ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 341
Скачиваний: 5
Определение актуальности и анализ изученных источников и литературы являются основой формулирования цели исследования, которая должна отражать название (тему) курсового проекта.
Исходя из цели курсового проекта, определяется круг задач, решение которых способствует достижению поставленной цели. Задачи формулируются в логическом порядке, отражая содержание курсового проекта как последовательности теоретических и аналитических аспектов исследования.
Во «Введении» также определяется объект и предмет исследования, которые должны быть взаимоувязаны между собой. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. При написании курсового проекта по дисциплине «Управление проектами» студентам в качестве объекта исследования могут быть использованы:
1. Проекты, реально осуществляемые в организациях, являющихся объектами профессиональной деятельности обучающегося:
– федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;
– органы местного самоуправления;
– государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;
– институты гражданского общества;
– общественные организации;
– некоммерческие организации;
– международные организации и международные органы управления;
– научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.
2 Авторские проекты, разработанные студентом ранее в рамках курсовых проектов по дисциплинам «Региональное управление и территориальное планирование» или «Социология управления».
3 Авторский проект, предложенный студентом в рамках дисциплины «Управление проектами».
Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет курсовой работы чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Так, в качестве предмета может выступать система документационного обеспечения проекта, система управления рисками проекта, организационная структура и пр.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Вместе с тем, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.
Следующим элементом «Введения» является описание теоретико-методологической базы исследования.
Теоретическая база предполагает указание основных теорий или положений (основ, принципов, теорий), использованных при осуществлении исследования (например, положения научной школы менеджмента и пр).
Методологическая основа включает основные методы исследования, использованные в процессе работы над курсовым проектом, например, метод исторических аналогий, статистический метод, корреляционно-регрессионный метод, балансовый метод и пр. Необходимо отметить, что студентам необходимо указать только те методы, которые реально используются при написании курсового проекта.
Заключительным элементом «Введения» является указание практической значимости проведенного исследования, которое предполагает указание возможных направлений и вариантов использования предложений и разработок, предлагаемых автором.
Следовательно, функция введения как структурной части курсового проекта заключается, во-первых, в постановке проблемы, во-вторых, в ее всестороннем обеспечении, в третьих, в формулировке важнейших результатов и положений курсовой работы.
Объем «Введения» 3-4 страницы.
2. Основная часть.
Основная часть представляет собой аналитический обзор литературных источников по теме курсового проекта. В этой части следует определить сущность предмета исследования, охарактеризовать и проанализировать точки зрения различных авторов на данную проблему, выявить тенденции развития проблемы, а также методы решения возникающих задач. В основной части курсового проекта студент должен продемонстрировать свободное, обобщенное и целостное представление о предмете исследования таким образом, чтобы на предложенной теоретической основе можно было проанализировать практику, объяснить происходящие процессы и явления, дать их оценку и, определить предложения.
Изложение материала по заявленной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты изучения источников и литературы, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в курсовом проекте спорных (противоречивых) положений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.
Примерное содержание глав курсового проекта может быть следующим:
Глава 1. Как правило, содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы). Она содержит общий обзор исследуемой проблемы и отражает:
-
сущность и теорию проблемы, выбранной в качестве предмета курсового исследования;
-
экономическую и социальную значимость проблемы;
-
причины возникновения проблемы и факторы, определяющие ее развитие;
-
ретроспективный анализ динамики проблемы и ее наиболее сложные элементы;
-
теоретические позиции и научные школы, сориентированные на данную проблему;
-
нормативно-правовую и организационную базу решения проблемы;
-
российский и зарубежный исторический опыт изучения и решения проблемы.
Глава 2. В содержании этой главы студентам необходимо показать каким образом обозначенная проблема в первой главе отражается на объекте исследования (конкретном проекте). В этом смысле студентам необходимо показать организационное и функциональное единство первой и второй главы курсового проекта. Например, если предметом исследования выбрана проблема управления рисками в проекте, то в этой главе необходимо показать какие риски характерны для выбранного проекта, выявить их природу, показать проблему
Глава 3 Должна содержать проектные предложения по решению проблемы, выявленные во второй главе. При этом предложения должны быть экономически обоснованы, а полученные результаты должны быть измеримы.
Каждая глава курсового проекта должна быть изложена на 18-20 страницах.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В «Заключении» кратко отражаются результаты проделанной работы, тезисно и последовательно излагаются выводы и предложения по основной части работы. «Заключение» является обобщением курсового проекта, поэтому оно не должно носить абстрактный характер и содержать материалы, не получившие отражение в работе.
Правильно сформулированное «Заключение» является важным условием качественного оформления курсового проекта. Если «Введение» должно было дать читателю первичное представление о проблеме исследования и о целях автора - заключение покажет читателю, чего добился автор в своей работе над проблемой.
Все важное, интересное и проблематичное, что обнаружил автор должно быть изложено в «Заключении». Все существенные обобщения, выводы, а самое главное, все рекомендации которые автор сумел разработать в ходе курсового исследования также должны быть представлены в «Заключении».
При составлении «Заключения» следует учитывать, что оно не является в полном смысле самостоятельным разделом работы. В нем лишь сводятся воедино основные результаты курсового исследования. Каждое включенное в «Заключение» положение должно быть предварительно описано, обосновано и доказано в основной части курсового исследования.
Желательно, чтобы «Заключение» включало в себя:
-
выводы сделанные автором по каждому разделу работы;
-
авторскую оценку полноты решения поставленных задач;
-
рекомендации о направлениях дальнейшего исследования проблемы.
Каждая рекомендация, сделанная в курсовом проекте, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности.
Объем «Заключения» 2-3 страницы.
Список использованных источников и литературы.
Завершает курсовой проект список использованных источников и литературы, включающий в себя до 20 наименований. Список использованных источников и литературы оформляется в соответствии со стандартами ДВИУ.
-
Нормативно-правовые акты.
-
Источники статистических данных.
-
Книги и статьи.
-
Ведомственные методические указания, положения, инструкции, приказы.
-
Неопубликованные документы
-
отчеты о научно-исследовательских работах;
-
переводы;
-
диссертации.
-
Книги и статьи, опубликованные на иностранных языках.
Объем «Списка использованных источников и литературы» 2-3 страницы.
Приложения
Материал, который автор не включил в основной текст работы, но считает необходимым представить в качестве пояснения, доказательства, дополнительного аргумента или просто для сведения читателя выносится в раздел «Приложения».
Таким образом, в «Приложении» приводятся схемы, математические расчеты, формулы, таблицы со вспомогательными цифровыми данными, тексты нормативно правовых актов и отчетов органов управления, инструктивные и методические материалы, копии публикаций в СМИ, графические и фото материалы. Громоздкие статистические данные, расчеты и методики, суть которых излагается в основной части курсового проекта также целесообразно выносить в «Приложения». В «Приложении» также могут содержаться копии собранных документов, статистических отчетов, на основе которых выполнен тот или иной курсовой проект; графики и другие документы.
Объем «Приложений» не ограничен.
Сводный объем курсового проекта представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Общая ориентировочная структура курсового проекта
Структурные элементы |
Объем, страниц |
Введение |
3-4 |
Основная часть |
18-20 |
Заключение |
2-3 |
Список использованных источников и литературы |
2-3 |
Приложения |
не ограничено |
Курсовой проект оформляется в папке в следующей последовательности:
-
титульный лист;
-
задание на курсовой проект;
-
лист содержания;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список использованных источников и литературы;
-
лист перечня приложений;
-
приложения.
-
Защита и оценка курсового проекта
Выполненный и оформленный курсовой проект сдается для проверки преподавателю. Научный руководитель дает письменное заключение — отзыв, где отмечаются как положительные стороны курсового проекта, так и ее недостатки, а также вывод о допущении курсового проекта к защите. Курсовые проекты, не отвечающие предъявляемым требованиям, возвращаются студентам для доработки. Повторно выполненный курсовой проект сдается с первым вариантом и отзывом на него.
Защита курсового проекта позволяет выяснить степень понимания студентом исследуемой темы, усвоения им ее основных вопросов и выставить окончательную оценку.
Курсовой проект должен быть представлен на кафедру «Государственное и муниципальное управление» не позже, чем за 10 дней до защиты и защищен в сроки, установленные деканатом. В противном случае студент может быть не допущен к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине.
Конкретный срок защиты согласуется с научным руководителем.
На защите кроме руководителя могут присутствовать другие преподаватели, а также студенты.
Защита состоит из следующих этапов:
-
выступление студента продолжительностью до 10 мин.;
-
ответы на вопросы руководителя, а также всех присутствующих на защите;
-
оценка работы руководителем.
-
В выступлении студент должен отразить следующие моменты:
-
обоснование выбора темы, ее актуальность;
-
обзор и характеристика использованных источников;
-
краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом;
-
выводы и рекомендации.
Курсовой проект оценивается дифференцированной отметкой: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Лучшие курсовые проекты могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ.
Оценка курсового проекта осуществляется на основе следующих критериев:
-
соответствие оформления работы требованиям;
-
соответствие содержания теме;
-
самостоятельность студента на всех этапах подготовки курсового проекта (выбор темы, составления плана работы, сбор и анализ источников, изложение вопросов темы, формулирование выводов);
-
своевременность и четкость выполнения требований руководителя;
-
качество выступления на защите;
-
аргументированность ответов на вопросы в процессе защиты.
Оценка «отлично» ставится, если:
-
работа оформлена в полном соответствии с требованиями;
-
содержание работы раскрывает заявленную тему, в заключении имеется решение поставленных во введении задач;
-
в работе на основе изучения широкого спектра разнообразных источников дается самостоятельный анализ теоретического и фактического материалов;
-
в работе содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы с серьезной аргументацией;
-
на защите студент демонстрирует свободное владение материалом, знание теоретических подходов к проблеме, уверенно отвечает на основную часть вопросов.
Оценка «хорошо» ставится, в случае если при выполнении пунктов а); б) и д); отмечается недостаточность самостоятельного анализа.
Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если при выполнении пунктов а) и б) и в целом правильном освещении вопросов темы отмечается:
-
слабая литературная и источниковая база, слабое знакомство с литературой и источниками;
-
отсутствие самостоятельного анализа литературы и фактического материала;
-
слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области;
-
неуверенная защита работы, отсутствие ответов на значительную часть вопросов.