Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Трудовая школа» – одно из направлений реформаторской педагогики, сторонники которого выступали за превращение школы-учебы в трудовую школу как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Прагматическая педагогика – направление в реформаторской педагогике, в основе которого философия прагматизма, известное также как «инструментализм», «конструктивизм», «экспериментализм», «прогрессивизм» и выступавшее за практическую направленность воспитания, обучение посредством активной деятельности ребенка.

Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования.

14. Развитие зарубежной гуманистической педагогики ХХ века. Педагогическая концепция Я.Корчака

Педагогические идеалы XX века складывались под сильным влиянием потребностей и духовных течений эпохи. Начало века рассматривалось многими философами, социологами и педагогами как заря рождающейся эры в истории, поставившей со всей остротой проблему нового взгляда на функции воспитания. Для этого периода были характерны постоянные попытки развить альтернативные формы, методы и содержание образования, которые отвечали бы изменившимся требованиям. Новое воспитание должно готовить людей, которые смогли бы наиболее полно воспользоваться перспективами новой эпохи, которые бы осознавали происходящие быстрые социальные изменения, значение. Существующая воспитательная практика и идеи рассматривались ими как старые, отжившие своё время и подвергались резкой критике. Прогрессивные педагоги были склонны не столько анализировать и оспаривать существующие общественные условия, сколько направить свою деятельность на осуществление контроля за их развитием. Своеобразным инструментом подобного воздействия они считали образование, которое

Постепенно в теории и практике утверждался подход, гуманистически ориентированный на ребенка, когда роль педагога выражается не в жестком управлении воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации. Это позиция советчика, друга, консультанта. Реализация данного подхода возможна лишь при полном учете интересов детей
, постоянном стимулировании активности каждого из них. Тем самым можно отметить утверждение в педагогике тенденции к установлению субъект-субъектных отношений, творческого делового сотрудничества в воспитательном процессе. Воспитание рассматривается как взаимовоздействие двух людей. В процессе воспитания дети способны оказать влияние на изменение образа жизни, чувств и мыслей взрослых. Невозможно воспитывать другого, не изменяясь самому.

Можно определить следующие тенденции развития гуманистического воспитания:

- выделение в качестве основной идеи изменения воспитания - благо ребёнка;

- движение от авторитаризма к самостоятельному развитию личности;

- усиление внимания к экспериментальной работе, изучению ребёнка, человековедению;

- установление субъект-субъектных отношений, творческого делового сотрудничества в воспитательном процессе;

- разработка новых гуманистических педагогических технологий, новых типов учебно-воспитательных учреждений, содействующих самореализации ребенка и его самосовершенствованию;

- стремление к разрешению противоречия между личностью ребенка и детским сообществом.

Педагогическая концепция Я.Корчака. Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже «Как любить ребенка». Его концепция отражает развитие ребенка как личности. Ребенок- личность самостоятельная, независимая и свободная. Ребенок имеет право на признание человеческих достоинств. Потому педагог требовал уважения к детству.

Я. Корчак неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без переживания во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Поэтому одной из важнейших задач педагогов он считал обеспечение такой жизнедеятельности учреждения, которая помогла бы воспитанникам хотя бы в течение нескольких лет познать радость детства. Идея абсолютной ценности детства легла в основу важнейшего принципа его воспитательной системы — уважения личности и прав ребенка. Ребенок нуждается в бережном, заботливом отношении. Он достоин, уважаем, думает, проявляет интеллект, волю. Но, в то же время, ребенок должен уважать себя, тогда он будет уважать других.

Цель воспитания включает разностороннее гармоническое развитие духовных и физических сил, формирование личности в духе Истины, Красоты, Добра, в духе свободы и гражданственности. Но для этого надо заменить принуждение добровольным приспосабливанием к коллективу.

Преподаватель и атмосфера должны быть такими, чтобы воспитанник был заинтересован в том, чтобы победить себя, овладеть своими нуждами. Важную роль играет заинтересованность и любовь педагога к каждому. Каждодневные переживания детей и воспитателя сблизят их, а воспитателю покажут новые пути.

Любовь к детям включает уважение его слабостей и недостатков, неудач и незнаний. Он призывал уважать тайны, не забывать, что каждый — неповторимая личность, которая совершенствуется и развивается. Если ребенок недослышал, недопонял, то все поправимо. Усилия родителей, учителей должны быть направлены на преодоление препятствий, недостатков.

Огромное внимание уделяется самовоспитанию. В Доме сирот действовала система самоуправления. Самоуправление должно было служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости. Роль же воспитателя в самоуправлении — роль помощника.

15. Зарубежные гуманистические педагогические концепции ХХ в. (Д.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штейнер).

Прагматическая педагогика. В 90-х г. 19в. в США зародилась. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу. Представитель Дьюи полагал, что радикально изменившиеся условия жизни требуют радикально изменить постановку образования. «Интеллектуальное образование» оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества. Утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы: путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Большую роль придавал наследственности. Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Центральная фигура в процессе воспитания- ребенок. Снижал роль научных знаний в воспитании детей. Правильно подчеркивая роль трудового воспитания, Дьюи не связывал его с широким общим образованием. Школа, по его мнению, не должна иметь постоянных учебных классов, программ, расписания.

Мария Монтессори. Видела суть реформы не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды. Функция учителя - наблюдать и направлять в положительную сторону стремления. Задача воспитания: забота о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития. Педагогические принципы: свободы, упразднение наград и наказаний, исключение соревнований из детской деятельности. Основной метод: поляризация внимания. Главный принцип: свободный выбор работы. Задача: воспитать человека, способного наблюдать и различать добро и зло, быть самоуправляемым, деятельным, воздержанным, дисциплинированным. Особую роль придавала гигиене мышления. Нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении.


Рудольф Штейнер. В 1919г. он уже был широко известен как философ и прекрасно сознающий свои цели и пути реформатор общества. Центральная идея состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно выйти в “высшие миры”. Антропософия различает 4 элемента существа человека, который развивается по семилетним циклам:

  • физическая сущность (объединяет человека с миром минералов) подражание образцу в первые 7 лет до смены зубов.

  • эфирная или жизненная сущность (объединяет с растениями и животными; следование авторитету во вторые 7 лет до полового созревания, внутреннее принятие взглядов авторитета ).

  • звездная или чувствительная (эта “носительница боли и радости, наклонностей ,желаний, страстей “; объединяет только с животным миром; время образования собственных , автономных суждений в следующие 7 лет )

  • Я- сущность (“носительница высшей человеческой души”, свойственна только человеку; облагораживание и исправление остальных сущностей через свое «Я»)

16. Основные тенденции развития систем образования в развитых странах Запада во второй половине ХХ века

1. Демократизация образование. Реализуется на практике принцип равенства всех граждан в образовании. Доступ к образованию получили все слои общества, независимо от соц положения, возраста, пола. Обр система организована пбо принципу единой школы. Начальная школа дает общеобразовательное образование, нет профилей. Есть спец соц программы. Развиваются школы для взрослых. Это актуализирует проблему толерантности, позволяет разным людям пообщаться. С другой стороны, это открытость школ – усиление взаимодействия педагогов, родителей, общ организаций

2. Пересмотр целей образования. В качестве цели образования выступает сам человек. Образовательный идеал – это человек с высоким уровнем культурного, нравственного и духовного развития. Следует учить людей жить в гармонии с собой, миром и другими людьми. Среди целей важное место имеет сочетание интересов человека и общества. Значит, необходимо формировать у человека такие качества, которые помогут реализовать себя и как существо общественное и как индивидуальность.

3. Пересмотр содержания образования. Источником становится национальная и мировая культура. Содержание становится гуманитарным – все учебные
дисциплины обращаются к проблемам человека, его саморазвития.

4. Изменение форм образования. Одна из новых форм – дистанционное обучение с использование информационных технологий. Открытые школы. Широкое распространение получает индивидуальное обучение.

5. Интеграция образования. Тенденция интегрального характера знаний. В школах странах Западной Европы существует единообразие в организации образовательных систем. Это проявляется также в стремлении многих стран к стандартизации содержания образования, устранению чрезмерных программ, форм, учебников.

6. Дифференциация образования в зависимости от интересов, потребностей, способностей. Это проявляется в сущесвовании разных видов школ, профилизации.

7. Гуманитаризация образования. Эта тенденция находит свое проявление в целях и содержании образовании, в формах обучения. Они приобретают характер диалогического взаимодейтсвия.

17. Общая характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХIIвв.) и в русских княжествах (ХIIYI вв.)

Киевская Русь. В 988 г., в основном по инициативе киевского князя Владимира Святославовича - крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришли и византийские просвещение и культура. При церквях и монастырях создавались школы. Князем Владимиром в Киеве была открыта первая школа "учения книжного". Образование на первых порах насаждалось среди населения по княжескому приказу. Школа для России была явлением новым, поэтому воспринималась с опаской. Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В XI веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. Содержанием обучения в обычных школах являлось чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики. Существовала повышенная школа, где получали образование писатели-летописцы, переписчики. Была открыта повышенная школа для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переведенные с греческого языка рукописные книги. Таким образом, в период развитого средневековья воспитание и обучение, просвещение на Руси развивалось достаточно быстрыми темпами, испытывая некоторое влияние западноевропейской культуры.