ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 342
Скачиваний: 5
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Методические указания по изучению
дисциплины для студентов, обучающихся
по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
квалификация «Бакалавр»
Хабаровск 2014
ББК 65.29
М42
Автор составитель:
Попсуйко А.Н. – канд. филос. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
Рецензент:
Осипова А.А.– канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
Попсуйко, А. Н.
М42 |
Управление проектами: методические указания по изучению дисциплины для студентов очной формы обучения направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Бакалавр» / А.Н. Попсуйко. – Хабаровск : ДВИУ– филиал РАНХиГС, 2014. – с.48
|
Управление проектами – дисциплина, предусмотренная для изучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов по направлению 080200.62 «Менеджмент».
Методические указания содержат основные рекомендации по изучению дисциплины.
ББК 65.29
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
© Попсуйко А.Н., 2014.
©ДВИУ–филиал РАНХиГС, 2014
1 |
Цели освоения дисциплины………………………………………. |
4 |
2 |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………… |
5 |
3 |
Структура дисциплины……………………………………..……… |
8 |
4 |
Тематический план практических (семинарских) занятий…......................................................................................... |
10 |
4.1 |
Модуль 1 Основы проектного управления………………………….. |
10 |
4.2 |
Модуль 2 Отраслевые особенности проектного управления…….. |
18 |
5 |
Самостоятельная работа студентов……………………………… |
22 |
6 |
Контроль знаний студентов………………………………………. |
24 |
6.1 |
Входной контроль……………………………………………………. |
24 |
6.2 |
Текущий контроль знаний студентов………………………………. |
24 |
6.3 |
Промежуточный контроль …………………………………………. |
24 |
6.4 |
Тесты для самоконтроля ……………………………………………. |
24 |
6.5 |
Технологическая карта по дисциплине ………………….………… |
27 |
6.6 |
Темы курсовых проектов……………………………….…………… |
28 |
6.7
6.8 |
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов……………………………….…………………… Примерные вопросы к экзамену……………………………………... |
30 43 |
7 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………... |
46 |
1 Цели освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование знаний, умений и навыков, необходимых студентам для разработки и реализации проектов любой сложности. В условиях динамично развивающихся процессов социально - экономической развития общества, проектная деятельность становится ключевым фактором устойчивости и жизнеспособности любого хозяйствующего субъекта. Обращение к проектным методам управления обусловлено ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распорядительных методах, и переходом к рыночным механизмам управления социально-экономическими системами.
Основными задачами дисциплины являются:
-
рассмотрение методологии составления и реализации проекта;
-
изучение особенностей управления проектами в зависимости от сферы их применения;
-
освоение механизма расчёта эффективности проекта;
-
изучение современных методов проектного управления.
Изучение дисциплины соответствует следующим задачам профессиональной деятельности бакалавра:
1) организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития
- участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий.
2) информационно-методическая деятельность:
- сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях.
3) проектная деятельность:
-участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;
- участие в проектировании организационных систем;
- проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов;
- оценка результатов проектной деятельности.
2 Компетенции обучающегося, формируемые в
результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
А) общекультурных:
-
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
Б) профессиональных:
Б.1) организационно-управленческая деятельность:
-
умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
-
способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
Б.2) информационно-методическая деятельность:
-
умение разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);
-
умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
Б.3) коммуникативная деятельность:
-
способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);
Б.4) проектная деятельность:
-
умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);
-
способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);
-
наличие навыков разработки проектной документации (ПК-43);
-
способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);
Соответствие результатов освоения дисциплины выделенным компетенциям представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Соответствие результатов и компетенций
Дисциплина |
Учебные циклы и разделы |
Проектируемые результаты освоения циклов и разделов |
Код компетенций |
Управление проектами |
Профессиональный цикл дисциплины по выбору вариативная часть |
Знает как логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности; Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения; принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности; разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники; готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти; выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели Владеет навыками использования современных методов управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом; разработки проектной документации; |
ОК-9 ПК-6 ПК-34 ПК-2 ПК-15 ПК-18 ПК-39 ПК-40 ПК-43 ПК-48 |
3 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов, в том числе:
- аудиторные занятия – 48 часов
а) лекции – 16 часов, из них интерактивные – 4 часа
б) практические и семинарские – 32 часа, из них интерактивные 12 часов
- самостоятельная работа – 24 часа
- экзамен – 36 часов.
Таблица 1 Структура дисциплины
Раздел дисциплины
|
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма про-межуточной аттестации (по семест-рам) |
||||||||
Лекции |
Групповые занятия |
СРС |
||||||||||
Прак. Зан. |
Семинары |
|||||||||||
Модуль 1 Основы проектного управления |
||||||||||||
1.1 Проект как объект управления |
6 |
1 |
1 |
|
2 |
1 |
Доклад |
|||||
1.2 Жизненный цикл и основные этапы разработки проекта. |
6 |
2 |
1 |
|
2 |
2 |
Учебная дискуссия, |
|||||
1.3 Методика разработки и планирования работ по проекту. |
6 |
3 |
1 |
|
2 |
2 |
Доклад, реферат |
|||||
1.4 Мониторинг и контроль проекта. |
6 |
4 |
1 |
|
2 |
2 |
Доклад |
|||||
1.5 Технология управления командой проекта. |
6 |
5 |
1 |
|
2 |
2 |
Доклад |
|||||
1.6 Система управления проектом. Основы организации управления проектами |
6 |
6 |
1 |
|
2 |
2 |
Доклад, реферат |
|||||
1.7 Управление финансами и маркетинг проекта. |
6 |
7 |
1 |
|
2 |
2 |
Доклад, реферат |
|||||
1.8 Управление качеством проекта. |
6 |
8 |
1 |
|
2 |
2 |
Учебная дискуссия, |
|||||
1.9 Управление рисками и неопределённостью в проекте |
6 |
9 |
1 |
|
2 |
2 |
Учебная дискуссия, |
|||||
Всего |
|
|
9 |
|
18 |
117 |
Итоговый контроль по модулю -тест |
|||||
МОДУЛЬ 2 Отраслевые особенности проектного управления |
||||||||||||
2.1 Управление проектами в системе ГиМУ |
6 |
10 |
1 |
|
2 |
1 |
Реферат, доклад |
|||||
2.2 Особенности управления проектами реструктуризации. |
6 |
11 |
1 |
|
2 |
1 |
Доклад, реферат |
|||||
2.3 Особенности управления социальным проектом. |
6 |
12 |
1 |
|
2 |
1 |
Доклад, реферат |
|||||
2.4 Особенности управления инновационным проектом. |
6 |
13 |
1 |
|
2 |
1 |
Доклад, реферат |
|||||
2.5 Отраслевые особенности проектного управления. |
6 |
14 |
1 |
|
2 |
1 |
Доклад, конспект лекции |
|||||
2.6 Современные технологии проектного управления |
6 |
115 |
1 |
|
2 |
1 |
доклад |
|||||
2.7 Лекция-конференция. Современные проблемы проектного управления |
6 |
16-18 |
1 |
|
2 |
1 |
Круглый стол, доклад, дискуссия |
|||||
Всего |
|
|
7 |
|
14 |
7 |
Итоговый контроль по модулю - тест |
|||||
Общая трудоемкость |
часы |
108 |
|
16 |
|
32 |
24 |
Экзамен (36 часов) |
||||
зачетные единицы |
3 |
|
|
|
|
|
|
4 Тематический план практических
(семинарских) занятий
4.1 МОДУЛЬ 1 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Занятие 1
Тема 1. Проект как объект управления.
Цель занятия: обозначить социально-экономические предпосылки становления и развития инструментов проектного управления. Расширить представления студентов об особенностях проекта как действенного и весьма эффективного способа управления.
Продолжительность: 2 часа
Форма проведения: семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
-
Социально-экономические предпосылки перехода к проектному управлению
-
Предмет, цели и задачи дисциплины «Управление проектами».
-
Проект: понятие и классификация.
-
Проект как объект управления. Классификация процессов управления проектами.
-
Функции и подсистемы управления проектами.
-
Управляемые параметры проекта.
-
Характеристика признаков проекта
Методические указания студентам по изучению темы: при подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо освоить терминологический аппарат дисциплины, показать взаимосвязь дисциплины «Управление проектами» с другими областями знания, показать общие и особенные (специфические) черты традиционного и проектного менеджмента.
Студенты готовят самостоятельно, а результаты демонстрируют на занятии. В качестве индивидуального задания необходимо составить таблицу, в которой необходимо отразить сравнительную характеристику традиционного и проектного менеджмента.
|
Традиционный менеджмент |
Проектный менеджмент |
Общие черты |
|
|
Особенные черты |
|
|
Занятие 2
Тема 2. Жизненный цикл и основные этапы разработки проекта.
Цель занятия: раскрыть содержание основных этапов жизненного цикла проекта, обозначить сущность стадий разработки и реализации проекта.
Продолжительность: 2 часа
Форма проведения: семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
-
Жизненный цикл проекта: понятие и причины.
-
Сущность и содержание инициации проекта.
-
Современные подходы к разработке проектных идей (брейнврайтинг, «Метод 6-3-5», «Таблица А. Осборна», «ТРИЗ», «Метод синектики», пр.)
-
Проблемно-ориентированный подход в проектном управлении.
-
Характеристика основных этапов разработки и реализации проекта.
-
Методы выбора альтернативных вариантов проекта.
-
Устав проекта: понятие и структура.
Методические указания студентам по изучению темы: при подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо раскрыть содержание основных методов, приёмов и процедур генерирования идей. Особое внимание следует уделить особенностям разработки и реализации концепции проекта и её формальному закреплению в виде устава проекта.
Студенты готовят самостоятельно, а результаты демонстрируют на занятии. В качестве индивидуального задания необходимо разработать концепцию проекта, основное содержание которой представлено в таблице. Результаты каждым студентом представляются в виде презентации на занятии.