ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 1128

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) ответственность; в) совесть;

б) долг; г) достоинство.

  1. Свойство личности непредвзято оценивать людей, события, терпимо относиться к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям:

а) гедонизм; в) аскетизм;

б) ненасилие; г) толерантность.

  1. Каким понятием обозначается стремление личности ставить свои интересы выше всех прочих:

а) цинизм; в) эгоизм;

б) альтруизм; г) нигилизм.

8. Какая категория этики выражает моральную ценность личности в глазах общества?

а) совесть; в) долг;

б) честь; г) справедливость.

9. Как называется этическая позиция самоограничения во имя моральной цели:

а) гедонизм; в) аскетизм;

б) фанатизм; г) толерантность.

10. Какое этическое понятие выражает принцип служения людям:

а) героизм; в) эгоизм;

б) альтруизм; г) толерантность.

11. Какая категория этики обозначает принцип распределения в обществе социальных ценностей в соответствии с заслугами личности?

а) совесть; в) ответственность;

б) долг; г) справедливость.

12. Как называется этический принцип, согласно которому высшей целью и основным мотивом поведения человека являются наслаждения, удовольствия?

а) гедонизм; в) ригоризм;

б) утилитаризм; г) эвдемонизм.

13. Какая категория этики выражает осознание личностью общих моральных требований своей личной задачей?

а) ответственность; в) совесть;

б) долг; г) достоинство.

14. Какую позицию, как правило, оценивают как аморальную:

а) альтруизм; в) индивидуализм;

б) цинизм; г) толерантность.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Этика как учение о морали. Предмет, структура, функции этики.

  2. Основные этические концепции и их реализация в моральном сознании и моральной практике современного общества.

  3. Мораль, ее сущность, функции, свойства. Возникновение и историческая эволюция моральных норм.

  4. Структура морали..

  5. Этика экономической деятельности.

  6. Профессиональная этика: понятие, основные виды, функции.

  7. Основные этапы становления профессиональной морали.

  8. Основные общие принципы профессиональной этики.

  9. Конфликт интересов в профессиональной деятельности.

  10. Проблемы профессиональной этики в зарубежных странах.

  11. Профессионально-нравственная деформация: понятие, причины, основные проявления.

  12. Принципы и функции служебного этикета.

  13. Этикетные правила приветствия.

  14. Этикетные правила представления.

  15. Этикетные правила обращения.

  16. Этикетные правила поведения в приемной и кабинете начальника.

  17. Этикетные правила поведения на совещании.

  18. Этикетные правила телефонного служебного общения.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учеб. / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; под ред. А. Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2007.

Шувалова, Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего : моральные основы : учебно-практическое пособие / Н. Н. Шувалова. – Ростов н/Дону : Феникс, 2006.

Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Этика : учебное пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн. : Новое знание, 2002.

Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений : учеб. пособие / Р.Н. Ботавина. – М., 2001.








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛТЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Дисциплина нацелена на формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение речевой культуры студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность», специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» заочной формы обучения.

РАЗДЕЛ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



тем


Название темы

лекции

практические занятия

СРС

всего часов


1.




Культура речи и деловое общение как учебный курс. Предмет и задачи дисциплины.


1



3


4


2.


Основные понятия культуры речи: Язык, речь, коммуникация, текст, речевая культура личности.




4


4


3.


Основные критерии культуры речи


1



3


4


4.


Нормативный аспект культуры речи



2


4


6


5.


Словари и справочники русского языка и речевая культура




4


4


6.


Коммуникативные качества речи




4


4


7.


Речевое поведение человека




4


4


8.


Основы мастерства в публичном выступлении




4


4


9.


Теоретические основы общения


1



1


2


10.


Понятие делового общения и его характеристика


1



1


2


11.


Виды делового общения




2


2


12.


Техника письменной деловой речи: языковое своеобразие, оформление и разновидности




4


4


13.


Речевая культура делового разговора




2


2


14.


Деловое общение и лингвопсихологические аспекты переговорного процесса





4


4


15.


Этикет ведения переговоров, совещаний, бесед. Техника ведения переговоров.




2


2


16.


Правила подготовки и проведения деловой беседы




2


2


17.


Этические нормы делового телефонного разговора.




2


2


18.


Невербальные средства в деловой разговорной практике.




2


2


19.


Культура устной и письменной речи в деловой сфере.



4


4


6


20.


Международный этикет делового общения. Международный протокол.




2


2


ИТОГО

4

6

58

72


РАЗДЕЛ 2. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Практическое занятие № 1 (2часа)

Тема: Нормативный аспект культуры речи.


Форма: практикум.

Цель: Исследовать трудные случаи использования в речи орфоэпических и грамматических форм.


Методические указания:

Правила произношения слов регламентируются специальным разделом лингвистики, который называется орфоэпия (в переводе с греческого – «правильная речь»). Одно из основных требований, предъявляемых учением о речевой культуре к устной речи, связано с правильной постановкой ударения. Сложность русского ударения заключается в таких его характеристиках, как разноместность и подвижность.

Одна из распространённых ошибок современной устной речи связана с произношением иностранных слов, которые, как правило, сохраняют ударение языка-источника. К примеру, нувориш, жалюзи, диспансер, мизер, пришедшие из французского языка, следует произносить с ударением на последнем слоге.

Более 5000 слов в русском языке испытывают колебания. Следует обратить внимание на преобладающие в современном русском языке тенденции постановки и перемещения ударения. Например:

  1. во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: начал – начала, брал – брала, понял – поняла;

  2. в формах глаголов прошедшего времени среднего рода и множественного числа совпадает с ударением формы мужского рода, а не женского: жил, жило, жили, но жила.

Сложность данного вопроса требует обязательной работы со словарями и справочниками.

Под грамматическими нормами понимают правила использования морфологических форм разных частей речи (существительных, глаголов и т.д.) и организации синтаксических конструкций. Таким образом, грамматические нормы – это морфологические и синтаксические нормы.

1. Морфологические нормы зачастую нарушаются при образовании падежных форм, а также форм рода и числа имён существительных. Например, отмечаются колебания форм Родительного падежа множественного числа существительных мужского рода, где конкурируют окончания –ов и нулевое окончание (монголов, но грузин).Следует запомнить, что существует ряд групп существительных, которые имеют в Родительном падеже нулевое окончание:

1) отдельные названия лиц по национальной принадлежности (бурят, грузин, турок, цыган, но монголов, арабов);

2) отдельные названия лиц, связанных с воинской службой (партизан, гусар, солдат, но капитанов);

3) отдельные названия парных предметов (ботинок, валенок, чулок, но носков);

4) отдельные названия единиц измерения (ампер, ватт, вольт).

Часто морфологические ошибки связаны с употреблением рода. Наиболее уязвимы в этом отношении существительные, к примеру, с основой на мягкий согласный, род которых следует запомнить: слова шампунь, тюль, рельс – мужского рода, а слова бандероль, мозоль, туфля – женского рода.

При определении рода несклоняемых существительных рекомендуется учитывать следующие дополнительные характеристики:

А) несклоняемые неодушевлённые существительные всегда среднего рода – бра, меню, эмбарго (исключением является слово мужского рода кофе, слово женского рода авеню и некоторые другие);


Б) несклоняемые существительные, обозначающие профессию, должность, и традиционно связанные с мужским трудом, являются словами мужского рода (атташе, рефери, портье);

В) род несклоняемых географических названий определяется по роду соответствующего родового существительного (Миссури – женского рода – река, Чили – женского рода – страна, Уэмбли – мужского рода – стадион).

Немало ошибок связано с употреблением числительных, которые делятся на количественные (115), порядковые (первый), собирательные (двое) и дробные.

Необходимо обратить внимание на употребление количественных составных числительных, в которых следует склонять все элементы. Например, триста пятьдесят шесть, трёхсот пятидесяти шести и т.д.

В составных порядковых числительных изменяется только последняя часть: в две тысячи восьмом году (в 2008 г.).

Важно помнить, что с собирательными числительными не сочетаются слова женского рода (невозможно сочетание «двое девушек», но «двое мужчин», «двое детей», «трое суток»).

2. В системе синтаксических норм важное место занимают согласование и управление, обозначающие основные виды синтаксической связи.

При согласовании зависимое слово ставится в том же роде, числе, падеже, что и главное. В речи встречается много ошибок, связанных с неправильным согласованием. К трудным относится случай, когда грамматический род и смысловой род не совпадают. Например, инженер Иванова – какой? какая? Важно помнить, что в таких случаях согласование с прилагательным опирается на грамматическую форму – она хороший инженер (специалист, врач, профессор), а согласование с глаголом (сказуемым) происходит по смыслу – хороший врач Иванова пришла к больному.

Управлением называется такая синтаксическая связь, при которой зависимое слово ставится в том падеже, которого от него требует главное слово.

К примеру, глагол «скучать» управляет либо Предложным падежом (скучать о матери), либо Дательным (скучать по матери), но ни в коем случае не Творительным (скучать за матерью). Существительное «оплата» управляет Родительным падежом без предлога (оплата проезда), а существительное «плата» управляет Винительным падежом с предлогом «за» - плата за проезд. Разница между глаголами «одеть»/ «надеть», в употреблении которых часть возникают ошибки, заключается в том, что «одеть» управляет Винительным падежом только одушевленных существительных (одеть ребёнка), а «надеть» - Винительным падежом неодушевленных существительных (надеть куртку, шапку).

Типичной ошибкой в построении словосочетаний является грамматическая контаминация (лат. смешение), в результате которой из элементов двух правильных словосочетаний появляется ошибочное, например: воплощать в себя - неправильно! (воплощать в себе, включать в себя - правильно!). Трудные случаи глагольного управления представлены в специальных словарях.