерных технологий и других средств обучения. Например, при работе по развитию речи педагог может использовать обучающие игры с карточками, где ребенок должен называть изображенные на них предметы. Важно выбирать те методы и средства, которые будут соответствовать особенностям ребенка и учитывать его потребности.
Пример использования приема в работе с ребенком:
Педагог: Алексей, давай займемся решением задач. На этом листке написано: если у тебя есть 2 яблока и 3 груши, сколько всего фруктов у тебя есть? Сможешь решить эту задачу? Ребенок: Да. Педагог: Хорошо. Мы можем воспользоваться приемом "единичного шага", как ты думаешь, что должно быть первым шагом в решении этой задачи? Ребенок: Надо сложить два яблока и три груши. Педагог: отлично, ты правильно определил первый шаг. Теперь сложим их и получим пять фруктов. А как нам решить следующий шаг?
Фрагмент взаимодействия с ребенком с нарушением интеллекта:
Ситуация: утренний режим, подготовка к уроку.
1. Педагог подходит к ребенку и приветствует его: "Доброе утро, Ваня! Как ты сегодня поживаешь?"
2. Педагог делает замечание о том, что пора готовиться к уроку: "Ваня, скоро начнется урок. Давай подготовимся вместе. Сначала поможешь мне прибрать нашу рабочую зону".
3. Ребенок помогает педагогу поставить на стол учебники и тетради.
4. Педагог напоминает о необходимости мыть руки перед началом работы: "Ваня, давай помоем руки. Ты ведь знаешь, что нужно мыть руки, чтобы не заболеть". Ребенок следует за педагогом в раковину, где мыет руки.
5. Педагог объясняет, что важно следить за чистотой и порядком, а для этого нужно соблюдать правила: "Ваня, ты так хорошо помогаешь мне с нашей рабочей зоной! Знаешь, чтобы все было аккуратно и чисто, нужно соблюдать правила. Мы можем их узнать вместе".
6. Педагог поднимает табличку с правилами и читает их ребенку: "Первое правило: все вещи должны находиться на своих местах. Второе правило: мы должны следить за своей уборкой. Третье правило: нельзя беспорядочно выкладывать вещи. Четвертое правило: мы должны уважать личное пространство друг друга".
7. Педагог обращается к ребенку с вопросом: "А теперь, Ваня, скажешь мне, какие правила мы должны соблюдать, чтобы было красиво и аккуратно?" Ребенок называет правила.
8. Педагог хвалит ребенка: "Молодец, Ваня! Ты так хорошо помогаешь мне с режимом. Соблюдаешь правила и заботишься о нашей рабочей зоне. Ты настоящий помощник!".
9. Педагог напоминает о том, что пора начинать занятие: "А теперь давай начнем урок. Время работать!".
Цель: Развитие навыков чтения на ощупь у ребенка с нарушением зрения.
Задачи:
Показать ребенку, как читать на ощупь, используя пластинки Брайля
Ознакомить ребенка с буквами и словами, составленными на пластинке.
Развить внимание, память и пространственное мышление ребенка.
Режимный момент:
Педагог садится рядом с ребенком и предлагает ему познакомиться с новым материалом на ощупь. Любопытный ребенок участвует в занятии, ощущая пластинку Брайля и изучая, как в ней выглядят буквы и слова. Они вместе составляют небольшие слова, направляя пальцы по поверхности пластинки. Ребенок с восторгом замечает, как буквы превращаются в слова, создавая иллюзию настоящего чтения. Ребенок улыбается и показывает педагогу, как он читает слова на ощупь.
Таким образом, взаимодействие педагога с ребенком посредством пластинок Брайля помогает ребенку с нарушением зрения развивать навыки чтения на ощупь и повышать активность во время занятий. Занятие проходит в радостной и дружелюбной атмосфере, способствуя позитивному эмоциональному фону и успешной адаптации ребенка в обществе.
3. Группу/класс. посещает ребенок с ЗПР (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с ЗПР
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Разработайте конспект фрагмента взаимодействия с ребенком/ режимного момента (в котором принимает участие данный ребенок). Смоделируйте ситуацию (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)).
Характеристика-портрет ребенка с ЗПР:
Ребенок Влад, 8 лет, мальчик. Ребенок с задержкой психического развития. При общении проявляет интерес, но медленно реагирует на окружающий мир. Имеет нарушения в речи, особенно в ее произношении. Объективно, ребенок отстает от своих ровесников по физическому развитию. Не очень уверенно чувствует свое тело в пространстве.
Ребенок неутомимо ищет поддержку взрослых, будучи замкнутым в коммуникации с окружающими детьми.
Особые образовательные потребности и специальные условия:
Первостепенная задача педагогов состоит в том, чтобы обеспечить Владу индивидуальную поддержку, подходящую ему как по возрасту, так и по психологическим возможностям. Наиболее важно включать его в образовательный процесс наравне с другими детьми, в то же время отмечая его прогресс и отдельные успехи в обучении.
Картотека статей журнала "Дефектология"
Картотека статей журнала "Дефектология" по вопросам психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР:
1. "Диагностика коммуникативных нарушений у детей с задержкой речевого развития" (автор: Смирнова Е.Н.)
2. "Использование игровых методов в диагностике затруднений в обучении у детей с задержкой психического развития" (автор: Иванова С.А.)
3. "Диагностика социальных навыков у детей с задержкой психического развития" (автор: Петрова О.В.)
4. "Применение компьютерных технологий в диагностике умственной отсталости у детей" (автор: Сидоров Д.А.)
5. "Диагностика функциональных нарушений у детей с задержкой психического развития" (автор: Григорьева М.А.)
Эти статьи посвящены вопросам диагностики различных аспектов психического развития детей с ЗПР. Они могут оказаться полезными для специалистов, работающих с детьми с такими нарушениями, в том числе для психологов, педагогов и медицинских работников.
Система психолого-педагогического сопровождения:
К системе психолого-педагогического сопровождения могут быть включены психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог. Участники педагогического процесса могут взаимодействовать на заседаниях, обменах информацией, на совместных мероприятиях. Примером того, как это может быть организовано, являются заседания с директором школы и учителями, на которых участвует и родитель Влада.
Направления коррекционно-развивающей работы:
Коррекция речи и развитие коммуникативных навыков.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие самостоятельности и социальной активности.
Методы, приемы, средства:
Работа с конкретным материалом, какой-то частью будущего урока (например, картинкой) в общей группе.
Работа в паре или в малой группе.
Деловые игры.
Рисование.
Формирование умения воспринимать и анализировать текст небольшой сложности.
Организация театрализованных постановок.
Пример взаимодействия и режимного момента:
Тема: развитие памяти ребенка
Цель: Развитие памяти у Влада.
Задачи:
Развить память и внимание ребенка через игры и упражнения.
Создать мотивацию для дальнейшего развития памяти.
Режимный момент:
Перед началом занятия педагог приветствует ребенка и проводит короткую беседу о том, что ожидается от занятия. Затем он включает нейромнемотрейнер, который предназначен для тренировки памяти. Ребенок настраивается на игру и начинает выполнение заданий. Педагог направляет его в работе, обеспечивая комфортную обстановку и чувство уверенности.
Пример взаимодействия:
Педагог: Влад, давай сделаем упражнение, которое поможет тебе запоминать цвета. Смотри, я покажу тебе картинку из кубиков разных цветов. Затем я скрою ее, и ты должен вспомнить, какие цвета на картинке были, и назвать их по порядку.
Ребенок: Хорошо.
Педагог предъявляет картинку и дает ребенку возможность ее рассмотреть. Затем он ее скрывает и обращается к ребенку: ну, Влад, какие цвета были на картинке?
Ребенок: были зеленый, красный и желтый.
Педагог: верно, очень хорошо запомнил! Может продолжим и добавим еще цветов на следующей картинке.
4. группу/класс посещает ребенок с нарушением интеллекта (легкая степень) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением интеллекта
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей нарушением интеллекта
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
Характеристика-портрет ребенка с нарушением интеллекта:
Ребенок с нарушением интеллекта может испытывать затруднения в понимании материала, медленно обучаться и плохо запоминать информацию. Обычно он имеет сниженный уровень абстрактного мышления, что ограничивает его способности к анализу и синтезу информации. Ребенок с нарушением интеллекта может иметь такие особенные образовательные потребности, как
повышенный уровень поддержки при обучении, индивидуальный подход к учебному процессу, использование специальных образовательных технологий и методик. Для такого ребенка может потребоваться также создание специальных условий обучения, специальных помещений и специального оборудования.
Картотека статей журнала «Дефектология»:
Картотека статей журнала "Дефектология" по вопросам психолого-педагогической диагностики детей с нарушением интеллекта:
1. "Особенности психолого-педагогической диагностики детей с олигофренией" (автор: Иванова Е.В.)
2. "Анализ методов диагностики интеллектуальных нарушений у детей дошкольного возраста" (автор: Петрова И.В.)
3. "Сравнение психологических тестов для диагностики умственной отсталости у детей школьного возраста" (автор: Сидорова О.Н.)
4. "Диагностика возможностей ребенка с нарушением интеллекта в развитии основных навыков" (автор: Григорьева Т.А.)
5. "Методика определения уровня интеллектуального развития детей с задержкой психического развития" (автор: Кузнецова Н.И.)
Эти статьи рассматривают различные аспекты и методики диагностики умственных нарушений у детей. Они могут быть полезными для психологов, педагогов и других специалистов, работающих с такими детьми.
Специалисты, которые могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения, могут быть следующими: учителя-дефектологи, психологи, логопеды, педагоги-психологи, медицинские работники, социальные работники. Взаимодействие участников образовательного процесса может проходить на уровне разработки индивидуальных программ, планирование и проведение обучающих занятий, диагностики и коррекции нарушений, а также оказания психологической помощи и консультирования родителей.
Направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком могут включать в себя такие области, как развитие речи, логического мышления, внимания, памяти и мелкой моторики. Кроме того, может проводиться работа по усилению мотивации учебной деятельности и развитию самооценки.
Педагог может использовать различные методы и приемы в работе с данным ребенком: игровые формы обучения, индивидуальные задания, работу в небольших группах
, использование компьютерных технологий и других средств обучения. Например, при работе по развитию речи педагог может использовать обучающие игры с карточками, где ребенок должен называть изображенные на них предметы. Важно выбирать те методы и средства, которые будут соответствовать особенностям ребенка и учитывать его потребности.
Пример использования приема в работе с ребенком:
Педагог: Алексей, давай займемся решением задач. На этом листке написано: если у тебя есть 2 яблока и 3 груши, сколько всего фруктов у тебя есть? Сможешь решить эту задачу? Ребенок: Да. Педагог: Хорошо. Мы можем воспользоваться приемом "единичного шага", как ты думаешь, что должно быть первым шагом в решении этой задачи? Ребенок: Надо сложить два яблока и три груши. Педагог: отлично, ты правильно определил первый шаг. Теперь сложим их и получим пять фруктов. А как нам решить следующий шаг?
Фрагмент взаимодействия с ребенком с нарушением интеллекта:
Ситуация: утренний режим, подготовка к уроку.
1. Педагог подходит к ребенку и приветствует его: "Доброе утро, Ваня! Как ты сегодня поживаешь?"
2. Педагог делает замечание о том, что пора готовиться к уроку: "Ваня, скоро начнется урок. Давай подготовимся вместе. Сначала поможешь мне прибрать нашу рабочую зону".
3. Ребенок помогает педагогу поставить на стол учебники и тетради.
4. Педагог напоминает о необходимости мыть руки перед началом работы: "Ваня, давай помоем руки. Ты ведь знаешь, что нужно мыть руки, чтобы не заболеть". Ребенок следует за педагогом в раковину, где мыет руки.
5. Педагог объясняет, что важно следить за чистотой и порядком, а для этого нужно соблюдать правила: "Ваня, ты так хорошо помогаешь мне с нашей рабочей зоной! Знаешь, чтобы все было аккуратно и чисто, нужно соблюдать правила. Мы можем их узнать вместе".
6. Педагог поднимает табличку с правилами и читает их ребенку: "Первое правило: все вещи должны находиться на своих местах. Второе правило: мы должны следить за своей уборкой. Третье правило: нельзя беспорядочно выкладывать вещи. Четвертое правило: мы должны уважать личное пространство друг друга".
7. Педагог обращается к ребенку с вопросом: "А теперь, Ваня, скажешь мне, какие правила мы должны соблюдать, чтобы было красиво и аккуратно?" Ребенок называет правила.
8. Педагог хвалит ребенка: "Молодец, Ваня! Ты так хорошо помогаешь мне с режимом. Соблюдаешь правила и заботишься о нашей рабочей зоне. Ты настоящий помощник!".
9. Педагог напоминает о том, что пора начинать занятие: "А теперь давай начнем урок. Время работать!".