Файл: Предмет и задачи экономики транспортной отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • выполнение плана по перевозкам; качество выполненных работ (оказанных услуг);

  • экономия в расходовании материалов и др.

Повременная оплата труда – это оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.

Повременно-премиальная – это система оплаты труда, при которой рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и определённый процент премии к этому заработку.

Целесообразность применения сдельной или повременной системы оплаты труда зависит от многих факторов, которые сложились на момент принятия решения.

Повременную систему оплаты труда наиболее выгодно применять при следующих условиях:

    • функции рабочего сводятся к наблюдению и контролю, за ходом технологического процесса;

    • затраты на определение планового и учёт произведённого количества продукции (оказанных услуг) относительно велики;

    • количественный результат труда не может быть измерен и не является определяющим;

    • качество труда важнее его количества;

    • работа является опасной;

    • работа неоднородна по своему характеру и нерегулярна по нагрузке;

    • на данный момент увеличение выпуска продукции (работ, услуг) на том или ином рабочем месте является нецелесообразным для предприятия;

    • увеличение выпуска продукции (оказанных услуг) может привести к снижению её качества.

Сдельную систему оплаты труда на предприятии наиболее целесообразно применять в следующих случаях:

    • имеется возможность точного учёта объёмов выполняемых работ;

    • имеются значительные заказы на производимую продукцию (оказываемые услуги), а численность рабочих ограничена;

  • одно из структурных подразделений предприятия (цех, участок, рабочее место) является проблемным, т. е. сдерживает выпуск продукции (оказания большего количества услуг) в других взаимосвязанных подразделениях;

  • применение этой системы отрицательно не отразится на качестве

продукции (работ, услуг);

  • существует острая необходимость в увеличении выпуска продукции (работ, услуг) в целом по предприятию.

Сдельную оплату труда не рекомендуется использовать в том случае, если: ухудшается качество продукции; нарушаются технологические режимы; ухудшается обслуживание оборудования; нарушаются требования техники безопасности; перерасходуются сырьё и материалы.


Аккордная система оплаты труда – это разновидность сдельной оплаты труда, сущность которой заключается в том, что расценка устанавливается на весь объём подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения. На предприятии наиболее целесообразно применять аккордную оплату труда в следующих случаях:

  • предприятие не укладывается в срок с выполнением какого-либо заказа, и при его невыполнении оно обязано будет заплатить значительные суммы штрафных санкций в связи с условиями договора;

  • при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, выходе из строя большой части транспортных средств и др.), которые приведут к прекращению работы предприятия;

  • при острой производственной необходимости выполнения отдельных работ или внедрении новой техники на предприятии.

В соответствии с типовым положением об оплате работ руководство автотранспортного предприятия по согласованию с профсоюзной организацией разрабатывает своё положение об оплате труда и премировании водителей, кондукторов, ремонтных и вспомогательных рабочих, устанавливают соответствующие системы оплаты, показатели и порядок премирования.

Оплата труда водителей – основной категории персонала автотранспортного предприятия – является одним из основных элементов себестоимости и, таким образом, одним из пунктов формирования договорной цены на услуги автотранспорта. Таким образом, водитель является центральным звеном, определяющим стоимость транспортных услуг, обеспечивающим потребительную стоимость работ АТП по доставке груза.

От водителя во многом зависит соблюдение графика движения, качество транспортного обслуживания, улучшение использования автомобиля.

Работая в отрыве от предприятия в различных дорожных условиях, водитель должен самостоятельно принять решение, обеспечивающее наилучшие условия для выполнения задания по перевозкам в соответствии с технологическим обеспечением перевозки.
Контрольные вопросы

1. На какие две категории в зависимости от участия в производственном процессе делится весь персонал предприятия?

2. Чем отличается явочный состав от списочного состава предприятия?

3. Какие два метода определения необходимой численности рабочих применяют на практике?

4. Что такое производительность труда?

5. Какие методы применяют для определения производительности

труда на автотранспорте?

6. Назовите основные группы факторов роста производительности труда.



7. Чем отличается номинальная заработная плата от реальной?

8. Назовите основные виды сдельной и повременной оплат труда.


Глава 5. Себестоимость продукции, услуг
5.1. Понятие затрат и себестоимости перевозок
Каждое предприятие в своей стратегии ориентируются на получение максимальной прибыли. Для достижения этого результата предприятие должно использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства (с наименьшими затратами), т.е. был бы самым эффективным.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства или экономических ресурсов, называются издержками производства.

Издержки производства (затраты) составляют экономическую основу себестоимости продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Издержки производства на транспорте называют транспортными затратами.

Себестоимость перевозок (работ, услуг) – это стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом) [8].

По способу включения в себестоимость перевозок затраты разделяются на прямые и косвенные.

Прямыми считаются затраты, которые связаны с производством отдельных видов услуг и могут быть отнесены на себестоимость непосредственно по данным первичных документов. К таким затратам относятся заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов; отчисления на социальные нужды; затраты на автомобильное топливо; смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильной резины; техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей; амортизация подвижного состава.

Косвенные затраты в части, приходящейся на затраты по управлению предприятием, распределяются между видами перевозок и деятельностью пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесённых на каждый из этих видов.

Издержки производства имеют сложную структуру, которая определяет характер и условия использования в процессе производства. В настоящее время на автотранспорте существует условное деление затрат на переменные, постоянные и условно-постоянные.


К переменным относятся все расходы, которые изменяются пропорционально общему пробегу автомобилей, – на топливо, смазочные материалы, ТО и ремонт, восстановление и ремонт шин, амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава.

Постоянные затраты не зависят от пробега подвижного состава.

К ним относятся накладные расходы.

Заработную плату водителей принято относить к условно-постоянным расходам, поскольку её размер при сдельной системе оплаты труда зависит главным образом от выработки в тоннах, пассажирах и т.д. При почасовой оплате заработная плата водителя не зависит от пробега автомобиля, поэтому её следует отнести к постоянным расходам.

Затраты автотранспортного предприятия группируются по видам выполняемых услуг (пассажирских, грузовых) или по видам перевозок (пригородных, городских, междугородных, международных), видам грузов. Это позволяет определить экономическую выгодность выполнения отдельных видов услуг.

Выбор способов группировки затрат на конкретном предприятии определяется рядом факторов: специализацией и назначением предприятия, организационной структурой и др.
5.2. Классификация затрат на выполнение перевозок
Себестоимость перевозок как показатель имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее влияние на финансовое состояние перевозчика: чем ниже себестоимость, тем лучше финансовое состояние предприятия или индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки грузов или пассажиров.

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов; затраты по воспроизводству основных производственных фондов; затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, выполнение обязательств перед банком по предоставленным кредитам; налоги и сборы.

Затраты, входящие в состав себестоимости перевозок грузов и пассажиров, разнородны по своему составу, экономическому назначению, роли в выполнении транспортных услуг. В зависимости от перечисленных признаков их классифицируют по элементам, статьям и группам.