Файл: Статья удк 338. 2 369 doi 10. 2239420791690202213133142.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Мировые демографические реалии
Методология индекса добровольных пенсий
Результаты международного применения индекса добровольных пенсий
Таблица 1 – Показатели индекса добровольных пенсий за 2013 год
Расчеты индекса добровольных пенсий для Российской Федерации
Таблица 2 – Показатели индекса добровольных пенсий в Российской Федерации с 2013 года по 2020 год
Таблица 3 – Показатели индекса добровольных пенсий для Российской Федерации с 2013 года по 2020 год
Таблица 3 – Показатели индекса добровольных пенсий для Российской Федерации с 2013 года по 2020 год
Table 3 – Indicators of the index of voluntary pensions for the Russian Federation from 2013 to 2020
Год | ASSETS | PART | CONTR | VPI |
2013 | 0,09 | 0,72 | 0,91 | 0,56 |
2014 | 0,06 | 0,87 | 0,93 | 0,61 |
2015 | 0,40 | 0,17 | 0,74 | 0,43 |
2016 | 0,57 | 0,16 | 0,26 | 0,33 |
2017 | 0,79 | 0,63 | 0,36 | 0,59 |
2018 | 0,64 | 0,85 | 0,11 | 0,53 |
2019 | 0,74 | 0,75 | 0,28 | 0,58 |
2020 | 0,88 | 0,61 | 0,27 | 0,58 |
Источник: составлено авторами.
Таким образом, анализ таблицы 3 показывает значения для Российской Федерации в 2013 году на уровне 0,56, что является минимальным при мировом сопоставлении (табл. 1). Анализ временных рядов свидетельствует о неразвитости добровольных пенсий и об отсут- ствии тенденции к изменению.
К факторам, препятствующим развитию добровольных пенсий в России, можно отнести:
-
недостаточность доходов населения для формирования самостоятельных пенсион- ных накоплений; -
высокий темп роста долговой нагрузки заемщиков за счет роста как среднего разме- ра задолженности, так и количества кредитов на одного заемщика1; -
недостаточный уровень финансовой грамотности (согласно оценке ОЭСР2); -
применение завышенного коэффициента дисконтирования при оценке благ в пенси- онном возрасте [4].
Выводы
В заключение отметим, что представленный в 2019 году индекс добровольных пенси- онных систем VPI крайне актуален. Он призван в эпоху расширения пенсионного обеспечения оценить значимости добровольных пенсионных систем. Как таковые исключительно добро- вольные пенсионные системы не являются долгожданной вакциной от эпидемии пенсионного разрыва. Имеющиеся опыт Чили и Мексики, а также данные исследования Марцинкевич, под- тверждают тезис о том, что хорошо структурированные пенсионные системы, сочетающие гос- ударственные и частные резервы, напрямую способствуют достижению двойных целей Все- мирного банка: сокращение бедности и повышение общего благосостояния.
На основе выводов Марцинкевич, можно предположить, что не сама архитектура госу- дарственной пенсионной системы побуждает к развитию добровольных пенсий, а ее эффек- тивность, которая отражается адекватностью государственных пенсионных выплат.
Марцинкевич справедливо отмечает, что также необходим более глубокий качествен- ный анализ изучаемых стран, чтобы ответить на вопрос, в какой степени эта корректировка обусловлена специальными политическими средствами, направленными на поощрение добро- вольного участия в пенсионных программах, и в какой степени этот механизм является авто- матическим.
1 Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй. // Информационно-аналитический материал Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39669/inf-material_bki_2021fh.pdf (Дата обращения: 06.05.2022)
2 OECD (2021), Financial Literacy Levels in the Commonwealth of Independent States in 2021
www.oecd.org/financial/education/financial-literacy-levels-in-the-commonwealth-of-independentstates-2021.htm
Для России проведенный анализ показывает низкую развитость добровольных пенси- онных систем, в том числе ввиду выявленных факторов. Возможность интеграции в уже сфор- мированные планы государственного пенсионного страхования элементов частных добро- вольных систем позволит сформировать механизмы упреждающего планирования, отсутствие которых, при имеющихся на сегодняшний день данных, будет означать рост бедности в пожи- лом возрасте и непосильное бремя для государственных финансов.
Список источников
-
Горлин Ю. М., Ляшок В. Ю., Салмина А. А. Коэффициент замещения как инструмент ана- лиза и прогнозирования пенсионной системы // Вопросы экономики. 2020. № 12. С. 80-103. -
Корнейчук Б. В. Новая методика расчета прожиточного минимума: проблемы теории и практики // Экономическая политика. 2021. № 6. С. 120-139. -
Есаулкова Т.С. Повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Феде- рации на основе совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов: дис докт. экон. наук : 08.00.05; 08.00.10. - Москва, 2020. 539 с. -
Овчаров Д. А. К вопросу о новой парадигме пенсионной системы с позиций поведенче- ской экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. №3 (36).С. 30-38.
References
-
Gorlin Yu. M., Lyashok V. Yu., Salmina A. A. Replacement rate as a tool for analysis and forecast- ing of the pension system. Voprosyekonomiki=QuestionsofEconomics. 2020;(12):80-103. (In Russ.) -
Korneychuk B.V. New methodology for calculating the subsistence minimum: problems of theo-
ry and practice. Ekonomicheskayapolitika=Economicpolicy. 2021;(6):120-139. (In Russ.)
-
Esaulkova T. S. Raising the level of pension provision for citizens of the Russian Federation on thebasisofimprovingtheactivitiesofnon-statepensionfunds: dis. ... doc. economy Sciences: 08.00.05;
08.00.10 - Moscow, 2020. 539 p. (In Russ.)
-
Ovcharov D.A. On the issue of a new paradigm of the pension system from the standpoint of be- havioral economics. Vestnik VolGU. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya = Bulletin of the VolSU. Series 3: Economy. Ecology. 2016;3(36):30-38. (In Russ.)
Информация об авторах
Н. Ю. Ковалев – магистрант Института социальной политики Национального исследователь- ского университета «Высшая школа экономики»;
Г. В. Ярошенко – канд. полит. наук, доцент кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors
N. Yu. Kovalev – Master's Student of the Institute of Social Policy of National Research University Higher School of Economics;
G. V. Yaroshenko – Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science of South-Russia Institute of Management – branch of RANEPA.
Вкладавторов:все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заяв- ляют об отсутствии конфликта интересов.
Contributionoftheauthors:the authors contributed equally to this article. The authors declare no con- flicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.07.2022; одобрена после рецензирования 14.07.2022; принята к публи- кации 15.07.2022.
The article was submitted 01.07.2022; approved after reviewing 14.07.2022; accepted for publication
15.07.2022.