Файл: Статья удк 338. 2 369 doi 10. 2239420791690202213133142.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. 3. С. 133–142

StateandMunicipalManagement. ScholarNotes. 2022;(3):133–142

Проблемы экономики

Научная статья УДК 338.2:369

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-133-142

ИНДЕКС ДОБРОВОЛЬНЫХ ПЕНСИЙ (VPI) КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Николай Юрьевич Ковалев1, Галина Васильевна Ярошенко2

1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия 2Южно-Российский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

1nyukovalev@edu.hse.ru, https://orcid.org/0000-0003-2895-4925

2yaroshenkogv@uriu.ranepa.ru

Аннотация. В работе проанализированы демографические условия и тенденции, ха- рактерные как для мирового сообщества, так и для Российской Федерации. Определена значи- мость интеграции добровольных элементов как механизма обеспечения достойной жизни пен- сионерам в многоуровневые пенсионные системы стран ОЭСР. Описывается методология индекса добровольных пенсий, а также выявлены дополнительные ограничения его примене- ния. Представлены результаты моделирования для 20 стран и проведена оценка применения индекса в Российской Федерации с 2013 по 2020 годы. Сделан вывод о низкой развитости доб- ровольных пенсионных систем в Российской Федерации.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная система России, добровольная пен- сия, добровольная пенсионная система России, индекс добровольных пенсий

Для цитирования: Ковалев Н. Ю., Ярошенко Г. В. Индекс добровольных пенсий (VPI) как ин- струмент оценки добровольного пенсионного страхования Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 133–142. https://doi.org/10.22394/2079- 1690-2022-1-3-133-142



Original article

Problems of Economics

VOLUNTARY PENSION INDEX (VPI) AS A TOOL


FOR ASSESSING VOLUNTARY PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nikolay Yu. Kovalev1, Galina V. Yaroshenko2

1National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

2South-Russia Institute of Management – branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

1nyukovalev@edu.hse.ru, https://orcid.org/0000-0003-2895-4925

2yaroshenkogv@uriu.ranepa.ru

Abstract.The work analyzed demographic conditions and trends characteristic of both the world community and the Russian Federation. The importance of integrating voluntary elements as a mechanism for ensuring a decent life for pensioners in multi-level pension systems of OECD countries has been determined. The methodology of the voluntary pension index is described, as well as addi- tional restrictions on its application. The results of modeling for 20 countries were presented and the application of the index in the Russian Federation from 2013 to 2020 was assessed. The conclusion was made about the low development of voluntary pension systems in the Russian Federation.

Keywords:pension system, pension system of Russia, voluntary pension, voluntary pension sys-

tem of Russia, voluntary pensions index

For citation: Kovalev N. Yu., Yaroshenko G. V. Voluntary pension index (VPI) as a tool for assessing voluntary pension insurance in the Russian Federation. State and Municipal Management. Scholar Notes.2022;(3):133–142. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-133-142




© Ковалев Н. Ю., Ярошенко Г. В., 2022

Актуальность. Обеспечение достойного уровня жизни гарантируется Конституцией Российской Федерации всем ее гражданам. Согласно Стратегии долгосрочного развития пенси- онной системы Российской Федерации основной целью развития пенсионной системы, в том числе, является «гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения»1. Данная цель раскрывается путем решения задач «обеспечение коэффициента замещения тру-

довой пенсии по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате», а также «обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера».

В настоящее время в отечественной практике в качестве показателей уровня пенсион- ного обеспечения граждан выступают коэффициент замещения и прожиточный минимум [1]. При этом отсутствует утвержденная методика расчета коэффициента замещения, то есть нет четкого понимания, как считать целевой показатель, на основании которого можно решить, достигнут ли уже «социально приемлемый» уровень пенсий. А также измененный подход к расчету величины прожиточного минимума2 не соответствует сложившимся в обществе пред- ставлениям о нем [2].

Стоит также отметить, что существующее более 25 лет негосударственное пенсионное обеспечение не аккумулирует достаточный объем накоплений граждан для формирования корпоративных и личных пенсий. Это обусловлено, в том числе низким уровнем заработных плат и малой численностью граждан с доходами, позволяющими формировать пенсионные накопления[3].

Таким образом, проблемная ситуация заключается в том, что пенсионные накопления интегрированные в структуру пенсионного обеспечения в качестве механизма компенсирую- щего утраченный заработок не позволяют, в нынешнем виде, обеспечить социально приемле- мый уровень пенсионного обеспечения граждан.

В связи с чем, возникает исследовательский вопрос: способны ли добровольные пен- сионные накопления стать источником роста уровня пенсионного обеспечения граждан в Рос- сийской Федерации?

Целью является оценка пенсионного обеспечения Российской Федерации с помощью применения индекса добровольных пенсий.

Методы: сравнительный
анализ, многомерный статистический анализ.

Мировые демографические реалии


За последние десятилетия во всем мире произошли значительные демографические изменения. В результате старения населения пенсионные системы, которые полагаются в ос- новном на распределительную формулу, больше не в состоянии обеспечивать будущим пенси- онерам такие же щедрые пособия, как нынешним. Существенное изменение наблюдается в от- ношении целей государственных пенсионных систем. Как указано в Отчете о достаточности пенсий в ЕС3, недавно осуществленные реформы в европейских странах, приведут к более низ- ким коэффициентам замещения доходов от государственных схем в будущем. Эти прогнозы относятся почти ко всем странам-членам ЕС и относятся к работникам как с низкой, так и с вы- сокой оплатой труда. Чтобы смягчить эффект такого падения, применяются различные меры. В большинстве стран они включают повышение установленного законом пенсионного возрас- та, а также усиление роли частных профессиональных и личных пенсионных схем. Последнее реализуется за счет внедрения решений, направленных на стимулирование широкого распро- странения и увеличения частных пенсионных накоплений, например, введения новых видов добровольных пенсионных планов.



1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Страте- гии долгосрочного развития пенсионной системы» // Собрание законодательства Российской Федера- ции. 31.12.2012. 53. Часть 2. Статья 8029

2 Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2021 г. № 1